Странные похороны французских королей (длиннопост)
При монархической форме правления, смерть короля ставит под вопрос непреходящий характер государства. В эпоху, когда физическое существование короля является воплощением суверенитета, предпринимается все, для того чтобы ничто не создавало границ между правлением одного монарха, заменяемого следующим.
Согласно теории французских юристов XVII века, король бессмертен!
Материализуют этот постулат специально разработанные жесты и ритуалы похоронной процессии королей, которые подчеркивают двойную натуру суверена, являющегося с одной стороны – простым человеком, со смертным телом, но в то же время королем-символом, политической фигурой, которая бессмертна.
Эта двойная модель была создана по аналогии с фигурой Иисуса Христа, который является одновременно человеком и богом. Последние исследования историков области королевских церемоний, доказывают огромную роль ритуалов и церемоний, вокруг смерти монарха. Эти ритуалы имеют почти конституционное значение для монархии.
Рассмотрим в качестве примера похороны Генриха IV, которые длились до 40 и более дней. Сначала вскрытие, затем бальзамирование, демонстрация гроба и «чучела» короля, похоронный кортеж из Парижа в Сен-Дени (королевский некрополь, где были похоронены почти все короли Франции) и наконец, похороны в аббатстве.
После вскрытия внутренности Генриха IV были отправлены в Сен-Дени и похоронены без церемонии. Сердце короля было открыто, очищено и выдержано в спиртовой настойке с добавлением скипидара. После этого сердце начинили 12 ароматическими травами и убрали в тканевый мешок покрытый воском, затем в свинцовую коробку и затем в серебряную шкатулку в форме сердца.
С 1314 года, начиная со смерти Филипа IV сердца французских королей было принято хоронить отдельно от тела. Сердцу во Франции отдавалось особая роль, т.к. именно сердцем Иисус Христос переживал за человечество.
Сердца королей династии Валуа по традиции хоронили в монастыре рядом с крепостью Бастилия. Традиция была установлена 1361 году со смерти Жанны Булонской, супруги короля Иоанна Доброго. На месте того монастыря сейчас находятся казармы Республиканской Гвардии. Сердце Генриха IV, первого Бурбона, представителя новой династии будет похоронено в колледже иезуитов де-ла-Флэш, на территории провинции Сартр.
Похоронный кортеж, следующий за сердцем короля насчитывал до 1200 человек. Следующая операция после вскрытия – бальзамирование. Французских королей бальзамируют с 877 года, со смерти короля Карла Лысого.
В отношении Генриха IV процедура проходила таким образом: его тело освободили от быстро портящихся органов – включая язык и глаза, затем протерли вином с благовониями, после этого завернули в простыни.
Следующий этап похорон - изготовление чучела короля. Чучело изготавливалось из соломы, одевалось в королевские одежды, при этом голова и руки выполнялись из воска, по муляжу снятому с тела умершего монарха. К сожалению, из-за событий революции ни одно из чучел французских королей, служивших для церемонии похорон не дожило до наших дней. Однако мы можем представить, на что были похожи чучела благодаря забракованным экземплярам, которые сохранились. Одно из чучел хранится в музее истории Парижа – Карнавале. Обычай создания чучела для похоронной церемонии существовал во Франции с 1422 года (похороны Карла VI) до 1610 года (похороны Генриха IV).
В случае похорон Генриха IV в течение 10 дней вокруг его «живого чучела» окруженного символами королевской власти (корона, скипетр и рука правосудия) происходит ритуал, который имитирует присутствие живого короля: чучело охраняют лучники и герольды, придворные присутствуют при вставании короля-чучела утром и уходе на сон вечером, повара накрывают и убирают стол в обед и вечером. Не съеденные кушанья раздаются бедным. После этого тело короля переносят из Лувра в Собор Парижской Богоматери, а оттуда в Аббатство Сен-Дени. От Собора Парижской Богоматери в сторону Сен-Дени кортеж ведут архиепископ города Санс и епископ Парижа. Как только кортеж доходит до территории аббатства процессию возглавляет настоятель аббатства Сен-Дени, при этом на территории аббатства епископ и архиепископ обязаны сменить свои одежды на такие же как у других простых членов духовенства. В Сен-Дени королевские регалии сопровождают умершего монарха до самого последнего момента, пока не будет произнесена знаменитая фраза: “Король умер … да здравствует король”. Сразу после этого, королевские регалии отправляются в Реймс, где служат для коронации нового короля.
К огромной трагедии, сердца королевской четы и их тела покоились до октября 1793. После падения конституционной монархии в августе1792 года, временное правительство постановило переплавить разные изделия из металлов для нужд обороны. Судьба королевских гробниц Сен-Дени была решена в дни Террора указом на заседании Национального конвента в августе 1793 года: "Могилы и мавзолеи бывших королей, прежде всего в церкви Сен-Дени, в храмах и других местах на всей территории республики будут уничтожены".
В октябре 1793 года рабочие в сопровождении "комиссаров по эксгумации", "комиссара по золотым и серебряным изделиям" (ответственного за сбор изделий из драгоценных металлов и за доставку их в Конвент) и «комиссара по свинцу» (ответственного за переплавку изделий из свинца в пули) с фонарями и смоляными факелами спустились в склеп Бурбонов, останки которых покоились в 54 дубовых гробах на проржавевших железных козлах. Для очищения воздуха в склепе использовались можжевельник и уксус. Эксгумации протоколировал Жермен Пуарье, в числе прочих могил монархов была вскрыта могила Генриха IV. Eго дубовый гроб был разбит молотом, свинцовый гроб открыли с помощью долота. Те, кто видел тело короля, свидетельствовали: "Его тело оказалось хорошо сохранившимся и черты лица были вполне узнаваемыми. Оно осталось в проходе нижних часовен, завёрнутое в также хорошо сохранившийся саван. Некоторые присутствующие отрывали ногти и пряди бороды Генриха на память.
Кому интересно, тут хронология осквернения гробницы базилики Сен-Дени