У пчел и шмелей обнаружили реальный коллективный разум: они обучают друг друга открывать коробки и решать головоломки

Шмель Modestus — пример того, что объем мозга не является единственным показателем. Это маленькое насекомое с крошечным мозгом, размером с семя, продемонстрировало в экспериментах уровень коллективного разума, который, согласно ученым, был уникален для человека.

У пчел и шмелей обнаружили реальный коллективный разум: они обучают друг друга открывать коробки и решать головоломки Эволюция, Научпоп

В лабораторных условиях шмели Bombus terrestris были обучены открывать головоломку-коробку, состоящую из двух этапов, и передавать этот навык другим пчелам, которые никогда ранее не видели таких коробок. Для обучения пчел-демонстраторов нестандартному решению исследователям пришлось показать, что делать, и предложить вознаграждение после первого этапа, чтобы поддержать их мотивацию.

Это открытие подвергает сомнению широко принятые представления в этой области: способность человека к социальному обучению поведению, которое невозможно приобрести путем индивидуальных попыток и ошибок. Люди имеют долгую историю "передачи целей", что делает нас уникальными среди других видов.

Ранее считалось, что только у людей есть культура. Однако "вирусные" песни воробьев, развивающиеся диалекты, региональные охотничьи стратегии косаток и изученные трюки с инструментами обезьян, ворон и дельфинов показывают, что социально передаваемое поведение присутствует и в животном мире.

Некоторые из этих культурных моделей поведения даже демонстрируют признаки усовершенствования и улучшения со временем. Например, почтовые голуби корректируют траектории своих полетов из года в год. Способность людей учиться друг у друга вещам, которые невозможно выяснить самостоятельно, является влиятельным аспектом человеческого интеллекта.

Недавние эксперименты показывают, что шмели могут обучаться друг у друга, использовать инструменты, считать и решать простые математические задачи. Их коллективный разум также заслуживает внимания. Исследования, проведенные учеными, подтверждают, что шмели способны учиться друг у друга, использовать инструменты, считать и решать математические задачи. Чтобы проверить это, биоэтолог Элис Бриджес из Лондонского университета королевы Марии и ее коллеги предоставили колониям шмелей головоломку на 36 или 72 часа в течение 12 или 24 дней подряд без человеческой помощи.

После исследования у шмелей не было ясного решения, как получить сладкое вознаграждение. Шмели тратят около 8 дней на поиск пищи в течение своей жизни, так что у них было достаточно времени, чтобы решить головоломку. Чтобы помочь им, требовалась помощь человека, и это было возможно только за дополнительную награду. Однако как только одна пчела понимала, как получить вознаграждение, она могла научить других этому.

Конечно, такое поведение не было замечено в дикой природе. Сначала его нужно было научить пчелам и шимпанзе. Но результаты исследований подтверждают возможность существования в обществе шимпанзе или пчел редкого инноватора, который мог бы внести свой вклад в культуру животных и передать свои идеи будущим поколениям.

Так, например, знаменитый танец медовых пчел, используемый для указания расстояния, направления и качества источников пищи, когда-то считался чисто инстинктивным. Однако сейчас кажется, что в нем есть определенная степень социального влияния. В 2017 году исследователи также обучили шмелей забрасывать мячи в ворота за вознаграждение. Чтобы достичь этого, пчелам пришлось учиться друг у друга и исправлять свои ошибки.

Последние исследования показывают, что способность учиться у других вещам, которые нельзя освоить в одиночку, должна быть связана с использованием инструментов и эпизодической памятью (способность вспоминать конкретные события прошлого).