4

Вдохновение, оно такое

Бывает так, что человек вносит в свою работу характерные (иногда не очень) черты тех вещей, что ему нравятся. Я подумал об этом когда увидел в интернете эту картинку :

Вдохновение, оно такое Руль, Маз, Формула 1, Поломойка, Сравнение, Показалось

Возможно, какой-то дизайнер МАЗа был впечатлен задней оптикой Ламборгини и решил внести некоторые элементы суперкара в свою работу. Сегодня я увидел поломоечную машину Karcher и обратил внимание на "штурвал" этого аппарата:

Вдохновение, оно такое Руль, Маз, Формула 1, Поломойка, Сравнение, Показалось

И он мне напомнил о... Конечно! О руле болида формулы 1. Только у кёрхера кнопок меньше. Вот, собственно, сам руль болида:

Вдохновение, оно такое Руль, Маз, Формула 1, Поломойка, Сравнение, Показалось

Найдены возможные дубликаты

+5

С автобусом в точку, сука , не удивлюсь, если они идентичны

В свое время искал линзу на свои тюнячие фары...

Снял ее, по внутреннему номеру хеллы вычислил...7900 за линзу...

Жаба задушила...

Нагуглил, что похожие по размеру 100мм линзы ставились на ПАЗ.

Купил в магазине пазовскую линзу за 1500 рублей.

Отгадайте, какой номер хеллы был на линзе)))

раскрыть ветку 5
+1

С автобусом -- они абсолютно идентичны, потому что итальяшки не стали разрабатывать оптику, а взяли то, что было на рынке.


Подробнее -- https://yandex.ru/search/?from=chromesearch&clid=2224314...

раскрыть ветку 4
0

Странно, я думал эта ламба старше автобуса раза в два))


А, все понял, они просто напросто универсальные...

раскрыть ветку 3
+2

первое это не вдохновение - это экономия.
https://motor.ru/selector/hella964169.htm

раскрыть ветку 2
0

Пришел сюда за этой ссылкой, если б не было - сам бы выложил))

0
Познавательно. Спасибо
0
кёрхера

Он же кЕрхер. Почему Ё?

раскрыть ветку 2
0
Всегда слышал, что его так называют. Именно через "ё". Даже официальный дилер у нас в городе так говорит в рекламе
раскрыть ветку 1
0

Это немецкая фирма. Буква ä (А умлаут) читается как Е или Э, но никак не Ё.


PS. https://youtu.be/Rg7MKICalnA?t=27

0
Возможно, какой-то дизайнер МАЗа был впечатлен задней оптикой Ламборгини и решил внести некоторые элементы суперкара в свою работу

Это ОДИНАКОВЫЕ фонари. Делает HELLA.

https://motor.ru/selector/hella964169.htm

0
Зачем на руле столько кнопок?
раскрыть ветку 4
+2
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
Великолепно! Спасибо:)
+2

Не слушай его, кнопки нужны, чтобы вводить читы на обгонялити)

+2
Читы вводить на бруталити
Похожие посты
252

Наглядное сравнение двух быстрейших кругов в истории Формулы 1

Райкконен в 2018 и Монтойя в 2004, Autodromo Nazionale di Monza


Есть неиллюзорные шансы, что в последующие два сезона до перехода на новый регламент и широкопрофильную резину этот рекорд будет побит ещё раз, или даже два раза, но вряд ли это сделает Райкконен.

698

Руль формулы 1 для простых людей.

Подписаны все кнопки.

Руль формулы 1 для простых людей. Руль, Формула 1, Автоспорт, Длиннопост

Из интересного:

1) Чтобы снизить риск случайного нажатия неправильной кнопки, команда использует кнопки, которые также используются в самолётах. Они не только очень надёжны, но и требуют при нажатии сильного усилия и обеспечивают серьёзную отдачу.


2) На протяжении сезона у каждого гонщика бывает от трёх до четырёх рулей. На создание одного руля требуется примерно 80 часов. В процесс конструирования и производства руля вовлечены конструкторы по механике и электрике, а также техники, отвечающие за проводку.


3) Самые используемые функции — это собственно изменение направления и переключение передач. За круг в Мельбурне пилот использует лепестки примерно 50 раз.


Взято отсюда: https://www.championat.com/auto/article-3702099-kak-ustroen-...

Показать полностью 1
604

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас

Начнём с разворотов. Спин в исполнении Фила Хилла. Думаю, что это Монако, 1960 год, и, соответственно, болид Ferrari Dino 246.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

И ещё раз Фил Хилл! Ferrari Dino 156, а значит, 1961-1964 год. Тоже ничего конкретного по инциденту не нашёл. Здесь он чуть не получил в бочину от преследователя.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

Если тогда небольшой занос был чреват переворотом болида и переломом шеи, то  позже начали делать достаточно высокую спинку за головой. Нередко в неё же заталкивали и радиатор, что выглядело весьма уродливо. Проблема оставалась лишь в том, что, если кто-то в такой момент вшатается в болид на полной скорости, пилоту всё равно с большей вероятностью настанет pease death.. По сторонам от него располагались топливные баки, да и монококов и защиты шеи тогда ещё не было. Где и когда произошла следующая авария, не знаю, но в свалке поучаствовали восемь болидов, и каким-то чудом ни один из них не пыхнул. Все пилоты выжили, один (управлявший Брэбэмом) получил перелом ноги. Это всё, что мне известно об этом фрагменте.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

