23

В продолжение о Гигафабрике Остапа Маска

Прочел вчера интересный пост о Гигафабрике батареек для Тесла-мобилей (http://pikabu.ru/story/tesla_nakonets_pristupila_k_vyipusku_...) восхитился, хотя конечно резануло, что на новой супер-фабрике будут выпускать батарейки Панасоник, а  сегодня наткнулся на альтернативную точку зрения об этой фабрике. Думаю многим будет интересно.

Осторожно, много текста.

В продолжение о Гигафабрике Остапа Маска

Январь 2017 принёс новость об очередном “Открытии Gigafactory”. В силу того, что целевая аудитория маскофилов обладает памятью мотылька, то про предыдущее открытие, июльское, сразу забыли, и в тех же словах, что и полгода назад, стали обсуждать “как вся мировая энергетика резко перевернётся”.


Фактический материал же крайне прост – на фабрике выпущены первые единицы продукции. И это – обычные батарейки фирмы Panasonic.


Да, вы не ослышались – на супер-американской, супер-технологичной, супер-фабрике выпускается продукция Panasonic. Как я и писал более года назад, уже тогда было очевидно, что схема очень проста – Тесла сама не делает батарейки (нет ни наработок, ни технологий), она покупает их у Панасоника оптом, ну а тот производит их на своём заводе в Китае. Очевидно, что если прийти к фирме Panasonic и сказать “Парни, я гарантирую, что буду выкупать объём Х, вы можете как-то помочь?”, то можно договориться и до простой схемы – раскрученная на хайтех-сказках поп-персона приходит к правительству штата Невада и к федеральному, рисует графики и показывает презентации (ну и конечно же, подмигивая, обещает не забыть помощь), и выбивает кучу льгот – от льготной цены за электричество (это в сказках же Гигафабрика окружена ветряками и покрыта солнечными батареями, а в реальности к ней кабель от местной энергокомпании идёт) до “20 лет аренды земли по ставке 0.00$”, ссылаясь на хайтех, экологию, рабочие места и так далее. В результате фирма Panasonic строит свой завод (то, что всё оборудование там от Panasonic, притом такое же, как на китайском заводе 2011 года, никто не скрывает), и производит продукцию – с низкой себестоимостью. Всё хорошо – у японцев прибыль, у Маска пиар и явная благодарность от Панасоника. Платит американский налогоплательщик.


Очевидно, что ситуация при рассмотрении какая-то неприглядная. Действительно, вместо прорывного хайтеха – не сильно новая японская производственная линия, делающая батарейки – да ещё и судя по “более 6.500 рабочих мест” вручную. Поэтому основной акцент в новости – на “уникальных батареях, уникальной ёмкости”. Декларируется “почти удвоенная”.

Минимальное изучение матчасти показывает простую штуку – что новых патентов на состав батарей у Панасоника нет, а у Теслы и подавно. Как же получается, что 1 батарейный элемент стал более ёмким? (оставим на совести Маска, на которой, возможно, ещё есть места, где можно ставить пробы, вопрос о том, как и кем измерялось это “почти удвоенная”).


Всё удручающе просто. Ранее батарейный блок Теслы набивался панасониковскими элементами 18650. Этот код – это размер – 18.6 на 65.2 миллиметра. Производить же на гигафабрике панасоника начали 21700. Это не “более продвинутый элемент” – это другой размер корпуса, 21 х 70 мм. Нового в этом формфакторе ничего нет – эти же элементы уже года три стоят в китайских электроскутерах с движками на 96V.


То есть код элемента – 18650 или 21700 – обозначает только габариты, а не химию внутри. Это как у обычных батареек – есть АА, есть ААА. Это размеры. Выдавать “мы начали делать батарейки с почти удвоенной ёмкостью – вот это прорыв!”, тихо умалчивая, что сами батарейки стали больше – а следовательно в тот же объём их влезет меньше – это так в стиле Теслы…


Возможно, изменение габаритов батарейки – это какой-то хитрый план и прорыв? Увы, нет. Батарейные блоки не просто так не делают “монолитными”, а набирают из мелких батарей – в силу физики работы оных, плюс задачи охлаждения, иметь много мелких элементов – выгоднее. Иначе бы все давно делали “одну большую батарейку нужной ёмкости”. Проблема в том, что при форсированной зарядке большие элементы будут соответственно сильнее прогреваться, и схема их охлаждения становится сложнее. Поэтому в тех же скутерах блоки по 12V x 24 ампер-часа набираются из 21700, но если надо больше – делают не больший блок, а набирают из нескольких. Иначе вопрос охлаждения уже потребует активную схему – а это усложняет и удорожает конструкцию. То есть со сменой формфактора одиночного элемента у Теслы возникнут проблемы с новым контроллером зарядки и охлаждением – потому что по сути литий-ионные элементы простые – сложной является схема, которая позволит параллельно заряжать их, не вызывая перегрева до детонации. Также есть проблема износа – говоря рамочно, если много мелких элементов в батарее, то идёт износ, и параметры – от сопротивления до ёмкости – начинают “плавать”, но в определённом масштабе. Контроллер умеет это определять и при зарядке подавать разный ток на разные банки элементов, а также “понимает”, что “банк 3 уже почти разрядился, т.к. у него износ уже высокий, с него много не забрать”. Всё это продлевает срок службы и увеличивает скорость зарядки и отдачу, но – возможно это только в том случае, когда элементы мелкие. Если же они большие, то при износе их параметры начинают различаться в очень разных масштабах, и контроллер должен быть сложнее.


