Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

В чем был прав Геббельс – о пропаганде и СМИ

В последнее время мы наблюдаем активизацию провластных движений, где одним из субъектов лозунгов является действующий Президент. В социальных сетях и интернете полно хештегов – условных обозначений темы для более простого поиска материала, как #ЯМЫБАТЬКА, #ЗаБатьку, #ЛукашенкоНашПрезидент. Хорошо ли это?

В чем был прав Геббельс – о пропаганде и СМИ Республика Беларусь, Политика, Пропаганда, Длиннопост, Минская правда Mlyn by

Вопрос поколений

В определенной степени народ таким образом выражает свою поддержку действующей власти. Не будем забывать, что бóльшая часть актива Президента – из так называемой категории традиционного общества. Основными приоритетами в этом случае являются более консервативный подход к развитию государства, сильная вертикаль, особый пиетет к духовному развитию и религии.

В чем был прав Геббельс – о пропаганде и СМИ Республика Беларусь, Политика, Пропаганда, Длиннопост, Минская правда Mlyn by

Однако здесь есть и элементы индустриализации, благодаря чему мы имеем не только агропромышленный комплекс, но и серьезную фундаментальную научно-техническую и производственную базу в легкой и тяжелой промышленности, горнодобывающие комбинаты. Также был совершен фундаментальный переход к государству с собственными ядерными энергоносителями. Вроде бы все хорошо. Но не тут-то было.

В чем был прав Геббельс – о пропаганде и СМИ Республика Беларусь, Политика, Пропаганда, Длиннопост, Минская правда Mlyn by

Подросло поколение, которое не застало размеренной жизни при Советах, оно родилось и выросло в эпоху информационных атак. Причем я говорю не про геополитические идеологические линии западных государств. Основная проблема – качество предлагаемого контента.

Медиарынок – настоящая четвертая власть

Как вы думаете, почему политические события 2010 года, особенно ярко отразившиеся на обществе в 2020 году, имели место быть? С распадом СССР в медиаполе вокруг детей, а ныне уже родителей своих детей, возникло слишком много информационного шума и мусора, который не является обязательным для повседневной жизни, но формирует мировоззрение человека, его отношение к экономике и государству. А дети как пластилин, чтó в них заложено, то и будет влиять на их развитие. Вот поэтому так важна работа на медийном поле.

В этом сегменте государства принимает участие несколько сторон: иностранные СМИ и медиа; иностранные знаменитости, так называемые инфлюенсеры; кинематограф, музыка и иные варианты творческого проявления мыслей.

К сожалению, последние годы медиаохват противников действующей власти рос со скоростью снежного кома, а аудитория увеличивалась, достигая сотен тысяч уникальных пользователей в Сети.

В чем был прав Геббельс – о пропаганде и СМИ Республика Беларусь, Политика, Пропаганда, Длиннопост, Минская правда Mlyn by

Именно в прошлом году началась активная кампания по выявлению лжи в СМИ и крупных изданиях, а дополнительно в рамках оперативно-розыскной деятельности стали известны факты иностранного, преимущественно западного, финансирования подобных информационных источников. Кроме того, в интернете появились даже скрины из переписки чиновников польского правительства, какие конкретно интернет-издания и каналы в мессенджерах они поддерживают и кому отдают предпочтение в контрбелорусской пропаганде.

Они действуют в своих интересах, и мы можем лишь осуждать подобные действия, принимать правовые решения, когда они выходят за рамки закона. Отсюда и череда громких обысков, задержаний, арестов и сроков. В народе даже начало гулять белорусское слово «ператрус», когда в очередном издании оппозиционной направленности находят неучтенные деньги и в 100 процентах случаев бчб-флаг, чей правовой статус в качестве претендента на экстремистскую символику находится в Верховном суде Республики Беларусь.

Сами виноваты

Кто виноват? Мы с вами. Признание ошибки помогает в ее устранении.

Ранее упомянутое новое поколение граждан, которые не относятся к традиционному обществу, а к обществу потребления, провластный формат подачи информации не переваривает, говоря прямо.

Слово «пропаганда» не имеет само по себе никакой негативной коннотации, а является не более чем распространенным во всем мире термином для обозначения продвижения интересов. Часть оппозиционной стратегии как раз и заключалась в том, чтобы очернить госпропаганду, делая из незначительных уловок и хитриков в подаче информации якобы сенсацию, что государство всех обмануло, врет и будет врать.

