Валентин Гафт, режиссер Константин Бромберг и Алексанра Яковлева на съемках телефильма "Чародеи", Москва, 1982 год

Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила».

Однако, эта картина прочно вошла в новогодний “телевизионный набор”.
В основу сценария картины была положена фантастическая повесть Бориса и Аркадия Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Первоначально братья переложили для экранизации «Суету сует», вторую часть повести. Но в окончательном варианте сценария остались лишь имена некоторых героев, отдельные сюжетные ходы и персонажи.

Поэтому общепринято считать что данная картина снята по мотивам повести Стругацких, даже не смотря на то, что сами братья выступали в качестве сценаристов фильма.

Позже Борис Стругацкий так отзывался о фильме «Чародеи»:
"Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что…".

Внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли.

Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня». Саму же песню «Три белых коня» за исполнительницу сестры главного героя Аню Ашимову исполнила Лариса Долина. Кроме Долиной песни в фильме исполняли Ирина Отиева и Жанна и Ольга Рождественские.

Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Александра Абдулова играет на трубе, а сестрёнка Вани задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».

Как вспоминает режиссер Константин Бромберг, прославившийся своим предыдущим фильмом "Приключения Электроника", — сначала предполагалось, что «Чародеи» будет сниматься как кинофильм, но кино дрогнуло, когда встретилось со Стругацкими, и быстро за моей спиной передало сценарий на телевидение, посоветовав снимать телевизионный фильм.

На тот момент начальство ЦТ было озабочено — что же показать на Новый год. Снимать просто развлекательное кино тогда не разрешалось. В фильме должна быть воспитательная идея.

Мы решили высмеять бюрократизм и выслуживание перед начальством. В редакторы на эту картину мне дали секретаря парткома. И поставили условие: вся эта история может происходить только в сфере обслуживания; даже физиков нельзя задевать. Тогда мы и придумали фабрику музыкальных инструментов. Было и еще одно условие: картина должна быть новогодней, а значит, веселой, музыкальной, что определило актерский выбор.

Когда стало ясно, что Абдулову у нас БЫТЬ, то под него подбирали актрис.
На роль Алены, научного сотрудника института НУИНУ, которую начальница Шемаханская из ревности заколдовывает в злую ведьму, мы перепробовали множество хороших и красивых актрис, — рассказывает режиссер. — Пробовали Лену Цыплакову, она была очаровательна, но ей не хватало демонизма. Абдулов предлагал Проклову, в ней мы увидели лиризм, но все же ведьминского недоставало. Алферова на пробах заставила всех осветителей просто остолбенеть — они не видели ничего, кроме нее, так она была хороша. Но ведьма из Алферовой тоже весьма условная. Кроме того, семейный альянс — Алферова тогда еще была женой Абдулова — всегда опасен: теряется острота отношений.

Когда на пробах появилась актриса Александра Яковлева, она минут пять меня послушала и жестко сказала: «Давайте я это покажу». И довольно уверенно стала пробоваться. Я глянул и подумал: «Ну если не ведьма, то чертовка здесь точно будет. И хороша она была необычайно, очень похожа на Николь Кидман!».

Александра – прекрасная актриса, но очень сложный человек, – вспоминает работу с Яковлевой Юлия Константинова, второй режиссер «Чародеев» (перед этим они вместе с Константином Бромбергом сняли «Приключения Электроника»). – Наша актриса была капризна, часами гримировалась, чем изводила всю съемочную группу, заставляя ждать ее одну. Константин Леонидович как–то не выдержал и сказал: «Ведьма из нее выйдет точно. А вот получится ли Алёна – не знаю…» Дошло до того, что мы объявили Яковлевой бойкот.

Валентин Гафт поставил условие: сниматься он будет только отдельно от нее. В сцене, где Сатанеев признается Алёне Игоревне в любви, перед актером в тот момент находилась я. Гафт патологически не выносит, когда партнерша не знает назубок текста. Приходилось по нескольку раз переснимать дубли, и это выводило Гафта из себя. Он–то идеально знал текст не только своего героя, но и Яковлевой! Однажды, когда Яковлева вновь перепутала текст, ее партнер, не выходя из образа своего омерзительного героя Сатанеева, схватил за шею Яковлеву и стал душить. Зато Яковлева очень понравилась Абдулову. Так что их дуэт «заиграл».

Конечно, Гафт не собирался удушить актрису, но его порыв был очень эмоциональным и заставил всех нас оцепенеть, — рассказали нам в группе. — Даже оператор не выключил камеру при виде таких «страстей». Когда Гафт успокоился, режиссер повеселел и попросил разрешения включить этот «экспромт» в фильм, что вызвало громадное раздражение артиста. От идеи пришлось отказаться, чтобы не потерять гениального исполнителя.

Гафт на съемках много импровизировал. Например, в эпизоде, когда Шемаханская (Васильева) наклоняется, Гафт решил похулиганить — открыл рот и сделал вид, как бы хочет куснуть ее за шею. Так он пошутил, но мы эту находку оставили в фильме. За это актер сильно обиделся на режиссера и после премьеры долго дулся.

Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (Saturday Night Fever). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.

На различные роли в этом фильме перепробовались фактически все ведущие актеры советского кино того времени: Миронов, Гундарева Терехова, Фрейндлих, Басилашвили, Муравьева, Костолевский, Евстигнеев, Смехов, Бурков, Ширвиндт... И это далеко не полный список всех кандидатов.

Случилась и другая ситуация, так, в частности, Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен.

И наоборот, Семён Фарада вспоминал, что его роль задумывалась как эпизодическая — гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил опять же Семён Фарада после того, как однажды действительно заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.

Ну а самым удачным попаданием в образ можно считать Светина с Виторганом. Актеры репетировали и текст перед пробами повторяли. И вот режиссер и увидел, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешно. Безусловно, они — классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института. Один их проход сквозь стенку чего стоит.
Еще несколько лет назад витала идея о съемках продолжения фильма, которой, по всей видимости уже не суждено осуществиться...

Валентин Гафт, режиссер Константин Бромберг и Алексанра Яковлева на съемках телефильма "Чародеи", Москва, 1982 год История, Валентин Гафт, Чародеи, Длиннопост, Константин Бромберг