Тот самый Мюнхгаузен или немного о знаменитом лысом укропе
На российском государственном ТВ каждую неделю идут политические ток-шоу, где уже больше года обсуждают события в Донбассе, «Евромайдан» и успехи Владимира Путина. Помимо сторонников политики Кремля в них участвуют как российские либералы, так и представители Украины. Дискуссией происходящее в эфире не назовешь — на гостей в эфире кричат, им не дают закончить выступление. Тем не менее, украинцы и либералы продолжают участвовать в этих ток-шоу, что позволяет утверждать, что в эфире представлены все точки зрения.
В эфире федеральных российских каналов этот Слава появился около года назад. Сам он причину своего появления объяснил честно и незатейливо: его призвали укреплять пошатнувшиеся рейтинги российских ток-шоу на украинские темы. "Это решение Кремля, – бесхитростно говорил Слава изданию Meduza, – и без его одобрения меня бы нигде не было. Просто рейтинги каналов начали падать, смотреть ток-шоу, где все в одну дудку дуют, стало скучно. А я в образ попал точно, поэтому и стал звездой".
Ну, понятно. Стали меньше смотреть эти шоу в силу тотального "одобрямса" в рядах участников, понадобилось их разбавить "бандеровцами", и Слава поспешил на помощь – представлять оппозиционную украинскую сторону – чтобы была дискуссия и чтобы больше российских людей смотрело российский телевизор. Вот в этом Слава должен был помочь.
Сам Вячеслав Ковтун является:
1. Председателем Контрольно-ревизионной комиссии ЛПУ (Либеральной партии Украины). На выборах 2014г. в Верховную Раду Украины заняла почетное 29 место (из 29-и) - 0,05% принимавших участие в голосовании (8 523 голоса). Странно... должно быть хотя бы 30 000.
2. Украинский политолог, директор Центра исследований общественных процессов «Эксперт» (Киев)
3. Кандидат политических наук.
Зрители из России, которые стоят на кремлевской точке зрения, Славу не переносят. Его позиция их раздражает. Он их разве что радует – как бы это помягче? – своим тугодумством. Эти зрители потирают руки, когда в ответ на слабенькие Славины потуги защитить украинскую власть он – вжик, вжик, вжик – получает тумаков от ведущих ток-шоу, от всех их камарилий. На ответный вжик-вжик-вжик Слава совершенно неспособен как человек, лишенный юмора, иронии, сарказма, реакции и других качества, необходимых для полноценного участия в дискуссии.
Этот образ самым естественным образом ретранслируется на всю нацию
Российских зрителей, которые по своим взглядам, скорее, на стороне Славы, он тоже раздражает, но именно тем, что создает в этих шоу образ тупого украинца со слабой, легко оспариваемой позицией и напрочь лишенного чувства собственного достоинства. А поскольку украинцев в российских шоу участвует раз-два и обчелся, ибо здравомыслящие эксперты участвовать в них отказываются, этот образ самым естественным образом ретранслируется на всю нацию.
Людей в самой Украине, которые примерно представляют себе состав участников этих шоу, раздражает не столько сам по себе Слава, сколько тот факт, что в России его воспринимают всерьез. В Украине вообще не могли понять, кто он, чем занят, никто не видел его работ, никто не имел никакого понятия о "Центре исследований общественных процессов "Эксперт", которым руководит Слава. Никто не знает, с какого года Слава руководит этим центром, что делает этот Центр, у этого центра даже нет собственного сайта. В собственно украинских телепередачах Слава появлялся так редко, что никто его не запомнил.
Он – такой же фейк, как те пропутинские "западные политологи", которые периодически появляются на RТ.
теперь перейдем к его вьюхе Медузе, говорит Ковтун:
Я года три уже сотрудничаю с «Ъ-ФМ» и «Бизнес-ФМ», откуда и попал на российское ТВ. С тех пор я побывал на всех программах российского телевидения, и чувствую, что меня узнают на улицах как в Москве, так и в Киеве. Это факт. Я стал осознавать свою ответственность за сказанное, так как любой мой тезис может быть истолкован как позиция украинской власти, хотя я и не имею к ней отношения. Стараюсь быть корректным.
Когда я начал ездить [на российские эфиры] в ноябре 2014 года, то моей главной целью было донести позицию Украины до широкого российского зрителя. Мне казалось, что россияне не знают реальную ситуацию из-за лживости телевидения, и я думал, что если мне удастся перетерпеть оскорбления и все-таки сказать [правду], то отношение россиян можно изменить.
Со временем я понял, что россияне знают, что Россия поставляет оружие, танки, «Грады», учит боевиков, но все равно поддерживают Путина. Что тут сказать? Остается только развести руками. Моя мотивация изменилась, и теперь это, скорее, вызов мне как политологу — насколько я смогу овладеть ситуацией во враждебном окружении. И мне это удается. Раньше мне, и правда, не давали сказать ни слова, я был как игрушка для битья. Но со временем я понял, что если коротко формулировать мысли и повышать голос, то так или иначе к тебе привыкнут и начнут прислушиваться. Мои оппоненты отталкиваются от моих слов и выстраивают свою логику и пропагандистский посыл уже от них.
Я агитирую украинских политологов ездить в Россию, но мне это не очень удается, потому что они видят враждебное отношение в России и отказываются. Впрочем, все украинские политологи при этом уже побывали в российских эфирах. Отказываться от эфиров я не планирую, мне это интересно. На некоторые программы я не хожу, потому что они скотские — например, на «Список Норкина», где мне просто не давали слова.
Об участии в чужой пропаганде.
Да, государственные каналы пропагандистские, но никто ведь не выбирает идеальные каналы коммуникации. Приходится пользоваться тем, что есть. Для российской пропаганды не имеет никакого значения, будет ли в эфире украинец или нет, она все равно будет говорить то, что прописано в кремлевских кабинетах. Я бы не преувеличивал значение этого фактора.
Об отношении украинцев к участию в эфирах.
Я не сталкивался с негативным отношением к себе. Я знаю, что не приветствуется участие в таких эфирах украинских госслужащих, но я к украинскому бюджету отношения не имею. Поэтому какие мне можно предъявлять претензии? В Киеве люди подходят и хвалят, говорят: «Мы гордимся тобою! Мы восхищены». В Москве могут и в спину [гадость] сказать, но в целом в России люди говорят так: «Мы не согласны с вашей позицией, но восхищены вашей стойкостью и мужеством. Что вы стоите непоколебимо на защите интересов Украины. Это не может не вызывать уважения». Точка.
Об ограничениях.
Я благодарен руководителям российского телевидения, что мне никто не говорит, что можно или нельзя говорить. По мимике ведущего я могу понять, что какие-то мои слова совсем не нравятся, но это не мешает мне их произносить. Я всегда стараюсь подчеркнуть, что я украинец. Я единственный на программу Соловьева надел вышиванку, а на 9 мая — красный мак. Никто больше не надел! Я говорил, что мина, которая взорвала остановку в Донецке, не могла прилететь от украинской армии, потому что это было в центре города, а дальность полета мины ограничена 4 километрами. На программе Соловьева я сказал, что жители Донецка вышли на митинг против того, что боевики размещают орудия в жилых кварталах. Я на все темы, которые нужно, говорил. Моя совесть чиста, и я абсолютно уверен, что то, что я говорю, вряд ли кто-то из моих коллег готов сказать.
О том, зачем российское ТВ приглашает в эфир украинцев.
Вы ведете к тому, чтобы я перестал ездить? Я когда общаюсь с россиянами, то многие даже в ходе доброжелательного разговора предлагают больше сюда не ездить и не говорить правду! А вообще, это решение Кремля, и без его одобрения меня бы нигде не было. Просто рейтинги каналов начали падать, смотреть ток-шоу, где все в одну дудку дуют, стало скучно. А я в образ попал точно, поэтому и стал звездой.
– Я уже почти семь лет веду на украинском ТВ разные программы о политике плюс слежу за тем, что происходит в эфире у конкурентов, – говорил мне Евгений Киселев. – За это время у меня перебывали все мало-мальски серьезные политологи, а также политические обозреватели, которые называют себя политологами, но на самом деле являются именно политическими комментаторами, а еще – социологи, политтехнологи, политконсультанты и т.д. Так вот, Славы Ковтуна не существует ни в одной из перечисленных ипостасей. Он – такой же фейк, как те пропутинские "западные политологи", которые периодически появляются на RT. Кроме себя, этот Слава никого не представляет, – говорит Евгений Киселев.
Люди закопаны по ямам в своей стране! – орал Славе представитель противного лагеря
Он помогал хорошо, правильно. Он, с одной стороны, страстно бросался на защиту идеалов Майдана и отстаивал действия украинских властей, но с другой стороны – он это делал до того примитивно, что просто не мог не подставляться под откровенные насмешки, а то и издевательства своих оппонентов, которые к тому же традиционно в три-четыре раза превосходили силами Славу, стоящего против них в паре с каким-нибудь его украинским союзником.
