Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы.

А что знаете Вы о Великом Сибирском Пути (а ныне Транссибирская магистраль) и БАМе (Байкало-Амурская магистраль)?


Краткое сравнение для ЛЛ:


Наименование ---------Транссиб ----- БАМ

Протяженность -----------  9288,2 км. ------ 3105 км.

Годы строительства  ------1891-1916гг.----  1932-1990, 2008-наше время

История.


Великий край чистых озер, полноводных рек, монолитных гор, густых лесов и необъятных равнин – Дальний Восток и Север России, издавна притягивают взоры путешественников, купцов, ученых и других исследователей и покорителей. Но во все времена у России не хватало то ли средств, то ли хозяйской жилки для полноценного освоения и развития этого региона. И главной проблемой России, как вы понимаете, были русские дороги.

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост
Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Великий Сибирский путь. Строительство Транссиба.


С появлением железнодорожного транспорта, еще в XIX веке, умные государственные мужи, поглядывая на карту империи, разрабатывали дерзкие проекты – связать единой дорогой восток и запад России.


Во всеподданнейшем адресе Сибирского купечества в 1868 г. взывалось: “Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве”.


«Как без посещения Мекки нельзя быть настоящим мусульманином, так, не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским…» Это отрывок из докладной записки, на имя Александра III от министра путей сообщения, графа Сергея Витте — главного вдохновителя строительства Великого Сибирского пути.


Противников строительства великой магистрали было множество: пугали гнилые болота, дремучая тайга, беспощадные морозы и т.д. Сторонников железного пути, связующего Россию, объявляли психически не здоровыми людьми.


Но идея пробилась в жизнь: в 1890 г. Александр III утвердил Положение Комитета министров о строительстве сплошной линии Сибирской железной дороги от Златоуста до Миасса (Челябинская обл.).

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Реккорды Транссиба


Самая протяженная железная дорога на планете — 9288,2 км


Вдоль магистрали – 87 городов, из них 5 городов свыше 1 млн чел: Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск.


Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. Из них Амур — наиболее широкая (около 2 км).


На протяжении 207 км Транссибирская магистраль проходит вдоль озера Байкал.


В самых суровых по климату местах наиболее низкие зимние температуры достигают -62С.


Крутые спуски: за 30 км железная дорога спускается вниз более чем на 400 метров.


Самый длинный мост на Транссибе был построен в 1913 — 1916 гг через реку Амур длиной 2568 м и включал 18 пролетов по 127 метров с 200-метровой левобережной эстакадой.


Самый длинный тоннель — под Амуром, параллельно Амурскому мосту (длина 7198 м.), построен был по стратегическим соображениям в 1937-1942 гг.


Абсолютным рекордсменом в искусственной насыпи стал Балайский косогор примерно в 100 км восточнее Красноярска, высота искусственной насыпи 34 м.


По темпам строительства Великий Сибирский Путь (а ныне Транссиб) поражал воображение современников: за 13 с половиной лет (с марта 1891 по сентябрь 1904 года) был проложен непрерывный рельсовый путь около 9100 верст, или немногим менее 10000 километров, по 740 километров в год. Через крупные реки, неосвоенные места, перевалы и участки с вечной мерзлотой и тяжелым профилем — это высокая цифра даже для современного строительства.


Цена постройки Транссиба для России составила в 1891 — 1913 гг. почти полтора миллиарда рублей.

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Начало строительства БАМа. ЗАЧЕМ?


Гром не грянет – мужик не перекрестится. – Эта пословица полным образом характеризует строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). И грянул гром, и неоднократно: Россия (позже СССР) периодически была под угрозой войны с Японией и Китаем (чему с удивительным постоянством «помогали» европейские страны).


Транссиб проходит практически по южной границе, и в связи с возможной военной агрессией мог выйти из-под контроля России. Кроме военной была еще одна причина для начала строительства Байкало-Амурской магистрали, проходящей на 400 км севернее Транссиба, – районы Дальнего Востока и Севера нужно было осваивать, разрабатывать, населять и продолжать защищать.


БАМ. Железная дорога огибает озеро Байкал с севера.

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Сталинский БАМлаг. Лагерная железная дорога


В 1932 г. Совнарком принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Строительство планировалось завершить через 3 года. Стройка была объявлена всесоюзной, и по всей стране разъехались агитаторы и вербовщики. Из запланированных 25-30 тыс. реально работало 2,5 тыс. работников.


Нужно ли говорить о лютых условиях: -40 -60 градусов мороза! Вечная мерзлота, ветры, болота, каменоломни, глубокие реки и ручной труд, — и всё это при не обеспеченном быте времянок, с отсутствием столовых, с плохо организованным подвозом продуктов, стройматериалов, оборудования… Строители практически разбежались. Программа была сорвана.


Бывший заключенный Соловецкого лагеря, в прошлом миллионер, а ныне один из руководителей ГУЛАГа Нафталий Френкель обратился к Сталину с предложением об участии в строительстве заключенных. В октябре 1932 г. стройку передали из ведения НКПС в ОГПУ. В результате был организован Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (Бамлаг), точнее – сеть лагерей. Вдоль всего БАМа были выстроены бараки с вышками, заборами и колючей проволокой. Основную часть работавших составляли «политзаключенные», раскулаченные крестьяне и интеллигенция. Работы велись летом с 8-00 час. до 12-00 час ночи. Зимой с 9-00 час. до 21-00 час. Люди не выдерживали. Их складывали у бараков, потом закапывали в групповых безымянных могилах…

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Стройка БАМа продолжалась и в начале Великой Отечественной войны, но в 1943 г. многие железнодорожные пути были разобраны и высланы в г. Сталинград для противотанковых укреплений.


Брежневский БАМ. Комсомольская стройка


Осенью 1972 г. начался новый виток работ на БАМе. Но особым этапом стал 1974 г., когда на XVII съезде комсомола БАМ был объявлен всесоюзной ударной стройкой. Первые 600 человек комсомольцев — добровольцев поехали с романтикой, торжественными проводами и праздником.


Тяжелого труда и жесточайших условий жизни никто не отменял, но при этом зарплата превосходила в 3-5 раз по сравнению с обычными ставками в цивилизованных условиях, плюс моральное ощущение участия в великом, нужном и важном для страны деле.


Это настроение поддерживалось в песнях, стихах, плакатах, призывах. БАМ стал мечтой, дерзким испытанием, возможностью заработка, самореализации. На БАМ ехали после срочной службы, на БАМ писали школьники, мечтая после школы влиться в ряды отважных строителей. На БАМ ехали музыканты, учителя, медики, — там, переодевшись в сапоги и валенки, становились героями.

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Реккорды БАМа:


обработано 570 млн. тонн грунта;


проложено 3105 км рельсов;


уложено 95 млн. шпал;


построено 2230 больших и малых мостов;


пересечено 11 крупных рек;


преодолено 7 горных хребтов;


пробито 8 тоннелей;


стоимость стройки 17,7 млрд руб.


Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» с 1976 по 1990 год награждено 88 610 человек. Эти люди ехали на время, а остались навсегда. Бамовцы встречаются друг с другом, как фронтовики. Для них бамовец – это Человек особого качества, ведь, там «гнилые» не выживали. По словам жителей БАМа на дверях домов не было замков, друг друга в беде не бросали, вместе строили дома, плечо к плечу. Эти люди, живут вдоль БАМа и сейчас.

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Путинский БАМ. Русская дорога в будущее!


В 80-ых годах, с началом перестройки в СССР, финансирование БАМа стало постепенно сокращаться и стройка остановилась. Основную стратегическую задачу БАМ выполнил, но дорога стала убыточной. «БАМ — дорога в никуда», — такой слоган звучал последние 20 лет. Мало того, прекратилась поддержка инфраструктуры в бамовских регионах.


Это – настоящая трагедия, потому что временное жилье в суровых условиях уже пережило свои допустимые сроки – 25 лет. Рабочих мест нет. Заработки стали случайными и вахтовыми. Люди остались практически брошенными.


Сеть железных дорог в северной и восточной частях страны остаётся скудной. Со многими регионами до сих пор нет железнодорожного сообщения, что для такой протяжённой страны, как Россия, является стратегическим тормозом и угрозой для экономической безопасности.


Дальний Восток и Север по-прежнему ждут государственной хозяйской руки.

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

В 2008 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог. Общий проект оценивается в 562 млрд рублей.


Программа разбита на два этапа: 2008—2015 (1-й этап) и 2016—2030 (2-й этап) и содержит два сценария развития: минимальный (ориентированный на ресурсно-сырьевое развитие России) и максимальный (инновационное развитие). Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тыс. км дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км (в зависимости от сценария) — на втором этапе.


В случае реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России достигнет к 2030 величины от 102,9 (+18 %) до 107,6 (+24 %) тыс. км.

Великий Сибирский Путь (Транссиб) и БАМ. История. Сравнение. Планы. БАМ, Транссибирская магистраль, История, Сравнение, Длиннопост

Началось строительство второго пути по всему участку БАМа. Количество поездов увеличится.


В целом, комплекс БАМ призван решать пять важных задач общегосударственного масштаба, которые грандиозны и в то же время ясны и понятны:


• открыть доступ к природным ресурсам огромного региона;


• обеспечить транзитные перевозки по кратчайшему расстоянию (сократить перепробег грузов в среднем на 500 км);


• создать кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 000 км по российским железным дорогам;


• обеспечить движение в случаях форс-мажорных ситуациях на Транссибе;


• стать опорным стержнем хозяйственного освоения обширной территории (около 1500000 кв. км), богатой запасам ценного минерального сырья, топливно-энергетическими, лесными ресурсами.

Всем спасибо.

Еще больше инфы:

http://sivilink.ru/transsib-i-bam-russkaya-doroga-v-prekrasn...