Тост за упокой, или Разгром украинской ликеро-водочной промышленности

источник: http://nahnews.org/872001-tost-za-upokoj-ili-razgrom-ukrains...


Киев, 27 июля.

На постсоветском пространстве Украина традиционно ассоциируется с шароварами, салом и горилкой. Про шаровары и сало поговорим в другой раз, а сегодня бегло взглянем на состояние дел в ликеро-водочной промышленности, некогда гордости Украины.

История вопроса

Пережив лихие 90-е относительно безболезненно (быстрая приватизация бывших государственных предприятий не сопровождалась какими-то очень громкими скандалами), уже к началу нулевых данная отрасль начала показывать медленный, но уверенный прирост производства. На пик она вышла в 2005 году....

Первый послемайданный год был для производителей водки самым успешным. По объему производства они смогли превзойти не только все годы независимости Украины, но и советский период. В 2005 году, по данным Госстата Украины, ликероводочная промышленность Украины «выдала на-гора» 44,8 млн дал (декалитров) водки и прочих крепких напитков, дав прирост за год почти на треть. Конечно, это стало следствием не только собственно роста, но и выхода производства из тени. По оценкам экспертов, черный рынок водки в стране тогда сократился с 40% до 20%. Благоприятным для увеличения производства стали и внешние факторы. Украинские водочные бренды стали популярными и узнаваемыми. Отличное соотношение цены и качества продукции позволило в 2004-2005 годы нарастить экспорт в пять раз, или до 10 млн дал (более 20% всего производства), что дало приток 245 млн долларов валюты в год....

Тост за упокой, или Разгром украинской ликеро-водочной промышленности Украина, Политика, Производство, Длиннопост

В период с 2005 по 2013 год рынок медленно рос и не претерпевал глобальных изменений. Поэтапно рос акциз и минимальные розничные цены. С первого января 2013 года минимальная розничная цена бутылки водки в магазине должна была быть не менее 26 грн 10 коп. Поэтапно рос экспорт. Украинские производители «Хортица», «Немиров» и «Хлебный Дар» вошли в двадцатку крупнейших производителей мира. Казалось бы, развивайся себе, плати деньги в бюджет (и не малые, за 2013 год суммарно только акцизов на 8 млрд грн.) и живи спокойно…

Майдан. Перелом

Начало очередного курса на евроинтеграцию весной 2013 года в отрасли было воспринято неоднозначно. Многие крупные производители опасались, что эфемерные плюсы не перекроют реальные минусы. Но их, понятно, никто не стал слушать.

Не прошло и нескольких месяцев после победы майдана, как новое правительство американского ставленника Арсения Яценюка взялось за водочный рынок. Как всегда сначала шли громкие заявления. 25 марта 2014 года, выступая на заседании Кабинета, он показал обалдевшему народу, как прошлая «злочинна влада» его обворовывала. Яценюк принес на заседание даже наглядный пример — бутылку фальсифицированной водки.


«Великолепная бутылка водки, продается она по минимальной, установленной государством цене. Она не может стоить дешевле, поскольку это минимальные затраты. Но, открываешь эту бутылку и видишь под крышкой 5 грн. Это деньги, которые не попали в бюджет. С этой бутылки не заплачено ни одной гривны налога. Системный бандитский бизнес по розливу водки рассчитывается не десятками, а сотнями миллионов долларов США «, — говорил тогда Арсений Яценюк....

Тост за упокой, или Разгром украинской ликеро-водочной промышленности Украина, Политика, Производство, Длиннопост

Правда, Арсений Петрович забыл добавить, что эта схема начала реализовываться еще в бытности его премьер-министром при Ющенко — но то таке…

Результат деятельности «реформаторов» проявился не сразу. Падение производства в 2015 году по сравнению с 2014 составил «всего» 4,6%. Настоящее «покращення» пришло в конце 2015 — первой половине 2016 года. За это время производство сократилось почти на 39%. Итого спад производства за время правления Яценюка составил почти 44%. И это по самым оптимистичным данным Госкомстата. За это же время акциз и минимальная розничная цена выросли почти вдвое. Так, например, минимальная розничная цена бутылки водки в магазине на 01.06. 2013 была 26 грн 10 коп., а на 01.06.2016 — 54 грн 90 коп. И это еще не предел. В ноябре планируется очередное поднятие акциза и минимальной цены.

По прогнозам, с 01.10.2016 бутылка водки будет стоить минимум 72 гривны.  Яркая «перемога» одержана и на фронте борьбы с контрафактной продукцией. Доля теневого рынка выросла с 30% до 60% (а по некоторым данным даже до 70 %). Более трети спиртзаводов готовятся объявить себя банкротами. И даже небольшой, 4-6% рост экспорта, не способен  скрасить картину. Отрасль находится в жесткой стагнации. Но это еще полбеды. Развал правового поля вызвал процессы, перед которыми померкли даже лихие 90-е.

Водяные буряты

Первый после победы майдана скандал вспыхнул на одном из флагманов отрасли — компании «Немиров». Долго тлеющий конфликт между собственником торговой марки Я. Грибовым и основным акционером А. Глусем. Первый решил, что настало время решить спор согласно «революционной целесообразности». Час Ч настал 19 марта 2014 года. Прямо с утра около трехсот «онижедетей» из «Правого Сектора» и местной «Самообороны» майдана прошли на территорию завода, сметая охрану и ограждения (в том числе милицию и вневедомственную частную охрану). Прибывшие на место сотрудники прокуратуры ничего сделать не могли. Они еще не отошли от деморализации после майдана.

Руководство Nemiroff было уверено, что очень быстро докажет свои права на завод, но «порешать в ближайшее время» так и не удалось. Завод не работал почти четыре месяца. Конфликт привел к тому, что осенью 2014 на рынке появились одновременно две линейки водки ТМ «Немиров» — одна производства Украины, вторая — России, где у Грибова было налажено производство. Так как розлив происходил в Бурятии, эту линейку на рынке шутливо стали называть «водяные буряты».

На данный момент конфликт заморожен, но дорогой ценой. Как сказал автору один высокопоставленный менеджер компании, «за время конфликта мы не только потеряли 4-6% доли своего рынка, но и перестали быть для партнеров понятными. На сейчас вроде все нормально, но еще один такой конфликт и нас выкинут с рынка окончательно. Время сейчас не то. Никто ждать не будет».

Почему на Украину не идут иностранные инвестиции...

Однако вернемся в сегодняшний день. Очень показательная ситуация сложилась вокруг актива французкой компании MBWS — Черкасского ликеро-водочного завода. Используя формальный повод — наличие долга перед рекламным агентством «Рафинад» - народный депутат от Народного Фронта Георгий Логвинский на аукционе «купил» предприятие за 20000 евро (ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ). Это при том, что французы вложили в 2008-2009 в покупку, модернизацию и маркетинг около 11 млн евро. Несмотря на то, что завод находился в залоге у материнской компании,  Логвинский, будучи в сговоре с бывшим генеральным директором «Бельведер-Украина» Владимиром Притуляком,  получил от него фиктивную доверенность на право проведения аукциона. Французы подали в суд. По решению Высшего Хозяйственного суда Украины аукцион был признан недействительным за номером №44/227-б. Данное решение окончательно и «обжалованию не подлежит». Французы надеялись, что правосудие  восторжествовало, и на этом все окончится. Ведь Украина с 2014 года — це Европа. Но получилось с точностью до наоборот. Логвинский, используя прорехи в законодательстве, сначала начал тянуть время, а потом подал апелляцию.