Вот и все “чудеса” и “прорывы”. Теперь у фирмы Панасоник есть свой завод, себестоимость продукции у которого – низкая, потому что льготы от федеральных структур США. За этот завод ещё и фирма Тесла должна Панасонику около 1.8 миллиарда долларов. Маск, пробивший такие условия, имеет свой интерес. Ну а верующие в супер-пупер волшебные батарейки имеют очередной “завтрак”, что вот-вот появятся супербатарейки с суперхарактеристиками.


Статья полностью: https://www.atraining.ru/trainers/karmanov/myths-and-truth-e...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

собаки тяфкают, а караван идет(читай Теслы все так же ездят, ракеты также летают, и теперь аку производятся.)

раскрыть ветку (15)
0
Автор поста оценил этот комментарий

только ничего нового он так и не принес, электромобили были, ракеты летали и батарейки делались задолго до него. Хотя конечно наебизнес такого маштаба действительно впечатляет.

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

это плохо? тебе завидно?

раскрыть ветку (13)
0
Автор поста оценил этот комментарий

причем тут плохо и завидно?

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

причем плохо? не считали бы что это плохо не было бы критики и вопросов, а то как будто лично вас обманул и лично ваши деньги украл. вообще не понятно чего не нравится то. тесла ездит, она популярна ее покупают, ракеты летают есть у них клиенты на запуски уже на 5 лет вперед все расписано. аку как покупали так и будут покупать они тоже нужны. в чем проблема маска? чего он не делает ли что делает плохо? я помню про прохора и ептамобиль вот там проблема по серьезней была.

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий
она популярна ее покупают
ага, прям с руками отрывают https://lenta.ru/news/2016/07/04/tesla/ ну и кстати фирма тесла работает в минус.


а то как будто лично вас обманул и лично ваши деньги украл.

ну что вы, я наоборот считаю что он молодец отличные аферы безнаказанно умудряется провернуть на миллиарды денег личного профита:)


ракеты летают есть у них клиенты на запуски уже на 5 лет вперед все расписано.

Конечно, там запуски все наса оплачивает, халява она такая.


аку как покупали так и будут покупать они тоже нужны. в чем проблема маска?

Это проблема налогоплатильщиков сша за счет которых эту фабрику построили и будут содержать:) А Маск что? он с этого профит поимел и будет иметь:)


я помню про прохора и ептамобиль вот там проблема по серьезней была.

Не все способны креативно осваивать бюжеты и гранты:)

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

а тебе какое дело, твои налоги и твои деньги?

тесла ездит и производится, ее покупают?

ракеты летают?

аку производится?

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
а тебе какое дело, твои налоги и твои деньги?

А с чего это я не могу иметь мнение касательно этого вопроса?


тесла ездит и производится, ее покупают?
ракеты летают?
аку производится?

и что? Я тебе говорю что ничего нового он не сделал и весь хайп тут чисто мыльный пузырь, а ты какую то дичь мне втираешь. Ты по методичке что ли отвечаешь?

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

пусть даже мыльный пузырь, что это меняет, тесла производится ракеты летают аку производятся. все это привели уже, к удишевлению полетов у дешевлению и популярности эмашин, аку же... так вот тесла и панасоки производят половину ВСЕХ аку такого формата в мире, опять же цена падает. так что не так делает маск?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

удешевлению?) цена падает?) это вы, уважаемый, с дуба упали:)

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

конвейерное производство огромного объема самого дорогостоющего и важнейшего(и наиболее высокотехнологичного) компонента электромобиля который будут штамповать для обеспечения 500K тесл "модель ТРИ"? на вас отпечаток какой-то особой системы  ценообразования повлиял? я понимаю что могут существовать системы и производства, где ни один из экономических принципов не будет работать. В таком случае тут с дуба попадали все окромя вас и ваших единомышленников

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Какому нахрен удешевлению?! Вы болезный где его увидели то? Не говоря уж о том, что вам уже который коммент подряд пытаются объяснить что Маск мошенник, который не изобрел ничего нового. Он пустышка. Бренд. Вывеска. Под которой умные дяди делают бизнес. За счет американского налогоплательщика и наивных "инвесторов" купивших акции его компании на бирже. По пунктам сейчас лень разбирать все его прожекты и то как они были реализованы. Однако уверен иди речь не об Илоне Маске, а о ком то другом который крутил бы то же самое, но в России визгу и возмущения бы не было предела.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Однако уверен иди речь не об Иване Иванове, а о ком то другом который крутил бы то же самое, но в США, визгу и возмущения бы не было предела.


Я думаю основная проблема в этом все же.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Не все способны креативно осваивать бюжеты и гранты
Тут Маску до наших дельцов как до луны пешком (как до Плутона на Falcon'e)


Это проблема налогоплатильщиков сша за счет которых эту фабрику построили и будут содержать

Давай может их спросим? Агент что-ли штатовский, раз так за своих беспокоишься? 8-)


Конечно, там запуски все наса оплачивает, халява она такая.

НАСА бы могли оплачивать запуски кому-то другому, но вот беда - у Space-X они выходят дешевле 8-)
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Тут Маску до наших дельцов как до луны пешком (как до Плутона на Falcon'e)

Ну не сказал бы, не каждый способен спиздить так чтобы тебя ограбленные еще благодарили:)


НАСА бы могли оплачивать запуски кому-то другому, но вот беда - у Space-X они выходят дешевле 8-)

Например роскомосу, у него еще дешевле, но сами понимаете - санкции.


Давай может их спросим? Агент что-ли штатовский, раз так за своих беспокоишься? 8-)

Они же тоже люди и их чисто по человечески жалко:)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку