Техника изготовления кружевного фарфора

Техника изготовления кружевного фарфора Фарфор, Технологии, Кружева, Мейсен, Длиннопост

Кружевной фарфор как явление возник в Германии, поскольку именно здесь открыли рецепт глиняной массы одновременно прочной и пластичной. Хотя Мейсен, а вместе с ним и Саксония, стали пионерами тонкостенной керамики, очень скоро конкуренцию им составили фабрики из Тюрингии, работавшие в том же стиле.


Рождение «Кружевниц»

В 1884 году статуэтки были впервые украшены кружевом, которое впоследствии принесло Sitzendorfer Porzellanmanufaktur мировую известность. По мере совершенствования технологии, из ажурной «ткани» стали делать не только отдельные детали, но и весь наряд. Пышные платья и юбки викторианской эпохи или многослойные пачки балерин, до сих пор производят незабываемое впечатление и вызывают лишь один вопрос: как подобное вообще возможно? Технология с одной стороны проста, с другой – требует от мастера ювелирной точности и опыта, иначе чуда не произойдёт.


Для создания фарфорового кружева используется настоящий тюль или хлопчатобумажное плетение Plauener. На деревянное основание наносят фарфоровую массу, но не такую жидкую, как заливаемый в формы шликер, а напоминающую по консистенции густую сметану. Сверху укладывают полоску кружева нужной ширины и пропитывают, помогая себе инструментом.

Именно здесь нужно особое мастерство: если использовать много фарфорового раствора, он при обжиге заполнит отверстия и ажурная ткань не получится, а при нехватке массы останутся разрывы. Затем полоску собирают искусными складками на воротнике, юбке или рукавах статуэтки, причём за один раз – переделок допускать нельзя. При обжиге свыше 1300°С ткань выгорает, оставляя лишь керамические кружева тончайшей работы.

Техника изготовления кружевного фарфора Фарфор, Технологии, Кружева, Мейсен, Длиннопост

Дрезденский фарфор

Технология изготовления фарфоровых кружев использовалась ещё несколькими немецкими фабриками. Три из них продолжают выпускать изысканные статуэтки и сегодня, радуя ценителей и коллекционеров. Это – Мейсен, Фолькштедт и Унтервейсбах. «Кружевницы» выполнены только в стиле рококо, независимо от того, какие ещё направления развивал производитель.

На многих аукционах статуэтки всех перечисленных фабрик объединяют общим термином «Дрезденский фарфор». Он стал синонимом высочайшего качества и эксклюзивности декоративных предметов, чем обуславливается их немалая цена.

Техника изготовления кружевного фарфора Фарфор, Технологии, Кружева, Мейсен, Длиннопост