Переносимся в наше время. Разворот Льюиса Хэмилтона, Mercedes AMG F1 W06 hybrid, Барселона-Каталунья, 2015 год.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

А теперь разворот с крэшем: Роман Грожан, Haas FV-18, та же Барселона-Каталунья, 2018 год. Совершил дебильный спин навстречу пелотону, будто в себя поверил, и ушатал своим задом два болида. Естественно, ни намёка на опасность такого инцидента в наше время, но всё равно ататай ему сделали для приличия.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

Теперь посмотрим, как изменился за эти годы стартовый завал. Монца-1978. Тут, правда, авария была больше вызвана косяком организаторов - рано дали зелёный сигнал. Те, кто были в ж@#$ пелотона, не успели остановиться и имели преимущество по разгону перед первыми рядами. В результате хвост быстро догнал голову, и всем на трассе места не хватило. Началось всё с Ханта, который уклонялся от прошедшего его справа Патрезе и вписался в Петерсона. В результате их обоих смела толпа пилотов, которым было некуда отворачивать. Хант не пострадал, Петерсон погиб через день в госпитале. Может быть, и выжил бы, но его организм имел другие планы и устроил жировую эмболию. Ещё чьим-то отлетевшим колесом вырубило Брамбиллу, но на дальнейшей его карьере это не сказалось.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

А так выглядят редкие стартовые завалы сейчас. Бельгия, 2012. Знакомые всё лица! Грожан выдавливает Хэмилтона с трассы и цепляет его. Неуправляемый Хэм по инерции запихивает свой нос ему в задницу и прорубает болидом Грожана Переса, Кобаяши и Алонсо. После этого Грожан переводит в набор и пролетает над Феттелем и Райкконеном. В итоге французу за его высший пилотаж впаяли дисквал. Никто не пострадал. Эпично и относительно безопасно.


P. S. Ё@#$%^ Либерти!!! Подчистили все пиратские ролики с кадрами из трансляции, оставив только на своём канале. Приходится разбирать на гифки то, что наснимали болельщики на свои телефоны.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

Столкновения пилотов одной команды. Инцидент между Фиттипальди и Мартини, Монца, 1993. Болиды Минарди-Форд М193. Причём крэш произошёл под клетчатый флаг, и это считается самым эпичным финишем в истории Ф1.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

В последние сезоны такого дерьма было навалом. В последних трёх сезонах точно. Правда, из-за того, что болиды разнесло до 700 килограммов и по максимуму опустили их нос, они больше не летают, а если и летают, то как отожравшиеся деревенские гуси. Например, столкновение Риккьярдо и Ферстаппена в Баку в этом году. Red Bull RB14. Тогда они как будто ушатали 30 миллионов долларов на двоих. Хотя, я не понимаю, почему в прессе акцентировалось внимание на полной стоимости болида, если на самом деле тут от силы шесть мульонов, если считать крылья и возможные проколы шин, возможные поломки коробок передач, клин двигателя и прочая...

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

Полёт в стену.

Подобрал аварии, более-менее похожие по своему характеру. Сенна, Имола, 1994. Williams FW16. Моментальная смерть от рычага подвески.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

Баррикелло за день до него влетел ещё серьёзнее, только повезло, что шлемом никаких запчастей не споймал. После аварии чуть не задохнулся, находясь в бессознательном состоянии. Благо, Сид Уоткинс с его командой медиков отработали на отлично.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост

И переносимся в 2007 год. Роберт Кубица, Монреаль, BMW Sauber F1.07. Если в девяностые болид от такого удара собрало бы в пылающую гармошку, то тут поляк отделался лишь растяжением ноги и лёгким сотрясением. Требования к прочности монокока сейчас запредельные, да и стен таких на автодромах осталось немного.

Сравнение: аварии в Формуле-1 тогда и сейчас Формула 1, Интересное, История, Авто, Автоспорт, Гонки, Гифка, Сравнение, Авария, Длиннопост
Показать полностью 10
103

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем

Решил немного дополнить этот пост...

https://pikabu.ru/story/rul_bolida_formulyi__1_6061843


Ну-у-у, как - немного. Там даже современный руль не показан для сравнения, не говоря уже о конкретной информации. Давайте рассмотрим вопрос настолько детально, насколько у меня хватит терпения возможно.

О том, что на автомобилях можно не только ездить, но и гоняться, люди додумались ещё в конце XIX века. Впрочем, гоночные болиды долгое время продолжали оставаться обычными машинами, по сути своей недалёкими от дорожных. Такая же карета с впендюренным в неё ДВС, управляемая рычагом типа "коровий хвост", который крепится к вертикальной оси.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Автомобиль "Панар-Левассор" P2D Альфреда Вашерона, принимавший участие в заезде 126 километров от Парижа до Руана, 1894 год (считается первой в мире гонкой, хоть и по сути ею не является). В "базовой комплектации" машина управлялась "коровьим хвостом", и такие принимали участие в том автопробеге, но Вашерону пришла мысль наклонить рулевую ось и сделать круглый штурвал. Это один из первых в истории случаев применения руля.


