Сколько мостов во Владивостоке?
- А знаешь, какая главная достопримечательность Владивостока?
- Мост на остров Русский! Красивый такой, вантовый, огромный!
- А как он называется?
- Эм, там что-то со стоимостью его было связано, кажется, Золотой мост?
- Это который через Амурский залив?
- Да-да, он самый, Владивосток ведь вокруг этого залива вырос!
Примерно так думают многие мои друзья - и просто обыватели, не бывавшие на Дальнем востоке. Мост - тот самый, который дорогой, который к саммиту строили, а ведет он в никуда, ведь на острове Русском ничего нет…
Говорят, человеческий мозг работает лишь на несколько процентов от возможного уровня - и даже эти считанные проценты нещадно экономит. И если у тебя уже есть какое-то видение ситуации, то большинство фактов ты будешь воспринимать как подтверждение этого видения, не вникая в них по существу. Лишь только какое-то очень сильное противоречие между фактами сможет направить тебя в другую сторону.
Так и с Мостом во Владивостоке. Казалось бы, нужно было насторожиться еще тогда, когда мост назвали по-разному: мост на остров Русский, Золотой, мост через Амурский залив. Но все эти названия почему-то ложились в одну канву. Примерно как с Крымским мостом - мы все очень скоро забудем, что их, на самом деле, два!
Давно мечтал побывать во Владивостоке, всегда было интересно, каково это - нашенский город - да на другом конце земли! И когда мечта начала превращаться в план и обрастать деталями, начал искать места, откуда тот самый владивостокский Мост можно было сфотографировать в лучшем ракурсе.
Открыл Яндекс, начал листать фотографии: ага, вот красивый ракурс от Токаревского маяка на мысу на юге города. Вот другой красивый ракурс, с холма на верхней станции фуникулера.
Хотя подождите… что это возвышается там, вдалеке? Ещё один мост?! Золотой, на остров Русский, через Амурский - как три разных?!
И, вот, ты смотришь на фотографию одного из самых пассионарных и необычных городов России - и рот от удивления сам открывается! :)
Как Сан-Франциско, только лучше!
Говорят, эта история началась с подачи Хрущёва. В октябре 1959 году он вернулся из поездки в США, как раз из Сан-Франциско...
Сезоны на Дальнем востоке сдвинуты примерно на месяц от центральной России. А поскольку Владивосток расположен на широте Сочи, в мелком и тёплом Амурском заливе в иные годы купаются до конца сентября. Таким был и октябрь 1959-го: днём воздух прогревался до +25, почти как в Сан-Франциско. А в Москве стояла хмурая и дождливая осень с ночными переходами через ноль.
Конечно, солнечный и зелёный город бухт и сопок так и напрашивался на сравнение с Сан-Франциско, расположившимся почти ровно напротив Владивостока, с другой стороны Тихого океана. И запала Никите Сергеевичу в голову мысль превратить Владивосток в витрину социализма, сделать город красивее и благоустроеннее!
На практике этот лозунг превратился в массовое жилищное строительство, буквально за пару лет весь город был переселён из бараков и двухэтажных балок. Да, за последние годы облик города сильно изменился, но основа его планировки была заложена именно тогда.
А ещё Хрущёв привёз из Сан-Франциско идею необычного канатно-рельсового транспорта - фуникулёра, в наши дни - одно из главных туристических развлечений.
“Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский”
- последнее публичное выступление Ленина состоялось 20 ноября 1922 года, и посвящено оно было Владивостоку, недавно взятому большевиками. Владивосток был основан как город-порт, рос и развивался, сражался и переходил из рук в руки в годы гражданской войны именно в таком качестве. И после окончания Великой отечественной войны развитие города определялось его ключевой ролью - главной базой Тихоокеанского флота.
Владивосток - это корабли (военные) и суда (гражданские) до горизонта. Все те преимущества удобных бухт, о которых я рассказывал в заметке про Севастополь, здесь раскрываются с лихвой.
Пейзажи и панорамы улиц здесь меняются буквально каждый день с заходом в бухту Золотой Рог очередного “супер”: круизного суперлайнера, суперконтейнеровоза или большого крейсера. И набор куда разнообразнее других трёх баз флотов и крупных портов: Севастополя, Мурманска, Калининграда!
Архипелаг императрицы Евгении
Екатерина I? Слышал. Анна Иоанновна? Была такая. Елизавета Петровна? Да. Екатерина II? Да. Евгения? Кто это?
Интересно, что Дальний восток для Европы мы открывали преимущественно по суше. А многочисленные его острова и бухты впервые были обнаружены европейцами (англичанами, французами, немцами) и американцами. Многие из них в будущем были переименованы.
Жителям Владивостока повезло, пожалуй, больше, чем кому-либо в России, особенно современным мальчишкам: у них есть цельный настоящий городской архипелаг со множеством красивейших островов! Императрица Евгения - француженка, жена Наполеона III. В её честь архипелаг назвали французские моряки, открывшие его в начале 1850-х годов.
