8

Сын кузнеца


Эпоха Чингисхана дала миру целую плеяду талантливых полководцев.
Субэдэй - выдающийся монгольский полководец, способный мгновенно заметить слабые стороны противника и обратить их к своей выгоде. Соратник Чингисхана. Участвовал во всех крупных войнах, в том числе завоевании Китая, Волжской Булгарии, восточной Европы, а также битве на Калке.
Только благодаря Субэдэю, его полководческой деятельности, Монгольская империя обрела свои максимальные размеры в конце третьей четверти XIII века, превратившись в самое большое государство из когда-либо существовавших.
Родившийся в центральной Монголии, в племени урянхая, он обладал необыкновенной силой, выносливостью и живучестью, за что и получил прозвище Богатырь. Несмотря на ранения, в числе которых было и пробитое стрелой легкое, он прожил 72 года (1176-1248 гг.).
Для тех времен это считалось поистине невероятным.
Наполеон, Нельсон, Фридрих II и многие военачальники, полководцы
восхищались неординарной личностью Субэдэя. Они использовали тактику, которую применил Субэдэй во время сражения в 1223 году на Калке. Суть замысла состояла в том, чтобы малыми силами дать врагу почувствовать близкую победу и выманить его в заранее заготовленную западню.

Сначала опишем его родное племя.

Монголы Урианхай — одно из древнейших племён, входивших в дарлекинскую группу монголов. Потомки этого древнего рода в настоящее время известны в составе многих монгольских народов. Этноним происходит от монгольского боевого клича-урана «uria» (уриа) и слова «khan» (хан).

Предки урянхайцев впервые упоминаются в составе монголов шивэй. Шивэй — общий термин (VI—XII вв.) для древних монгольских племён, обитавших на территории восточной Монголии, части Внутренней Монголии и северо-восточного Китая. В состав шивэй входили их шивэй (да шивэй) — предки тайчиутов, мэнгу шивэй — предки хамаг-монголов, улоху — предки олхонутов. Одним из поколений шивэй также названы собственно урянхан, известные в китайских источниках как улянха. Термин улохоу также реконструируют как урянхай. По мнению монголоведов, южные скотоводческие племена татар-шивэев были тождественны с улухоу-урянхайцами. Позже урянхайцы вошли в группу дарлекин-монголов. Упоминаются в числе племен (кият, нукуз, урянхай, хонгират и мн.др.), вышедших из Эргунэ-кун, легендарной прародины монголов.

По мнению исследователей, урянханы являются потомками древних монголов татабов. Согласно китайским текстам «Юань-цзянь-лэй-хань» и «Сюй-Вэнь-сянь-тун-каом», урянхайцы являются потомками и преемниками древних монголов шань-жун и позднейших кумохи, занимая те же земли, как и их предшественники и предки. Улянха — собственно первоначально земля шань-жун (горных жунов) времени Чунь-цю; династия Хань сделала её владением главы народа хи, который при династии Хоу-Вэй, назывался кумохи. Впоследствии народ кумохи (кумоси) подчинился киданям.

Кумоси имеют единое происхождение с предками киданей и представляли собой самостоятельное племя в составе сяньби. В период с IV по IX вв. урянханы занимали прежние места заселения сяньбийцев, обитали на землях к востоку от Далайнора.
Еще до X в. часть из них перекочевала на запад и осела в Хэнтэйских горах и на землях к юго-востоку от озера Байкал.
Во времена Добун-Мэргэна, предка Чингисхана, урянханы заселяли местность у горы Бурхан Халдун. Поскольку Добун-Мэргэн жил в X в., значит в указанный период часть урянхан проживали у Хэнтэйских гор. В XII в. урянханы расселились в таежных местах от Хэнтэйских гор до Баргуджин-Токум и входили в состав коренных монгольских племен. Во времена Чингисхана урянхайские полководцы Джэлмэ и Субэдэй сыграли огромную роль в становлении Монгольского государства.

Урянханы (урянкаты), проживавшие в стране Баргуджин-Токум, были известны как хойин-урянка (лесные урянкаты). Лесные урянкаты не имели родственных связей с урянкатами из дарлекинов.
Лесные урянкаты, проживали в районе Присаянья-Прихубсугулья, предположительно, на Окинском плато и в Дархатской котловине. Возможно, часть урянкатов была расселена в еще более близких к Баргуджин-Токуму местах, таких как долина Иркута, верховья Джиды. Потомки лесных урянкатов и урянкатов-дарлекинов (в том числе потомки Джэлмэ) в дальнейшем вошли в состав многих этнических групп бурят.

В начале ХIII в., когда Чингисхан основал Великое Монгольское государство, он установил систему тысяч, урянханы были разделены на шесть тысяч.
Из них четыре тысячи расположились в восточном тумене, две — в центральном и западном туменах Великого Монгольского государства. Урянханы были разделены на несколько частей, вследствие чего одни укочевали на юг, к Хинганским горам, и осели за Великой стеной, другие оставались у Бурхан Халдун, а третьи позже перешли на Алтай, где вошли в состав ойратов.
В конце XVI в. урянханы, обитавшие на Хингане и за Великой стеной, ушли на запад, где слились с племенами харчинов и туметов, осели в восточной части Внутренней Монголии. Один из шести урянханских мянганов носил название оточи. В ХIII—ХIV вв. мянган оточи расположился у подножья Хэнтэйских гор и охранял «Их хориг».
Со временем этот мянган стал основой урянхан тумена, который после распада государства Юань составил один из шести туменов Восточной Монголии. Из урянханов Бурхан Халдуна одна тысяча несла охрану «Их хориг» — «Святое место захоронения монгольских ханов», с XV в. они стали одним из шести восточномонгольских туменов. Однако через столетие урянхан тумен был разгромлен и раздроблен из-за неоднократных восстаний против власти Батумунху Даян-хана и его сторонников. Уцелевшая часть в конце XVI в. ушла на запад и временно расположилась в Хангайских горах, затем снова откочевала на Алтай и в ХVII в. вошла в состав Дзасагтухановского аймака.
В цинский период они образовали два хошуна — Дайчин и Дархан дзасаков, ныне сомоны Тонхил, Тгрг, Бугат, Алтай, Цээл Гоби-Алтайского аймака и сомон Цэцэг Кобдоского аймака. Урянханы-монголы, находившиеся в составе ойратов, после завоевания маньчжурами в середине XVIII в. были разделены на четыре хошуна и переселены к западу от г. Кобдо.

Потомки урянханов этих четырех хошунов ныне живут в Кобдоском аймаке: компактными группами — в сомонах Мнххайрхан и Дуут и вместе с захчинами — в сомоне Мст. Они также проживают в сомонах Алтай, Бугат, Буянт и Алтанцгц Баян-Ульгийского аймака. Урянханы были многочисленным, крупным племенем, в XIII в. разделились на несколько частей, в XVI в. они были разгромлены, вследствие чего рассеялись по разным местам.

Среди потомков хэнтийских урянхайцев выделяют группы: Ойрадын Алтайн Урианхай (ойратские алтайские урянхайцы), Хвсглийн Урианхай (хубсугульские урянхайцы), Говь-Алтайн Халх Урианхай (гоби-алтайские урянхайцы) — потомки Хэнтийн Урианхай (хэнтийских или бурхан-халдунских урянхайцев), вошедших в состав состав халха-монголов. Урянхайцы также вошли в состав многих этнических групп бурят: сонголов, табангутов, атаганов, ашибагатов, баргутов, сартулов, андагай, икинатов (род нарат), ононских хамниган (роды урянхай, урянхай-тугчин, улианхан, хори-бурят (хухур улианхай в составе рода сагаангууд), нижнеокинских (род нарат), идинских (род нарад), китойских, тункинских, селенгинских (урянхай, урянхай-отонхой, зэльмэн-урянхай, батут-урянхай, баин-урянхай, урянх-цонгол, урянх-зэмбэ) и закаменских бурятов.

Урянхайцы принимали активное участие в военно-политических событиях в Джунгарском ханстве при Галдан Бошогту-хане (1644—1697). Историк С. Буянчулуун писал, что «… Галдан бошигт хан постепенно набирал силу. В его подчинении находились 11 тумэнов из племен улет, халхи и уряихш» (Буянчуулуун 1937: 92). В одном из указов Цинского императора говорится: «….Если урянхайцы останутся там же, где они живут ныне, то они могут причинить серьезные препятствия продвижению наших войск. Они могут передавать информацию ойратам о местах расположения наших войск или они могут нанести удар нашим войскам сзади. Поэтому, такую опасность надо устранять до начала больших военных действий»
Документы о политике Джунгаров 1991:9[32].

Субэдэй, Субеетай-Баатур — виднейший монгольский полководец, соратник Чингисхана (Тэмуджина).