Позже болиды начали резко меняться. Во многом этому способствовала авиация, ибо люди на земле тоже хотели быть быстрыми, как на самолёте. С их фюзеляжей была скопирована форма кузова, напоминающая авиационную мотогондолу. Нередко в эти пепелацы ставили мощные авиационные двигатели. Всё ради того, чтобы поставить новый рекорд скорости и убиться.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Рекордный автомобиль "Белый Триплекс", на котором известный американский автогонщик Рэй Кич установил наземный рекорд скорости (334.02 км\ч) в 1928 году. Оснащён тремя (!!!) V-образными 12-цилиндровыми авиационными двигателями Liberty L-12 суммарным объёмом 81 литр и мощностью около 1500 л. с. Спустя год на модифицированном "Триплекс Спешл" при попытке обновить рекорд погиб Ли Байбл.

Сигарообразная форма кузова и другая посадка гонщика обусловили наклон рулевой оси, а чтобы удобнее было её ворочать, вместо ручки стали применять штурвал. В 20-е годы баранка уже прочно вошла в жизнь автолюбителей.


Так как до гидроусилителей было ещё гонять и гонять, штурвал был широченный. Благо, догадались не делать руль шире кузова - уже тогда понимали, что он может испортить аэродинамику болида.


Руль был такой же, как у дорожных автомобилей, и точно так же натирал гонщикам мозоли. Поэтому ещё с тех времён пилоты гонялись в перчатках.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Руль спорткара Miller Special 122 SC 1922 года.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

А вот и сам болид, правда, чуть более поздний - 1923 г.

История чемпионата мира Формула-1 официально берёт своё начало в 1950 году. В нём участвовали такие же гробы на колёсах с передним расположением двигателя, что и до Второй мировой войны. Легендарная команда "Альфа-Ромео", например, смахнула пыль со своих довоенных "Альфетт", подогнала их под регламент и затем доминировала на них два первых сезона. Что уж говорить про отдельные узлы: некоторые команды проездили с агрегатами старого образца до начала 60-х годов.

Болид британской команды Vanwall VW10 1958 года со снятыми панелями кузова

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост
Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

В середине 50-х в "Купер" начинают эксперименты с задним расположением двигателя и задним приводом на своих болидах Формулы-2. А Формула-2 в те времена стартовала позади Ф-1, и у каждого была своя борьба. Ну так вот, дошло до того, что новые "куперы" навтыкали старшим братьям. Пилот Джек Брэбэм из заводской команды, бывало, финишировал в первой десятке, а Стирлинг Мосс из частной команды Rob Walker Racing Team, являвшейся клиентом Куперов, на такой же машине даже победил на Гран-При Аргентины.


В 1959 году в "Купере" реализовали этот принцип на шасси Cooper Climax T51, построенном для участия в Формуле-1, и конкурентоспособно выглядели на фоне более мощных Ferrari и BRM. Джек Брэбэм в итоге взял чемпионский титул, а вот Мосс... Да, команда Волкера тоже припёрлась в Формулу-1 следом за заводским "Купером" и снова купила у них болиды. Однако, они сами себе злобные Буратино, запороли гарантированный успех. Вместо довоенной надёжной, как часы, ситроеновской коробки передач установили новую перспективную фигню, разработанную Валерио Колотти. В результате Стирлинг Мосс не финишировал во многих гонках из-за поломок трансмиссии. Несколько раз он претендовал на победу и смог бы составить конкуренцию Брэбэму. Впрочем, кто-то должен был обкатать эту новинку.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Джек Брэбэм в своём Cooper Climax T51, Лонгфорд, 1960 год.

Вскоре все болиды в пелотоне стали заднемоторными и заднеприводными. Освободившееся впереди пространство улучшило обзор и посадку пилотов и создало задел для развития аэродинамики и узлов ведущей пары колёс. Однако, долгое время это никак не сказывалось на руле. Разве что пришлось уменьшить его диаметр из-за ставшего более тесным кокпита и задуматься над созданием усилителя.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Руль болида Cooper-Maserati T86 1967 года.

В итоге был изобретён гидроусилитель. Теперь пилоты могли качать руки менее интенсивно... Хотя, культуры специальных тренировок в автоспорте то время не было в принципе, и гонщики были далеко не атлеты. Но и не дрыщи, видимо, раз могли управлять полутонными машинами посредством маленького руля.


Первые органы управления на руле начали появляться в 70-е. В 1974 году в чемпионском болиде McLaren M23 сделали на баранке тумблер аварийного выключения двигателя.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Кокпит McLaren M23 Эмерсона Фиттипальди.

Постепенно дерево и металл были заменены на карбон (и снова привет, авиация!). Таким образом, удалось значительно облегчить машины и сделать их быстрее, а также это дало толчок для более активного развития аэродинамических элементов.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Легендарный McLaren MP4/1, первый болид Формулы-1, построенный с применением углепластика. Конструктор Джон Барнард создал для них множество гениальных машин, в том числе участвовал в проекте М23, но линейка классических MP4 стала одной из самых успешных и узнаваемых.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Кокпит и всё та же кнопка аварийного выключения на пока ещё железном руле.