Самый известный и крупнейший из островов архипелага - Русский. Его главная загадка - название, насчёт которого есть несколько непохожих версий, сходящихся в том, что назван он не в честь Руси. Например, был когда-то среди первопроходцев матрос по фамилии Русских, в честь него назвали гору, а потом название распространилось и на весь остров.
Остров почти пополам делит удобная бухта Новик, поэтому неудивительно, что в советские годы он играл сугубо оборонительную роль. Весь Русский был застроен фортами, батареями и военными частями Тихоокеанского флота. Распад Союза на острове сказался катастрофическим образом. Для служивших и учившихся здесь моряков остров превратился не то, что в медвежий угол - в настоящий голодный ад на земле! Пик трагедии пришёлся на 1993 год, когда в местном гарнизонном госпитале от недоедания лежало больше 250 матросов, а четверо умерли от голода (буквально)! Когда читаешь новости о той трагедии 10 лет спустя, 20 лет спустя, такое просто не укладывается в голове. Всё-таки, как быстро народная память забывает о тех тяжёлых днях.
Тем интереснее наблюдать, как буквально с каждым годом меняется Русский. В 2007 году было принято решение провести во Владивостоке саммит участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС Владивосток-2012. Мероприятие крупное, международное, масштабом чуть меньше олимпиад и всемирных выставок EXPO. В самом городе подходящих площадей для строительства павильонов не нашлось. Зато буквально в нескольких километрах от центра обнаружился огромный и почти полностью пустующий остров Русский, где можно было построить и сами павильоны, и множество всего другого интересного. И мешала, в общем, сущая мелочь - дороги на Русский не было. Никакой.
Да, дорожная ситуация во Владивостоке нулевых была просто отвратительной. В часы пик город вписанных в рельеф узких и извилистых улочек стоял в глухих пробках. С мыса Эгершельд до мыса Чуркина, находящихся в километре друг от друга на противоположных берегах Золотого Рога, можно было ехать час, а то и два.
И легко представить, какие эмоции испытывали жители, которым нужно было попасть на другую сторону залива по объездной дороге, смотрите, вооон там, вдалеке она! Кстати, в похожей ситуации сегодня находится и старший брат Владивостока - Севастополь (эти два города невозможно не сравнивать): попробуйте проехать днём от какой-нибудь Артбухты до Радиогорки, не пользуясь паромом…
Главное сокровище Владивостока
В общем, когда Путин с Шуваловым объявили о планах строительства трёх огромных мостов, жители Владивостока, думаю, простили этим двоим буквально всё.
Первый из гигантов - часто теряющийся в тумане низководный мост через Амурский залив. Самый нефотогеничный из трёх мостов, осознать его размеры можно разве что из иллюминатора самолёта. До недавнего времени он был вторым по длине (4364 метра) мостом России - после Ульяновского моста через Волгу.
Второй - Золотой мост через бухту Золотой Рог. Возможно, один из самых красивых - и точно самый фотографируемый мост страны!
Золотой мост примерно в полтора раза меньше Русского, но и при этом - какой же он огромный! Особенно на фоне привычных глазу объектов вроде машин и девятиэтажек. На предыдущем кадре, кстати, строится самое высокое здание Владивостока - ЖК Аквамарин высотой 155 метров.
И, наконец, Русский мост, самый большой вантовый мост в мире.
Он такой огромный, что сознание просто отказывается воспринимать его как какую-то рукотворную конструкцию. Общая длина моста - 3,1 км, длина главного пролёта - 1104 м, высота опорных пилонов - 324 метра! Некоторое время Русский мост был самым высоким строением страны, если не считать Останкинскую башню. На сегодня его превзошли три высотки из комплекса Москва-сити, ненамного - на несколько десятков метров. И башня Газпрома.
Если посмотреть на карту, будет видно, что Владивосток с трёх сторон окружён морем, а с четвёртой - сопки. По сути, расти городу некуда. Русский мост подарил городу почти сто квадратных километров для роста и развития - и добраться по нему до острова Русского можно буквально за 15 минут из центра!
Русский мост - сложнейшее техническое сооружение (тяжело избавиться от эпитетов в превосходной степени в его адрес!), и самое интересное, пожалуй, механизм гашения колебаний в его вантах. При таких размерах у моста огромная парусность - и достаточно сильный порыв ветра мог бы его разболтать и разрушить.
Но у моста есть секрет: большое количество гидравлических цилиндров с поршнями, которые позволяют гасить возникающие колебания моста. При сильном ветре на стабилизацию моста тратится до 30 мегаватт электрической мощности - это целая небольшая ТЭЦ! А смещение полотна моста при штормовом ветре может доходить до трёх метров! И водители, попадавшие в такие условия, порой делятся интересными эмоциями :)
В общем, эти три моста - настоящие инженерные шедевры - и бесценные сокровища Владивостока. И немного даже обидно, что на новую купюру 2000 рублей попали только два из них, вглядитесь!
Хорошо, если с низководным мостом через Амур всё понятно, то как можно быстро отличить друг от друга два вантовых гиганта? По форме пилонов (главных опор): у Золотого моста через Золотой Рог они в форме буквы V, а у Русского моста на остров Русский - в форме буквы А.
Продолжение в следующей части!






