Являлся главным военным стратегом и Чингисхана и Угэдэя и Бату. Он руководил более чем 20 кампаниями и выиграл 65 генеральных сражений, во время которых он завоевал больше территории, чем любой другой полководец в истории. Он широко известен как один из величайших военачальников и стратегов в истории.

«Юань ши» (Официальная хроника династии Юань) сообщает, что отцом Субэдэя был кузнец по имени Хабал из племени урянхаев: «Субэдэй – человек из монгольских урянхаев. Поколения его предков охотились в верховьях реки Онон. …Хабал имел двух сыновей, старший Хулухур, следующий Субэдэй, оба отважные храбрецы, отличные наездники и стрелки из лука» . В то же время «Сокровенное сказание о монголах» приводит иные сведения о том, что отца Субэдэя звали Чжарчиудай (Джарчиудай).

Участвовал во всех основных монгольских походах первой половины XIII века — на Империю Цзинь, найманов, меркитов, государство Хорезмшахов.
Примерно в 1189 году Субэдэй начал свою службу у Тэмуджина, очень быстро став бойцом лучшего отряда доблестных нукеров – «кешге», а затем войдя и в избранный круг ближайшего окружения. В 1202 году к имени Субэдэя прибавилась почетная приставка – «багатур», то есть прославленный воин и представитель избранной элиты – так называемых «героев Великой Степи». Кроме того, Субэдэя недруги называли «Свирепым псом».
Согласно «Сокровенному сказанию», это прозвище ему дал Джамуха-сэчен, за неустрашимость и отвагу, проявленную Субэдэем во время битвы монголов с найманами у подножия горы Наку-Кун. Во время похода на Кавказ и Восточную Европу совместно с Джэбэ руководил монголами в битве на Калке (1223).
После блестящей победы на Калке, монголы Джэбэ и Субэдэя двинулись на восток, против волжских булгар. Будучи разбиты, монголы ушли на восток через степи современного Казахстана.

В 1236 году корпус под командованием Субедея совершил новое вторжение в Волжскую Булгарию, в результате которого последняя была покорена и включена в состав Монгольской империи. Субэдэй был фактическим командующим в Западном походе Бату (1236—1242), в ходе которого, в частности, монголы атаковали русские княжества и дошли до Адриатики. В пожилом возрасте вернулся на малую родину. Умер в возрасте 73 лет.

Из сыновей Субэдэя у Рашид ад-Дина названы Тимур-Бука, Кукуджу и Урянхатай (Урянкатай, Урянгутай). Кукуджу был тысячником правого крыла войска; после смерти отца занял его место. Урянхатай (1201—1272), подробная биография которого есть в «Юань ши», сначала ведал охраной юного Мункэ. Затем участвовал вместе с Гуюком в окончательном покорении империи Цзинь (1233—1234); был с Субэдэем и Бату в Западном походе. Поддержал кандидатуру Мункэ на ханский престол (1250—1251). Вёл завоевания в Южном Китае и Юго-Восточной Азии. Внук Субэдэя Аджу (1227—1287), сын Урянхатая, был канцлером при ханах Мункэ и Хубилае и полководцем участвовавшим в завоевании Южного Китая.
Сведения о сражении с булгарами в конце 1223 (или начале 1224) опираются лишь на записи арабского хрониста курдского происхождения Ибн аль-Асира жившего в Мосуле, то есть на расстоянии более 2 тыс. км. от места событий, однако принимаются большинством историков.

По Юань ши, Субэдэй умер в год у-шэнь (28 января 1248 — 15 января 1249) в возрасте 73 лет. У китайцев за год жизни считается время, проведённое в утробе матери.

Как итог — жизнь и деятельность великого военного гения вызывали интерес как его современников, так и ученных 14, 15, 16 столетий. Биография полководца подробна описана в хрониках династий Юань, Мин, Цин. И всем энтузиастам, помимо монголов, пытаться сделать из Субэдэя своего великого соплеменника — бесполезно, бессмысленно, тщетно, без толку, впустую, бесплодно, вхолостую. Дохлый номер, словом.
_____________________________
Монгольский обыденный изборник // Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. ЮАНЬ ЧАО БИ ШИ. / Перевод С. А. Козина. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941. — Т. I.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского Л. А. Хетагурова, редакция и примечания профессора А. А. Семенова. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 1. — С. 158—160.

Сын кузнеца Монгольская империя, Великая Степь, Длиннопост, Полководцы