"МакЛарен" оставался законодателем моды на высокие технологии. Они же совершили "кнопочную революцию" в Формуле-1. В 1988 году на руле MP4/4 уже присутствовали две кнопки — для радиосвязи с боксами и для увеличения давления наддува. Этот же руль впервые был оснащен механизмом быстрого отстегивания от колонки. Данная машина доминировала весь год, одержав 15 побед в 16 гонках.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Кокпит McLaren MP4/4

Здесь надо отметить, что это был тот период, когда регламент Формулы-1 постепенно менялся в сторону возвращения атмосферных двигателей вместо турбо. Дабы сделать этот процесс более мягким, дирекция чемпионата разработала требования, в которых с 1987 по 1989 год плавно понижалась роль турбо и увеличивалась мощность самого ДВС. Поэтому удивительно, что Хонда в 1988 году ради одного сезона сделала абсолютно новый турбодвигатель вместо того, чтобы сделать "регресс" старого. Зато благодаря этому "рыжие" стали самовозами.


Кто-то, как только узнал о скором переходе на старые добрые атмосферники, решил заранее озадачиться постройкой болида нового поколения, заточенного под новую силовую установку. В их числе и "Феррари". Ещё в 1986 году они попросили помощи у Джона Барнарда и предложили ему место главного конструктора со следующего года. У того как раз испортились отношения с Роном Дэннисом, и он ушёл из "МакЛарен". Только вот в Италию ехать отказался. "Феррари" отвесила ему кучу денег на то, чтобы он построил себе дизайнерскую контору в Гилфорде, лишь бы получить желаемое.


Барнард сконцентрировался на работе над новым болидом, но также давал ценные советы по разработке переходных шасси. Однажды ему в голову случайно забрела идея попробовать использовать электрогидравлические клапаны типа тех, что стоят в активной подвеске, для переключения передач. Так появилась первая полуавтоматическая трансмиссия. Управление коробкой передач было вынесено на подрулевые лепестки, что позволяло идеально подгадывать момент переключения, в том числе делать это в поворотах

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Проект был настолько революционным, что в "Феррари" его засекретили. Но, видимо, перестарались с конспирацией, потому что папараци что-то заподозрили и стали следить за каждым их шагом. Они прочухали, что новая коробка передач будет тестироваться не на базе в Фьорано, а на неприметном фиатовском автодроме, и в тот день, когда это должно было случиться, расселись с телеобъективами на деревьях, как "лесные братья", да ещё и вызвали вертушку, в которой также сидел "снайпер". В итоге, когда механики выкатили болид из ангара, они охренели от этого цирка с конями и закатили его обратно. Так прошли первые "тесты" полуавтомата.


Умер руководитель команды Энцо Феррари, и концерн "Фиат" в лице его директора поспешил захватить власть. Поступило указание сверху - нахрена нам какой-то самопальный полуавтомат, делайте обычную ручную коробку.


Барнард чуть ли не построил болид вокруг этой трансмиссии, и просто взять и что-то изменить было затруднительно, нужно было перекроить всё. Однако, положение спас перешедший в "Феррари" Найджел Мэнселл, который уже успел протестировать машину. Узнав о том, что боссы недовольны новинкой, он выдал, что после того, как попробовал полуавтомат, не сядет за руль машины с ручной трансмиссией. С его мнением пришлось считаться, и Феррари 640 вышла на старт в неизменённом виде. Машина получилась огонь, но "МакЛарены" и "Вильямс" всё оказались впереди.


Тем временем с развитием электроники появлялось всё больше и больше возможностей создания кнопочных органов управления. И, конечно, все эти кнопки выводились на баранку. Уже в 1993 году Айртон Сенна имел в своём McLaren MP4/8 десять органов управления на руле: нейтраль, система подачи питья, кнопка радио "нажми и говори", кнопка "вас понял" (сообщение услышано), трэкшн контроль, рычаги переключения полуавтоматической коробки передач, и прочее...

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Кокпит McLaren MP4/8A Айртона Сенны

После этого количество кнопок на руле начало возрастать в геометрической прогрессии. Если в 90-е каждый был волен клепать свои рули и решать, будет ли он круглый или "обрезанный" для улучшения обзора, и будут ли на нём кнопки, то к нулевым годам мы пришли к тому, что все штурвалы приобрели похожий вид.


Первый индикатор переключения передач появился на Феррари 310 Михаэля Шумахера в 1996 году.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Спустя три года на руле Ferrari 399 уже были несколько цифровых индикаторов, ручки переключения картографии двигателя, баланса тормозов, настройки дифференциала, кнопки радио, трэкшн контроль, лимитатор оборотов, дождевая фара, ручное сцепление на подрулевом лепестке.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

В 2002 году появляются рули современного типа, полностью напечатанные из углеволокна.


Здесь надо отметить, что компьютеризация автомобилей началась ещё в 70-е годы. Команда МакЛарен в Индикаре сделала систему сбора данных по 14 параметрам на своих болидах. Это была первая телеметрия. Данные тогда не умели передавать "по воздуху", да и физические носители имели малый объём, поэтому пилот включал телеметрию только на конкретном круге и затем вёз свою четырёхколёсную "флэшку" в боксы.


Затем это пришло и в Формулу-1, а в 80-е годы уже практиковались электронные системы управления двигателем, что позволяло обеспечить лучшую управляемость, мощность и оптимизировать расход топлива. В конце концов, команды научились передавать данные по радио, и необходимость в физических накопителях постепенно отпала.


