Уральские умельцы-камнерезы. От Данилы мастера до наших дней
Купные планы и больше фото - На создание этих резных каменных чудес требуются годы, а их стоимость достигает 1 миллиона долларов Работы современных мастеров объемной мозаики из камня студии "Святогор" поражают.
Это высокохудожественные, детализированные произведения, в которых сочетаются традиции старых русских мастеров Урала и современные технологии.
Снежная королева. Камни: кварц, родусит, халцедон, бриллианты, сапфир, топаз, кахолонг, магнезит, родонит, долерит, флюорит, кварцит, хрусталь, лабрадорит, мрамор. Металл: золото, серебро, бронза. Год создания: 2018.
Боровичок - замечательный пример сочетания камнерезного искусства и объемной мозаики.
Резьба по твердому камню интенсивно развивалась в 18-19 веках, и активное освоение Урала–одного из самых необычных регионов России, богатого уникальными драгоценными камнями, — сыграло важную роль в этом процессе.
Уральские горы, давшие региону его название, разделяют Европу и Азию, а за ними лежит обширная Сибирь. Исторически развитие этого региона было связано с добычей полезных ископаемых, и, естественно, такой разнообразный ассортимент минералов и горных пород вызвал большой интерес к искусству резьбы по твердому камню.
Телец из лазурита - это самое большое скульптурное изображение быка, выполненное из драгоценного камня. Похожий образ воплощен многими мастерами, но самый драгоценный - уральский.
Как все это началось
Развитие Урала и его городов тесно связано с промышленностью. 18 век ознаменовался огромным развитием восточных территорий, строительством новых заводов и поселений поблизости, открытием богатых минеральных ресурсов и, конечно же, все большим количеством видов новых полезных ископаемых.
К 1726 году на Урале работало много резчиков по камню-самоучек, которым часто помогали европейские мастера. Местные ремесленники быстро учились и добились впечатляющих успехов в искусстве резьбы по твердому камню. В 1751 году на Екатеринбургской гранильной фабрике начали работать сотрудники нескольких мастерских, что стало поистине поворотным моментом.
В течение нескольких десятилетий местные резчики по камню освоили многочисленные методы и жанры резьбы по камню, известные в то время. Постепенно они начали украшать свои работы дополнительными (с функциональной точки зрения) элементами, и на протяжении всего 19 века развитие резьбы по твердому камню было поистине неудержимым; появлялись новые мотивы, совершенствовались методы резьбы и расширялся диапазон использования камня.
С Урала вышло несколько поколений блестящих мастеров, и они часто получали заказы как из Москвы, так и из Санкт-Петербурга. К концу 19 века на Урале насчитывалось более ста мастеров по резьбе по камню.
Урал кует Победу". Композиция в технике объемной мозаики выполнена учащимися Екатеринбургского художественного ПТУ № 42 под руководством известного камнереза Н. Татаурова. 1948 год.
Урал кует победу
Впечатляющий эффект и долговечность камня всегда обеспечивали высокий спрос на каменные скульптуры и другие произведения искусства. В советское время национальному фонду "Русские самоцветы" (русские полудрагоценные камни) и его многочисленным членам было поручено работать над очень громким проектом-мозаикой под названием "Индустрия социализма" размером 5910 × 4500. Местные мастера с Урала отвечали за вырезание сегментов и шлифование камней для мозаики. С тех пор не было создано ни одного каменного произведения искусства сопоставимого масштаба.
Когда в Свердловске было основано новое профессиональное художественное училище, которое позже было переименовано в Рифей, это дало серьезный толчок развитию искусства резьбы по камню на Урале.
Трехмерные мозаики стали частью учебной программы в колледже. Однако небольшие каменные скульптуры все еще не были так популярны, как им хотелось бы, из-за чрезвычайно трудоемких процессов, связанных с ними. Нелегко передать все нюансы мимики и детали одежды в камне. Такая точная работа требовала высококачественного оборудования, профессионального подхода и владения смежными художественными навыками и дисциплинами, такими как композиция и анатомия.
Русская тройка. Ястребиный глаз, кахолонг, молочный и коричневый нефрит, халцедон, кремень, моховой агат, тигровый глаз, украшения из авантюрина, афганский лазурит, кварцит, фианиты, долерит, гранит, окаменелое дерево, мрамор, яшма: черная, белая, голубая, красная, башкирская.
Достижения новой эры
К 21 веку резчики по камню получили доступ к свободному рынку камней и минералов и активно изучают новые технологии обработки камня, сохраняя при этом лучшие традиции этого уникального искусства. Вы могли бы возразить, что у Урала есть особый стиль, когда дело доходит до работы с камнем, который с меньшей вероятностью будет соответствовать и подражать другим стилям. Теперь мастера стараются не только создать композицию с несколькими персонажами, но и выразить их индивидуальность через мимику, позу и эмоции.
Мастерская Ильи Боровикова.
Эта кропотливая работа состоит из нескольких этапов: разработка персонажа, выбор камней, вырезание камней таким образом, чтобы выявить их индивидуальные особенности, создание мозаики и так далее. Мастера развивают все большую сложность как по форме, так и по содержанию; статичные изображения уступают место динамичным композициям с сюжетом, а каменные скульптуры тоже увеличиваются в размерах. Однако они используют меньше элементов из драгоценных камней или эмали, и эта "чистота камня" также стала визитной карточкой уральского стиля.
Мастерская "Святогор". Фрагмент композиции, голова лошади демонстрирует поразительную детализацию, когда камень становится живым существом.
Трехмерная мозаика
Большинство экспонатов современных мастерских Урала - трехмерные мозаики. Это небольшие фигурки, сделанные из нескольких видов камней, собранных вместе. Различные сочетания цветов и текстур открывают захватывающие творческие возможности. Тщательное мастерство позволяет избежать условностей в каменной кладке и оживить скульптуры.
Илья Муромец.
Похоже, что местные резчики по камню предпочитают эту передовую технику и действительно наслаждаются расширением ее сферы применения. Например, они начали работать над многофигурными композициями и жанровыми сценами, основанными на мифах и сказках. Эти вневременные и поистине архетипические образы прекрасно сочетаются с камнем.
Серия работ "Русские богатыри" .
Природа тщательно подобранного материала стала уникальным выразительным средством для резчика по камню.
Поиск таких компонентов и объединение их в одну композицию требует большой кропотливой работы. Вот почему крупномасштабные каменные скульптуры невозможно скопировать. Это связано не только со сложностью процесса, но и с уникальной текстурой камня. В результате этой кропотливой работы зрители видят не только вырезанный минерал или эскиз, который сейчас существует в камне, но и сложную композицию, где все различные элементы сбалансированы и образуют единый образ. источник
Больше работ и описание: https://www.stone-crafting.com/collections/