Французские юристы решили надавить через дипломатов и прессу. Так, например, 26 апреля 2016 года посол Франции в Украине Изабель Дюмон «жалуется» грантоедскому изданию НВ:


«Я была немало удивлена, когда однажды на встрече в посольстве, которую планировали как обсуждение «проблем оккупированного Крыма», из-за спины лидера крымских татар Мустафы Джемилева появился Георгий Логвинский, депутат от «Народного фронта». Удивление росло параллельно с тем, как беседа становилась монологом Логвинского, больше похожим на крик. Господин Логвинский сразу же обвинил Францию в поддержке сепаратистских компаний. Признаюсь, я не очень поняла, что он имел в виду. Он назвал компанию Бельведер».


Шок посла можно понять. Франция сначала активно поддержала майдан, а потом закрывала глаза на все «невинные шалости» постмайданной власти. И тут такой «нож в спину». В мае-июне 2016 года французы подключили к информационной кампании известного борца с коррупцией Сергея Лещенко. Он даже пообещал выдать на Логвинского какой-то новый компромат. Но пока не выдал. Аванса видать ждет....

Тост за упокой, или Разгром украинской ликеро-водочной промышленности Украина, Политика, Производство, Длиннопост

Поняв, что бояться ему нечего, истинный революционер «как-то само собой» выиграл апелляцию. 24 июня 2016 года Дарницкий районный суд в городе Киеве вынес решение в пользу неких трех неизвестных лиц… Пресс-релиз французов на это событие невозможно читать без слез:


«Мы глубоко разочарованы решением Киевского апелляционного суда, который, рассмотрев апелляцию Marie Brizard, на самом деле отказал в возврате нашего захваченного бизнеса во владение нашей дочерней компании… Решение Дарницкого районного суда г. Киева не вписывается ни в какую систему права и не обосновывается никакими правовыми нормами. Фактически, суд признал мошенников, купивших наши активы на фиктивном аукционе и потом переоформивших их своим подельникам, действующим в сговоре, добросовестными приобретателями. По сути, суды возвращаются в систему феодального права, в то время как по всей стране трубят о реформе системы правосудия».


Европейцы, видите ли, шокированы … А что, 22 февраля 2014 года французы не были шокированы? А что же они не были шокированы, когда те же суды по надуманным предлогам лишали собственности граждан Украины? Думали, что они выше «закона» на Украине? В общем классическое: «а нас за шо»? Так и вертится на языке – «здобулы».

Еще у кого-то есть вопросы, почему на Украину не спешат инвесторы?

На данный момент предприятие пока работает, но с перебоями в поставках продукции. Вероятно, новый хозяин не желает инвестировать в производство и хочет как можно скорее перепродать проблемный актив и, выйдя в кэш, закрыть сверхприбыльную сделку, но не находит покупателя. Судьба предприятия, как и его сотрудников, висит на волоске. Все живут одним днем.

Выводы

За два с половиной года одна из когда-то ключевых отраслей Украины практически убита (почти двукратное падение выпуска продукции).

Как мы помним, в 2013 году доходы от акцизов на алкоголь составили 8 млрд грн. В 2014 году, после их повышения и девальвации гривны, сборы от этих акцизов составили почти те же 8,7 млрд грн. В 2015 году после очередного повышения акциза и еще одной девальвации гривны, только не смейтесь, те же 8,7 млрд грн....

Почти все опрошенные мною специалисты сходятся в одном — 2017 год может стать для этой отрасли последним годом системного существования. Дальше — каждый за себя, потому что выжить хотят все. И убивать слабейшего будут любым доступным способом (захваты, подлоги, черный пиар). Большую часть новых налогов и акцизов производители традиционно переложат на обычных граждан и тем самым еще снизят «белое» производство продукции, которое будет заменено дешевым нелегальным суррогатом. Об иностранных и вообще о каких-либо инвестициях в отрасль после случая с MBWS можно забыть, как в скором будущем можно будет забыть и об украинской водке, которая еще недавно считалась одной из лучших в мире.

Такова судьба всех «великих аграрных держав».

Георгий Низовой...