Болиды 90-х годов принято считать самыми продвинутыми за всё время. Было компьютеризировано всё и вся, регламент даже разрешал автоматическую коробку передач, но, слава богу, сами гонщики и конструкторы посчитали, что это уже слишком. Машины итак управлялись кучей "активных систем", контролировались как органами управления на руле пилота, так и из боксов.


На штурвал выносилось всё больше функций, LED-экраны заменили цифровые дисплеи, и теперь пилот может видеть нужную информацию и управлять всеми системами самостоятельно. Но, как правило, этим занимаются инженеры, потому что, во-первых, гонщики не имеют инженерного образования кроме Сироткина, чтобы понимать во всём этом, во-вторых, пилот - не осьминог, чтобы успевать делать определённые операции на ходу, и лучше ввести настройки дистанционно из боксов.


В настоящее время передача всех данных осуществляется мгновенно с помощью Интернета. Это позволило участвовать в гонке не только специалистам, находящимся непосредственно на автодроме, но и тем, кто остались на базе в тысячах километров от места проведения гран-при. Они получают ту же самую информацию, что и те, кто на выезде. Их ценные советы или даже вмешательство в программное обеспечение болида могут помочь команде решить проблемы с подбором настроек и устранить неисправности.


Современный руль болида Формулы-1 насчитывает более 35 органов управления.

Всё, что вы хотели знать об истории руля Формулы-1: от штурвала до полутора кило карбона и микросхем Авто, Гонки, Техника, История, Руль, Формула 1, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Руль Alfa Romeo Sauber C37

Некоторые из них, которые не являются секретом (набор варьируется у разных производителей):


тумблер радиосвязи;

кнопка для связи между пилотом и командным мостиком;

кнопка "вас понял" вместо ответа по радио;

кнопка для перевода всех систем (в том числе - рекуперации энергии) в положение атаки или защиты;

кнопка Neutral для быстрого переключения в нейтраль;

вращающийся переключатель баланса тормозов;

кнопка, сообщающая команде, что пилот едет на пит-лейн;

переключатель для настройки дифференциала;

кнопки для тонкой настройки баланса тормозов в диапазоне между запрограммированной и текущей настройкой;

ещё один регулятор тормозного баланса: используется для точной калибровки балансного соотношения тормозной системы;

переключатель воспламенения управляет таймингом поджига топливной смеси в цилиндрах;

кнопка ACK - типа кнопки Ок, для подтверждения внесённых изменений;

переключатель, отвечающий за контроль предварительной нагрузки на дифференциал при смещении крутящего момента;

кнопка, включающая перекачивание масла из вспомогательного бака в основой (возможно, для болидов 2018 года неактуальна, ибо что-то там менялось в отношение потребления масла в прошлом году);

кнопка поиска момента сцепления;

кнопка DRS;

кнопка, включающая ограничитель скорости на пит-лейне;

переключатель SOC: контролирует уровень состояния заряда системы рекуперации энергии, когда система потребляет или генерирует энергию;

переключатель для настройки педали газа;

переключатель для изменения уровня потребления топлива;

переключатель, с помощью которого в центральный блок вносится информация о используемом типе резины;

MFRS (многофункциональный переключатель): позволяет гонщику и инженерам управлять различным набором систем, функции управления которых не были назначены на отдельные кнопки. Они включают режимы работы двигателя (PERF), ограничитель оборотов (ENG), соотношение воздушно-топливной смеси (MIX), работу турбокомпрессора (TURBO), угол выхода дифференциала (VISCO), лимит режим восстановления MGU-K (BRK), лимит ускорения MGU-K (BOOST), выбор нужной системы (DASH), круиз-контроль (CC, отключается при квалификации и гонке), тип переключения (SHIFT), и смещение момента сцепления (CLU);

кнопки для быстрой навигации в Меню;

кнопки + и - переключают Меню электронного управления между системами шасси и двигателя;

несколько "запасных" кнопок, на которые можно назначить какую-нибудь функцию;

кнопка впрыска питья в рот пилоту.


Плюс ко всему штук 4-6 рычагов под рулём: сцепление, понижение/повышение передач, и ещё какая-то хрень.


В заключение следует сказать, что вычислительные системы полностью изменили автоспорт. Без них мы не имели бы таких быстрых и динамичных машин, как сейчас.

Показать полностью 16
223

Руль за €50 000: как устроена "баранка" болида Формулы-1

Если вы считаете, что мультифункциональный руль какого-нибудь Mercedes-Maybach с сенсорными тачпадами — верх технологий, то у меня есть для вас плохая новость. «Баранка» Renault может быть дороже и совершеннее иного автомобиля в целом. Правда, с одной оговоркой — если речь идёт о болиде Renault R.S.18 для гонок Формулы-1 сезона 2018 года.

Руль за €50 000: как устроена "баранка" болида Формулы-1 Формула 1, Болид, Руль, Видео, Длиннопост

Примерно так выглядит установленный и включенный руль Renault R.S.18


Машины Формулы-1 на заре становления чемпионата мира с точки зрения рулей ничем не отличались от дорожных автомобилей — гигантская «баранка», чтобы легче было ворочать колёса в отсутствие усилителей, с простыми спицами и деревянным, как правило, ободом. В 1960-70-е годы болиды стали становиться ниже и уже, что потребовало уменьшения рулей, а с развитием технологий на «баранках» стали появляться многочисленные элементы управления.