– Люди закопаны по ямам в своей стране! – орал Славе представитель противного лагеря в последнем, к примеру, воскресном шоу Владимира Соловьева.
– Я не видел таких ям, – меланхолично отзывался Слава, провоцируя ехидное замечание, что если вы чего-либо не видели, это не значит, что этого не существует в природе.
– Ваш шеф непосредственный приехал, Байден, сказал: ребята, вы разворовали все деньги, которые мы вам дали, – впаривал Славе чрезвычайно агрессивный и хамоватый думец Калашников, для которого слово "вы" существует лишь для обозначения множественного числа, персонально же к участникам всех без исключения передач он обращается строго на "ты".
– Я не слышал таких слов, – это все, что мог сказать в ответ Слава, пропуская, конечно, шпильку насчет "непосредственного шефа".
– Зачем вы запретили Деда Морозу и Снегурочку?! – орал Славе очередной припадочный.
У нас нет нефти и газа, – вяло отбивался Слава, как бы автоматически соглашаясь с тем, что Украина "сидит в дерьме"
– У нас во всех супермаркетах стоят фигурки Дедов Морозов и Снегурочек, – скучно оправдывался Слава, вместо того чтобы ну как-то уже высмеять, выхлестать своего оппонента за этот новый фейк российской пропаганды.
– Если вам помогает Европа и против вас нет санкций, что же вы тогда в дерьме сидите? – интересовался у Славы воспитанный ведущий Владимир Соловьев.
– У нас нет нефти и газа, – вяло отбивался Слава, как бы автоматически соглашаясь с тем, что Украина "сидит в дерьме".
– У вас их никогда не было, – пожимал плечами ведущий, оставляя, конечно же, последнее слово за собой.
Однако стоило Славе начать говорить чуть увереннее, его обрывали уже гораздо грубее.
– Ну ты можешь помолчать хоть две минуты?! Вы, черноротые, уже Украину развалили и здесь никому не даете слова сказать ("черноротые" стояли в этой студии в обычном соотношении два к шести). Ты можешь помолчать или нет?!! – это уже Славе орал его бывший соотечественник Спиридон Килинкаров. И он эту отповедь выслушивал с той улыбкой, которую вы видите в качестве иллюстрации к этой публикации.
Такая роль была написана для Славы устроителями всех этих шоу
И вот эту новую тираду Соловьева в свой адрес: – Я не хочу вас обидеть, но прихотливый ход ваших мыслей напоминает мне прожилки мяса в жирном кусе сала, – Слава тоже воспринимал совершенно безропотно. На что обижаться? Владимир Рудольфович сказал же, что не хочет обидеть, значит –не хочет.
Слава сносит все издевательства с великолепным спокойствием. Он понимает, что это элемент шоу, это входит в правила игры, и поэтому надо терпеть. Надо терпеть, улыбаться, потом снова кричать, потом опять терпеть издевательства и опять улыбаться. Такая роль была написана для Славы устроителями всех этих шоу, и он исполняет ее безукоризненно.
Фейсбук Славы, в котором, чисто теоретически, он как политолог мог бы давать оценки происходящим процессам в стране и в мире, да хоть прочитанным книжкам он мог давать оценки, да хоть постить анекдоты – представляет собой уникальное по своей однородности явление. По этому Фейсбуку можно сделать вывод, что единственная страсть, единственная цель, единственная радость, единственное впечатление Славиной жизни – это его участие все в тех же российских ток-шоу. Обратите внимание – не мысли об этих шоу, не замечания, не наблюдения, а только фиксация вот этого своего участия.
Видите? Он счастлив и горд. Для него это исключительно важно. Шоу, шоу, и еще раз шоу. И немножко московский спортзал в отеле между эфирами, и чуть-чуть московские театры. Слава – человек без биографии – вдруг оказался чуть не самым известным украинцем России. Самым востребованным российской пропагандой. Слава – это такая Галатея российских федеральных каналов, созданная для обслуживания своих идеологических и коммерческих целей.
Неубедительная Славина защита украинских интересов оттеняет и укрепляет позиции его российских оппонентов. Слава им нужен. И они нужны Славе. Они нашли друг друга – российская пропагандистская машина и украинский патриот, который смазывает ее самим собой, чтобы она лучше работала, чтобы она эффективнее давила те принципы, которые он вроде бы отстаивает. Единство (не борьба) противоположностей.
пруфы:
медуза - https://meduza.io/feature/2015/07/03/nisha-snezhnogo-chelove...
радио свобода - http://www.svoboda.org/content/article/27432241.html