Но весь госаппарат с министерствами, ведомствами, Администрацией Президента, подрядными организациями и учреждениями за день генерирует такой объем информации, что невозможно по каждому из вопросов, поднятых оппозиционными СМИ, готовить сиюминутно исчерпывающий комментарий, лишь по самым важным. Для этого и существуют информационные издания, которые дают сухую повестку прошедшего события, ключевые тезисы и цифры. Остальные СМИ тему подхватывают, и специалисты на местах уже дают более развернутый комментарий, владея предысторией вопроса.

Остальные СМИ тему подхватывают, и специалисты на местах уже дают более развернутый комментарий, владея предысторией вопроса.

В среднем человек тратит на просмотр телевизора 2,8 часа в день, что равняется 9,1 года за всю жизнь. В 2021 году пользователи интернета во всем мире проведут в Сети 12 трлн часов


Искажение или попытка сделать вид, что предыстории не было, и являлись акцентом в стратегии оппонентов государства. Однако и государство дало возможность реализовать эту схему. Как? Подачей информации.

Посмотрите вечерние новости на любом телеканале, особенно когда дело касается вопросов экономики, юридических нововведений, или послушайте речи высокопоставленных чиновников. В большинстве случаев, на мой опять же субъективный взгляд, эта информация является настолько сухой, что хочется заснуть или поставить телевизор на мute, выключить звук.

Сказанное с экрана иногда бывает понятно лишь специалистам. А остальным что делать в это время? Испытывать ощущение белого шума? Если человек в телевизоре не может, так сказать, на пальцах объяснить, о чем он сейчас говорит, то это или говорящая голова, или он настолько углубился в тему, что забыл, для кого дает комментарий: не для своего начальства, а для обывателей, граждан страны.

Кто делает правильно?

Здесь можно отдельно выделить силовой блок Беларуси. С прошлого года началась адаптация подачи информации, налажено более тесное взаимодействие с гражданскими СМИ, медиа и блогерами. Я даже стал читать телеграм-канал Госкомитета судебных экспертиз, так как они на примере обывательских историй рассказывают, как, казалось бы, простейшие преступления тяжело раскрыть и для чего нужны все эти специалисты.

Игорь Тур в «Пропаганде» на ОНТ обозначил немаловажную проблему – как освещаются протокольные мероприятия с Президентом. Идет активная съемка первых 15 минут, когда обычно Первый обозначает свои мысли насчет мероприятия, а потом показывают несколько кадров, как чиновники стоят перед ним и выслушивают нагоняй. Все, дальше надо бежать и монтировать материал, чтобы он выходил в эфир. Правда, теряется момент переговоров с руководителем государства, где зачастую бывают даже жаркие дебаты, подчиненные отстаивают свою позицию. Вот и получается, что мы видим лишь гневного Президента, который сам все контролирует, а на деле есть и ответная реакция.

Так и формируется искусственный культ Президента, как в старом анекдоте, когда Александр Лукашенко перебирает по телефону картошку:
– Хорошая, хорошая, хорошая, а вот эта плохая, эта хорошая…

Дополнительным аспектом я бы выделил стиль в одежде. Человек в погонах, вещающий с телеэкрана, вызывает уважение, бесспорно. Однако при потоке казуистики в медиа этот образ объединяется в единое целое, а именно в «скучно». Да, если мы говорим о высших чинах, униформа обязательна для обозначения статуса человека, его звания.

Но это в вопросах особой государственной важности. А для повседневных случаев можно подобрать менее формальный стиль, который в совокупности с простой и понятной подачей не будет дистанцировать зрителя от респондента, а наоборот, формирует эффект принятия мнения, чтобы у человека в голове не было ощущения, что это говорит существо из параллельной вселенной.

Люди любят негатив, он легко продается, особенно если приврать. Геббельс тут был прав как никогда. Но он же и сказал, что худший враг пропаганды – интеллектуализм. Если выровнять подачу информации гражданам, то кроме повышения авторитета мы получим еще и новую аудиторию, что была всегда антагонистом действующей власти.

Подытожу следующим образом: если медиа и формат подачи новостей о государстве не будут адаптироваться под реалии и новые запросы, мы и дальше будем есть одну и ту же кашу. А вы готовы есть перловку или гречку изо дня в день? Нет, как и я. Так чем пища для ума отличается от насущного?

Население планеты на начало 2021 года составляло 7,83 млрд человек.

Количество пользователей социальных сетей превысило отметку в 4,2 млрд чел. Это 53% населения мира. Рост за год составил 490 млн чел. (+13%).


Илья Бегун, Мінская Праўда