В современных машинах Формулы-1 руль представляет собой скорее штурвал. Колёса поворачиваются на ограниченный угол и перехватывать «баранку» не требуется — для поворота на максимум три четверти оборота в каждую сторону уже не нужна полная окружность, поэтому руль усечён сверху и снизу, а по бокам сделаны прорезиненные сектора для лучшего сцепления с гоночными перчатками пилотов.

Кроме того, это позволяет уложиться в норматив Международной автомобильной федерации FIA по покиданию кокпита за 7 секунд — за это время нужно отстегнуть ремни безопасности, снять руль, вылезти из машины и установить «баранку» обратно. Поэтому на рулевой колонке установлено крепление, на которое с помощью круглой защёлки устанавливается сам руль — помимо физической связи с валом он обеспечивает ещё и стыковку электрических разъёмов с электрикой болида.


Ну а в детальном устройстве руля современной машины Формулы-1 позволила разобраться команда Renault Sport Formula One Team, которая предоставила «баранку» от Renault R.S.18 для изучения и инженеров коллектива в качестве гидов по органам управления на руле.

Руль за €50 000: как устроена "баранка" болида Формулы-1 Формула 1, Болид, Руль, Видео, Длиннопост

Так выглядит руль Renault R.S.18 — от кнопок и переключателей буквально разбегаются глаза!


Первое, что бросается в глаза, так это, конечно, дисплей и гряда светодиодов над ним и по обеим сторонам от него. На экран выводится масса информации о работе систем болида, указания от FIA, флаговая сигнализация и даже некий аналог мессенджера, поскольку на пит-уолл есть возможность отправлять на монитор пилота короткие закодированные сообщения на разные темы: от проблем с машиной до перемен в тактике. В Renault Sport Formula One Team у пилотов есть возможность переключаться между тремя страницами на дисплее.

Светодиоды поверху руля отображают обороты двигателя и оповещают о моменте переключения передач, три диода справа информируют о состоянии уровня заряда батарей гибридной системы, а три диода слева показывают, когда можно активировать DRS — причём в момент, когда они загораются, в наушниках у пилота срабатывает зуммер, так что момент включения крыла можно контролировать и на слух тоже.


Ниже дисплея — фирменный ромб Renault. Причём это только сейчас наклейка, а раньше был полноценный шильдик, но от него отказались в 2015 году — тогда дисплей с передней стенки кокпита переехал на руль и надо было выбирать, либо пафосный логотип, либо большая диагональ экрана.

Самый большой переключатель расположен в центре руля. Как можно видеть на фотографии, он представляет собой вращающийся селектор, который можно устанавливать на 14 разных значений. И если в Renault Sport Formula One Team каждый из секторов означает что-то одно, то в другой команде и названия, и суть этих значений отличаются. Собственно, в каждом цветном секторе зашифровано какое-то послание от гонщика команде, которое дешифровать могут только пилот и его гоночные инженеры.

Как правило, речь идёт о передаче данных о неполадке или технической проблеме с той или иной системой машины. И как я ни пытал инженеров Renault Sport Formula One Team, они загадочно улыбаются и говорят — значение этих аббревиатур остаётся тайной пилота и его команды инженеров. Но, судя по всему, с помощью переключателя можно доложить, навскидку, о проблемах с шинами, коробкой передач, аэродинамикой и это только если говорить о тех обозначениях, которые очевидны.

По обеим сторонам от центрального селектора располагаются четыре менее крупных переключателя: за выбор режимов работы силовой установки в целом отвечает селектор справа вверху (обозначен PU), за гибридную составляющую — слева вверху (SOC), под ними — слева переключатель режимов расхода топлива (Fuel), а справа — режимы сразу нескольких систем (например, дифференциала и баланс тормозов) на выходе болида из поворота (Exit).

На спицах руля в верхней их части размещаются два вращающихся барабанчика. Слева — Torque, который отвечает за выбор режимов отдачи тяги двигателя. Справа — Scenario, в него заложены различные комбинации вариантов настройки всех систем болида, чтобы пилоту не приходилось настраивать их отдельными кнопками и селекторами. Этим элементом на руле пилот пользуется минимум один раз на каждом круге, так что его важность очевидна.

В средней части места ещё для двух барабанчиков. Тот, что под левой рукой — Brake — выбирает режимы работы передних и задних тормозов и их баланс. А под правой рукой — Entry — то же самое, что вращающийся селектор Exit на ступице руля, но только для настроек при входе в поворот.

Все кнопки расположены вертикально по обеим сторонам руля — максимально близко к левой и правой его частям. Это продиктовано не только необходимостью эффективно использовать площадь небольшой «баранки», чтобы вместить на неё все необходимы элементы, но и эргономикой — при таком расположении кнопок пилот без проблем может дотянуться до каждой из них одним большим пальцем левой и правой руки. По сути, только большими пальцами рук гонщик в момент заезда может управлять этими кнопками в любом положении руля.

Жёлтая с синей обводкой кнопка PIT вверху левой части активирует ограничитель скорости, который используется при въезда на пит-лейн. Кнопка специально вынесена наверх, чтобы её можно было нажать даже не глядя на руль.

Зелёная кнопка под ней — RW (rear wing) — отвечает за систему DRS и при нажатии на неё открывает подвижный элемент заднего антикрыла. Закрыть его можно либо вручную повторным нажатием, либо система сработает сама, как только пилот надавит на педаль тормоза.

Голубая кнопка RCH (recharge) управляет аккумуляторами, накапливающими энергию от гибридной составляющей мотора. В зависимости от наличия энергии в батареях, кнопка может их либо принудительно полностью разрядить, либо перевести в режим зарядки. Аккумуляторов хватает примерно на 33 секунды работы на каждом круге и за эти полминуты они обеспечивают прибавку в мощности в районе 200 л.с.

Фиолетовая кнопка BO (burnout) наиболее активно используется на прогревочном круге или в режиме машины безопасности. Она переводит системы болида в режим, при котором обеспечивается пробуксовка задних колёс, что позволяет активно греть шины и сохранять их рабочую температуру.

Жёлтая кнопка D (drink) отвечает за подачу в шлем гонщика изотонического напитка (для каждого пилота готовятся личными физиотерапевтами по своим рецептам), но особой популярностью у гонщиков клавиша не пользуется. Пить, как признались и Нико Хюлькенберг, и Карлос Сайнс-младший не получается. Не потому, что немцу и испанцу не нравится пить за рулём — спустя 15 минут после старта гонки, жидкость нагревается до состояния кипятка и пить её просто невозможно. Поэтому, чаще всего, ёмкость заполняют не полностью, а из расчёта именно на 15 минут заезда — заодно экономят драгоценные граммы веса машины.

Оранжевые кнопки «+1» и «-1/+10» используются для того, чтобы менять значения тех или иных настроек машины во время гонки. Соответственно, можно прибавлять/убавлять что-то по одному пункту или сразу добавить десять в большую сторону. Такие градации выбраны не случайно, а по опыту наиболее часто встречающихся требований инженеров. Опять же, речь исключительно о Renault Sport Formula One Team — в других командах это может быть и +/-5, и +/-2 и так далее.

Справа вверху находится синяя кнопка с жёлтой обводкой OV (overtake) — её используют пилоты для обгона или защиты своей позиции. Нажатие на клавишу переводит системы болида в заранее запрограммированный режим максимальной отдачи всех систем. Естественно, это сказывается и на ресурсе силовой установки, и на расходе топлива, поэтому кнопку используют по особым случаям.

Красная кнопка R (radio) позволяет пилоту общаться с командой. Если необходимо передать какую-то информацию, клавиша зажимается и пока она нажата, пилота слышат на пит-уолл.

Зелёная кнопка OIL даёт возможность быстро посмотреть давление масла в двигателе и его температуру. На вопрос, зачем гонщику такая информация, которая есть у инженеров в боксах, в Renault Sport Formula One Team отвечают, что пилоты периодически контролируют этот параметр, если возникает подозрение на нештатную работу мотора.

Белая кнопка OK, что очевидно, служит для подтверждения полученных из боксов команд. Она же применяется в ситуации, когда выходит из строя радио — если гонщика не слышат на пит-лейн, но он слышит своих инженеров, то нажатием этой клавиши сообщает, что понимает и выполняет то, о чём ему говорят.

Голубая кнопка N (neutral) позволяет включить нейтральную передачу с первой или второй включенной передачи. Что интересно, ни клавиши R (reverse), ни подрулевого рычажка с аналогичным функционалом нет — задняя передача, которая крайне редко используется в Формуле-1, включается отдельным рычагом на стенке кокпита. Именно с этим связано то, что иногда гонщики мешкают перед включением заднего хода — не всегда удаётся быстро нащупать и включить этот рычаг.

Руль за €50 000: как устроена "баранка" болида Формулы-1 Формула 1, Болид, Руль, Видео, Длиннопост

За рулём болида Renault R.S.18 тоже достаточно управляющих элементов.


С обратной стороны руля расположены восемь подрулевых переключателей — по три лепестка слева и справа и по одной кнопке с каждой стороны. Средние из трёх самых крупных лепестков отвечают за переключение передач — правый передачу повышает, а левый понижает.

Два нижних лепестка — это сцепление. Расположены они с двух сторон, чтобы гонщик при любом положении руля мог любой рукой выжать сцепление. Ситуации бывают разные, поэтому этот лепесток продублирован. Но, повторюсь, речь идёт о руле болида Renault Sport Formula One Team, поскольку каждая команда самостоятельно определяет расположение и количество управляющих элементов на «баранке».

Самые верхние лепестки — программируемые. Каждый гонщик Renault Sport Formula One Team самостоятельно решает, какую функцию на них вывести. Туда можно привязать активацию DRS, подачу воды, радиосвязь, перезарядку батарей и вообще всё, что угодно, из вышеперечисленного.

А теперь подходим к самому интересному — небольшим и даже незаметным на первый взгляд кнопкам, не рычагам, в самом низу руля. Это примерно то же самое, что привлекло внимание автогоночной общественности на «баранке» болида Scuderia Ferrari Себастьяна Феттеля — только у немца был загадочный рычаг, а у Renault Sport Formula One Team — кнопки.

Конечно, за что отвечает рычаг на итальянском болиде, неизвестно, но на французской машине о назначении кнопок рассказали. Это две программируемых клавиши, на которые можно вынести специальные режимы работы систем. Например, если гонщику необходимы особые баланс тормозов, подача тяги и настройки дифференциала для апекса, условно, одного третьего поворота трассы в Барселоне, то это можно привязать к кнопке. На входе в поворот пилот её нажимает, проходит вираж с нужными ему настройками и на выходе повторно жмёт клавишу и переходит в обычный режим. На руле Renault Sport Formula One Team таких кнопок две, поэтому можно сделать отдельные настройки для двух участков трассы.

Инженеры говорят, что руль — это вещь индивидуальная. Она отличается не только у каждой команды, но и у пилотов внутри одного коллектива. Чаще всего общая архитектура «баранки» остаётся одной, но расположение и даже количество управляющих элементов может меняться в зависимости от предпочтений и потребностей гонщика. В Renault Sport Formula One Team мне демонстрировали руль машины с предсезонных тестов — усреднённый вариант для Хюлькенберга и Сайнса-младшего одновременно, а к старту сезона у Нико и Карлоса уже были свои «баранки». Команды вольны в том, что располагать на руле, так что стоит ли удивляться их различием у гонщиков той же Scuderia Ferrari, например?

В Renault Sport Formula One Team отмечают, что для пилотов одной из самых сложных задач является изучение функций элементов на руле. Они действительно зубрят значение каждой кнопки и каждого переключателя, но при этом всё равно работают исключительно с подсказками!

Помните, когда FIA пыталась запретить радиопереговоры команд с гонщиками? Инженеры Renault Sport Formula One Team с ужасом вспоминают это предложение. Всё дело в том, что каждое, абсолютно каждое, изменение настроек на руле пилот делает только после того, как ему об этом скажут с пит-уолл. И дело не в том, что гонщики глупые и не знают, что нажимать и куда крутить. Просто лучше инженеров никто не знает, какие настройки и как нужно менять в каждой конкретной ситуации — гонщик, пытаясь самостоятельно найти решение проблемы, может её лишь усугубить. А может что-нибудь накрутить так, что останется в стене. Вспомните просто безобидную смену баланса тормозов Роменом Грожаном на Гран-при Азербайджана, когда француз под пейс-каром впечатал свой Haas в отбойник. Поэтому — никакой самодеятельности от слова «совсем».

Стоимость каждого руля в Renault Sport Formula One Team оценивают в €50 000, причём это только стоимость материалов для его изготовления — трудозатраты высококлассных инженеров, работающих над этими частями болидов в команде в деньги перевести затрудняются. Причём вещь эта не только дорогая, но и мощная — инженеры говорят, что один руль в состоянии заменить всю мультимедийную систему дорожного автомобиля или даже игровую консоль вроде Xbox или PlayStation.

Говоря о сложности и стоимости каждого руля, становится ясно, почему в команде шутят, что гонщик после схода со злости может хоть весь болид разнести, главное, чтобы «баранку» не бросал в отбойник. А если вспомнить, что формульный руль раза в два-три меньше руля обычной машины, а умеет при этом куда больше даже самой навороченной мультифункциональной «баранки» в дорожном автомобиле, то этот элемент гоночного болида воспринимаешь уже не иначе как шедевр инженерного гения.


Взято отсюда

Показать полностью 2
1661

На руле Себастьяна Феттеля обнаружили секретный орган управления

На руле Себастьяна Феттеля обнаружили секретный орган управления Формула 1, Гонки, Техника, Руль, Автоспорт, Спорт, Себастьян Феттель, Ferrari, Длиннопост

В Формуле 1 разгорается очередной скандал – на этот раз из-за специального лепестка под рулем Себастьяна Феттеля.


Новый необычный подрулевой лепесток расположен справа вверху только на руле четырехкратного чемпиона мира, а его предназначение пока не раскрывается.


Любопытно, что в команде Ferrari пытались скрыть факт наличия этого элемента, но один из журналистов заметил его в субботу в Бахрейне, когда немец остановился на решетке после квалификации, чтобы дать интервью.


Особенность этого лепестка состоит в том, что он работает не просто на включение/выключение, а обладает собственной осью, так что гонщик может выставлять его в определенное положение. На руле Кими Райкконена такого лепестка не оказалось.


Сразу появились слухи о том, что при помощи этого лепестка Феттель может выставлять режим работы двигателя для сохранения энергии выхлопных газов в поворотах, когда акселератор отпущен. Но в команде опровергли эту информацию, к тому же, в FIA перед началом сезона заявили, что будут жестко пресекать подобные попытки.


Предполагается, что при помощи этого рычага Феттель может менять какие-то настройки при прохождении поворотов, к примеру, режим работы дифференциала, картографию мотора или параметры, связанные с рекуперацией энергии.

На руле Себастьяна Феттеля обнаружили секретный орган управления Формула 1, Гонки, Техника, Руль, Автоспорт, Спорт, Себастьян Феттель, Ferrari, Длиннопост
На руле Себастьяна Феттеля обнаружили секретный орган управления Формула 1, Гонки, Техника, Руль, Автоспорт, Спорт, Себастьян Феттель, Ferrari, Длиннопост

http://autosport.com.ru/f1/50284-tayny-podrulevogo-lepestka-...

Показать полностью 2
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: