Сотрудник РКЦ Прогресс: взгляд на космонавтику изнутри

— Какие положительные стороны вы видите в текущем положении дел в нашей космонавтике?

— Сейчас идёт курс на цифровизацию отрасли, и это считаю очень большим плюсом. У нас ввели систему электронного документооборота, которая позитивно сказалась на оперативности и удобстве работы. Было бы ещё лучше, если создать общую отраслевую систему электронного документооборота, которая бы упростила документооборот и согласование документации между предприятиями. Вижу много возможностей по усилению глубины цифровизации отрасли.


— Какие отрицательные стороны видите в текущем положении дел в нашей космонавтике?

— Большая разобщенность. И это видно как в отрасли в целом, так и локально внутри предприятия. Общего вектора нет, каждый двигается в каком-то своем направлении. Похоже на перетягивание каната: каждый старается, прилагает усилия, показывает результат, но общего движения нет. Прорыв советской космонавтики, на мой взгляд, был именно в сильном общем векторе, общих целях. В текущем положении дел не вижу этого.

Второй отрицательной стороной, которая вытекает из первой, я бы отметил перекладывание ответственности. Многие не хотят отвечать за то, что делают и пытаются переложить ответственность на другого.


— Можно ли сказать, что в последние два года заметно какое-либо улучшение в космической отрасли?

— Период в два года, как понимаю, связан с новым руководителем Роскосмоса. Ощутимых улучшений не заметил за исключением цифровизации отрасли, об этом говорил ранее. Вводят всякие коэффициенты эффективности работы, надо ли это? Как можно образмерить эффективность работы инженера?


— Не так давно сняли прежнего руководителя РКЦ Прогресс, который, насколько нам известно, пользовался уважением сотрудников предприятия. Так ли это, и что можно сказать о деятельности новой дирекции?

— Да, Александр Николаевич пользовался большим уважением. Деятельность новой дирекции в целом позитивна. Пробуют внедрять новые проекты, связанные с организацией работы. Намерения благие, но реализация порой не совсем правильная.


— РКЦ Прогресс занимается производством новой ракеты «Союз-5», как вы считаете, насколько удалось продвинуться в этой работе?

— В РКЦ работаю в направлении космических аппаратов, от ракет далёк. Какие-то работы однозначно ведутся по «Союз-5».


— Насколько, на ваш взгляд, российская космонавтика готова к пилотируемой лунной программе?

— При текущей ситуации думаю, что не готова. Если всё будет идти такими темпами, как сейчас, то лет 30 минимум должно пройти, чтобы появилось что-то в части лунной программы при условии, что уже сейчас начинать работу. В этом вопросе, думаю, первыми будут Китай или Индия.


— Последние аварии в российской космонавтике связаны с продукцией РКЦ Прогресс. На ваш взгляд это показатель кризиса на предприятии или просто статистика: каких ракет больше запускают, на тех и случаются отказы?

— На мой взгляд, это статистика. Сама техника надежна, технологии проверены десятилетиями. Обычно причины отказов кроются в человеческом факторе. Надо работать над дисциплиной и контролем. Относительно недавно была авария носителя с космонавтами, благо система аварийного спасения сработала. Подобные аварии, конечно, нельзя допускать, должен быть применён усиленный контроль.


— Илон Маск гений или аферист?

— Илон Маск просто целеустремленный, амбициозный мечтатель, которому предоставляют ресурсы на его идеи. Для этого не обязательно быть гением. Аферистом был бы, если много говорил, получал ресурсы и не делал ничего. Но его достижения известны всему миру, поэтому и не гений, и не аферист.


— Многоразовые ракетно-космические системы — будущее или прошлое космонавтики?

— Здесь надо исходить из экономической выгоды многоразовых систем, у меня нет необходимых данных, чтобы чётко ответить на этот вопрос. Предполагаю, что должны быть на вооружении как многоразовые, так и одноразовые космические системы.


Интервьюер: Виталий Егоров

Источник: https://vk.com/space_live?w=wall-47256091_291405
Сотрудник РКЦ Прогресс: взгляд на космонавтику изнутри Роскосмос, Ркц Прогресс, Виталий Егоров, Космонавтика, Длиннопост