Соцгород Уралмаш и спасение Белой башни
Нельзя приехать в Екатеринбург и не съездить на Уралмаш! Это город в городе, построенный при Уралмашзаводе в 1930-ые годы. То были времена авангарда и конструктивизма, когда архитекторы через среду старались сформировать нового человека: новому государству — новый тип гражданина.
В конце 20 века район считался криминальным и просто опасным. Сегодня тут безопасно, но Уралмаш постепенно превращается в обычный спальный район Екатеринбурга в плохом смысле этого слова: сносы социальных объектов и бездумные точечные вставки убивают заложенные идеи и идеалы тех лет. Одновременно с этим вокруг знаковых мест формируется городское сообщество. Оно своими силами поддерживает Белую башню, наполняет её новыми функциями и через образование формирует любовь к конструктивизму и архитектуре в целом.
История Уралмаша
В 1927 году советское правительство приняло решение строить в Екатеринбурге Уральский завод тяжелого машиностроения. Место выбрали на севере города: недалеко озеро Шувакиш, плюс под землёй нашли залежи торфа. Одно давало производству воду, а второе — топливо. На тот момент будущий Уралмаш выглядел так:
Завод строили пять лет, запуск состоялся 15 июля 1933 года. Но ведь для завода нужно не только сырьё и корпуса — ещё нужны рабочие! Отдалённость от города и большое число работников потребовали создание нового района.
Генплан поселения разработал в 1929 году Пётр Оранский — молодой архитектор из Ленинграда, только что окончивший своё обучение. В отличие от квадратной сетки Екатеринбурга, здесь планировка основана на осях под углом 45 градусов друг к другу. Это решение играет злую шутку с жителями других районов — привычное ориентирование горожан в пространстве тут не работает.
Основные улицы сходятся на площади Первой Пятилетки и формируют пятилучие. Здесь находится проходная завода — новый район сам вёл жителей самым коротким путём. У здания проходной по бокам широкие двери, и оно чем-то напоминает ворота стадиона — архитекторы закладывали заводу мощность в 40 тысяч человек, а одна смена, со слов современников, достигала 20-25 тысяч рабочих.
Сама площадь тоже непростая — это и транспортный хаб с двумя кольцами трамвая (которые так и не соединили), и место для митингов.
Сейчас здесь асфальто-бетонный плац с подобием транспортного хаба и остатками работы Покраса-Лампаса:
Первые кварталы и «Дворянское гнездо»
Отличие соцгородка от той же слободской застройки или рабочих посёлков в его комплексности: для рабочих создавали не просто жильё, а всё необходимое для полноценной жизни. Можно сказать, что здесь всё включено: театры, поликлиники, школы, места для отдыха и так далее.
Здесь архитекторы помимо разных социальных и культурных учреждений ещё заложили обильное озеленение — всё же вред от производства был тогда очевиден, плюс популярная в то время концепция города-сада не давала покоя специалистам. На фото улица Ильича, которая застраивалась одной из первых:
Сейчас улицы выглядят так:
Ещё в первых кварталах на перекрёстках были заложены квадратные скверы с каждой стороны:
Дома на Ильича строили первыми в районе, они предназначались для обычных рабочих и были крайне инновационными для тех лет: здесь даже были ванные в квартирах! В процессе строительства менялся генплан, материалы и «класс домов»: возник запрос на дома для номенклатуры. Так на Уралмаше появился квартал «Дворянское гнездо»:
Здесь парк разбили не со стороны улицы, а во дворе:
Судя по лестницам, здесь планировали поставить лифт или просто оставили возможность для его установки:
Оригинальные двери, окна и прочие детали давно утеряны. Как я понимаю, лишь перила лестницы оригинальные:
Но ключевое отличие в квартирах: анфиладная планировка, паркет, холодильный шкаф, была даже предусмотрена комната для прислуги. Да, на словах все равные, но кто-то равнее: на разных уровнях сразу закладывали социальное расслоение.
Продолжение в оригинальной работе Аркадия Гершмана - https://urbanblog.ru/763270.html