16

Ширина железнодорожной колеи в Европе.

Ширина железнодорожной колеи в Европе. Железная Дорога, Колея, Поезд

Ширина железнодорожной колеи в Европе

Европейский стандарт колеи ведет свою историю от древних римлян. Чтобы колесницы не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами – 143,5 см. Стандарт строго выдерживался и позже перешел на железную дорогу.

В Испании и Португалии существует собственная «иберийская колея». Она равна одной брасе (braza) — это старая испанская мера длины.

В России при строительстве железной дороги решили сделать колею шире, так как она обеспечивает перевозку грузов большей массы. С середины XIX века стандартом на территории Российской Империи была ширина в 152,4 см, а со второй половины XX века колею сузили до 152 см. После 1991 года Эстония начала переход на старый «имперский» стандарт, который к этому времени остался только в Финляндии, – 152,4 см.

Найдены дубликаты

+4

Ирландия как всегда выпендрилась и отделилась от Британии ))

+2

Какие в пингус сантиметры? Всю жизмь миллиметрами измерения велись с допуском +8-4, а тут, бл... 152, ммать, сантиметра. А до 70х годов была 1524мм.

+7

Когда строили первую ЖД в России, у Царя спросили:

-Колею будем делать как в Европе, или шире?

-На хуй шире?

Вопрос поняли как утверждение, и уточнять не стали.

раскрыть ветку 2
+7
Зашёл ради этого коммента
0
У Царя член 8,5 см? :)
+3

У испанцев и португальцев самый большой.

Завидуйте, мелкоколеечники.

раскрыть ветку 2
+1
Я вот не понимаю зачем Эстония переходит на имперский стандарт, ведь ее окружают страны с шириной колеи 152см
раскрыть ветку 1
+8

Они не в курсе, что Российская Империя больше не существует.

Немного тормозят. Как обычно.

+2

Это очень сильно выручило в первый период ВОВ. Немцам не хватало подвижного состава, приходилось перешивать колею.

раскрыть ветку 2
+1
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 1
+5

Немецкий путеразрушитель "Крюк"

+1

Это еще никто байку про две лошадиные задницы не вспомнил

0

наша- на хер шире!

0
я смотрю, тут еще никто не рассказал анекдот про императора
раскрыть ветку 7
0

ты знаешь правило!

раскрыть ветку 6
+2
Три планеты Империума захватываются орками. Защищать первую посылается
Имперская Стража, вторую - Ультрамарины, третью - Космические Волки.
Через какое-то время Император интересуется, как дела на планетах.
- О Всесветлый Император, орки набили морду Имперской Страже, а потом ушли с планеты.
- Почему?
- Сказали, им скучно стало.
- Так, хорошо. Что на второй?
- Ультрамарины набили морду оркам. Теперь туда перешли орки с первой
планеты, и еще отовсюду бегут. Говорят, там хорошая драка.
- Послать Ультрамаринам подкрепление и пусть воюют. Что на третьей?
- О Всесветлый Император, запрети Логану Гримнару давать воинам столько пива!
- Да причем здесь пиво?!!! Что на планете?!
- Орки подрались с Космическими Волками. Потом вместе выпили пива и
начали хвастаться подвигами и мериться клыками. А потом... потом...
объявили друг друга союзниками и пошли бить морду Хаосу
раскрыть ветку 5
0
У российского императора спросили: "Будем ширину колеи делать как в европе или больше?", на что он ответил: "А нах*й больше?!", так и сделали на 9 см больше
раскрыть ветку 1
0

Где плюсы, Лебовски?!!

-5

Не вижу ни слова про 63 дюйма.

Странно...

-5

Анек с бородой. Императора спросили, делать ширину колеи как в Европе или шире? Император ответил" Нахуй шире?" Вот и сделали шире.

ещё комментарии
Похожие посты
148

Чем заняться в карантине? Научитесь управлять поездом!

Как-то на Пикабу увидел пост, про новый ж/д симулятор  RRS. Симулятор наш, отечественный, бесплатный и с открытым исходным кодом. В данный момент он в активной разработке, можно просто прокатиться на двух локомотивах по прямой. Сценариев и разнообразия техники пока нет.


В RRS сделан упор на реализм и в нем нет запуска поезда одной клавишей. Тогда меня это отпугнуло и я забросил игру. Конечно в папке с игрой был pdf файл с инструкцией по запуску локомотива, но совершенно не было интереса тупо нажимать кнопки, не зная для чего ты это делаешь. Недавно зашел в оф. группу и увидел, что кто-то упрекнул в этом автора. И вот, долгожданный момент, автор выпустил небольшую серию роликов по управлению локомотивами. Видео получилось длинными, автор подробно рассказывает про историю создания некоторых приборов и узлов, а так же разжевывает назначение всех кнопок, тумблеров, рычагов и датчиков локомотива. И пошагово показывает процесс запуска, от включения всех систем до начала движения. Лично я посмотрел видео на одном дыхании, но советую выписать все команды либо на листочек, либо распечатать. Потому что не совсем удобно постоянно листать часовое видео в поиске нужной команды.


Прикладываю свою выписку алгоритма запуска электровоза ВЛ60. Для включения тумблеров используйте комбинации "Shift+клавиша". Для отключения просто "клавиша". Например поднять задний токоприемник  "Shift+O", опустить "О".


Управление ВЛ60:

1. Включаем тумблер управления токоприемниками (Shift + U)

2. Поднимаем задний по ходу движения токоприемник (Shift + O)

3. Включаем главный выключатель (Shift + P)

4. Включаем тумблер “Возврат защиты ГВ” (удерживать К)

5. Включаем фазорасщепитель (Shift + T)

6. Включаем мотор-компрессор (Shift + E)

7. Запускаем мотор-вентиляторы (Shift + R, F, Y, 5, 6, 7)

8. Включаем тумблер "Цепи управления" (Shift + J)

9. Ставим реверсивную рукоятку в нужное направление движения (W - вперед, S - назад, задний ход)

10. Набираем позииции для регулирования скорости движения (A, D) Для ручного набора позициии ставим рукоятку в позицию РП (ручная позиция). Наберем одну позицию. Чтобы набрать еще позицию, ставим рукоятку в позицию ФП (фиксация позиции), а потом опять в РП. Таким образом набираем нужное количество позиций. От этого зависит скорость движения электровоза.

11. Для уменьшения скорости, сбрасываем позиции путем перевода рукоятки в позицию РВ. Сбросится одна позиция. Для сброса еще одной, переводим в ФП и опять в РВ.

12. Для сброса позиций до нуля, ставим рукоятку в позицию АВ.

13. Для непрерывного набора позиций, переводим рукоятку в позицию АП (автоматический набор) и удерживаем рукоятку, пока не наберем нужное количество позиций.

14. Для длительного движения нужно использовать только "ходовые" позиции. На датчике "Указатель поз", они выделены жирным делением. Так же при ходовой позиции зажигается зеленая лампочка "0ХП".

15. Отпускаем локомотивный тормоз (переводим в крайнее положение, управление клавишами [ и ] )

16. Едем!!!


Обязательно посмотрите видео, для понимания назначения всех систем! В симуляторе реализована работа практически всех систем локомотива! То есть все датчики и лампочки в кабине рабочие, и ориентируясь по их показаниям, вы сможете успешно управлять составом.


Вот сами видео:

Пост не реклама, поэтому никаких ссылок оставлять не буду. Симулятор открытый и бесплатный, его делают буквально 3 человека. Надеюсь среди вас найдутся энтузиасты помочь проекту. Авторы в первую очередь реализуют правильную симуляцию всех узлов поезда, а создание новой техники практически полностью в руках сообщества.

Показать полностью 3
819

Чёрно-белый японский поезд

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Туристический поезд "Ibusuki no Tamatebako" курсирует по линии Ибусуки - Макурадзаки, действующей практически в самой южной точке Японии.

Этот поезд кратко называют «Ибутама».

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Ибусуки (ну что поделать - такое название)  — город в Японии, находящийся в префектуре Кагосима, на полуострове Сацума, острова Кюсю.

Известный как в Японии - так и за рубежом - город-курорт, потому как расположен на вулканических термальных источниках.

Множество людей приезжают сюда поправить здоровье (особенно для сунамуси: песочной ванны из горячего вулканического песка, прогретой термальными водами) и любоваться вулканами.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

«Таматебако» можно буквально перевести как «шкатулка с сокровищами», английская вики предлагает ящик Пандоры - по-моему слишком мрачновато.)

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Окрас символизирует ландшафт: черный - горы и белый -море.)

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Интерьер поезда достаточно необычный.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Частота обслуживания - 3 поездки в день.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Серия дизель-поезда KiHa 47/140 DMU.

Колея 1067 мм.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Дизайнер интерьера - Эйдзи Митука (Eiji Mitooka), достаточно известная личность в дизайне.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Кстати, эта же серия поезда используется в другом туристическом поезде - Hayato no Kaze (Ветер Хаято) между Кагосимой и Йошиматсу.

Тут уже окрас чёрный.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Интерьер тоже необычный.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

И наконец ещё один туристический поезд - Aru Ressha.

Напоминает поезд олигарха.)

А это всего лишь поезд сладостей.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Название «Поезд сладостей» происходит от сладостей, которые подают на борту.

Они разработаны и созданы в японско-французском стиле шеф-поваром Йошихиро Нарисава, который владеет одноименным рестораном (NARISAWA) в Токио.

Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост
Чёрно-белый японский поезд Железная Дорога, Япония, Поезд, Дизель поезд, Дизайн, Видео, Длиннопост

Источник.

Источник.

Показать полностью 20 3
275

Поезд с наклоняемым кузовом

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Поезд с наклоняемым кузовом  — тип поезда с механизмом наклона вагонов при повороте, позволяющим проходить повороты на обычной железной дороге с бо́льшей скоростью без ощущения дискомфорта пассажирами.

Когда обычный поезд движется на повороте с большой скоростью, то на пассажиров начинает действовать центробежная сила и они теряют равновесие.

Так как на железной дороге постоянно чередуются как правые, так и левые повороты, то пассажира может бросать из одной стороны в другую, и его ощущения подобны морской болезни.

Для устранения этого существенного неудобства создаются поезда с наклоняемым кузовом, где положение вагона регулируется за счет сил инерции (пассивный наклон) или управляется компьютером (активный наклон), компенсируя возникающие центробежные силы и пассажир не ощущает неудобств.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Также стоит отметить, что, например, на японских железных дорогах часто применяется так называемый полуактивный наклон - «контролируемый пассивный наклон» ,где наклон инициируется пассивно, но контролируется (и замедляется) компьютерами посредством активной подвески.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Когда технологию наклона используют для движения в кривых со скоростью, превышающей допустимую для обычных поездов, в этом случае говорят об ускоренном прохождении кривой или о движении с повышенным допустимым боковым ускорением.

Если же поезд следует в кривой с включенной системой наклона кузова, но с обычной скоростью (с регулируемым боковым ускорением или RS-уровнем), речь идет о комфортной технике наклона.

Комфорт обеспечивается, если поперечное ускорение в вагоне близко к нулю; в этом случае пассажир не ощущает, что поезд движется в кривой.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Первой экспериментальной концепцией наклоняющегося поезда были маятниковые вагоны, разработанные компанией Pacific Railway Equipment Company.

Первый опытный образец с шарнирно-сочлененной системой тележки был построен в 1937 году и в этом году испытан на железной дороге Атчисон, Топика и Санта-Фе.

В нём использовалась система подвески с витыми пружинами, которая позволяла вагонам наклоняться на поворотах, повышая тем самым комфорт пассажиров во время скоростных поездок.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Первым наклоняющимся поездом, поступившим на регулярные рейсы в Северную Америку, был United Aircraft TurboTrain , который использовался Канадскими национальными железными дорогами в 1968 году.

Кстати, достаточно инновационный для своего времени поезд.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Механизм наклона, разработанный компанией Talgo (Испания), предусматривает, что поворот кузова, опирающегося на высоколежащие пневморессоры (вторая ступень подвешивания), осуществляется относительно виртуальной точки поворота, расположенной выше уровня крыши вагона.

Во время прохождения кривой кузов вагона под действием центробежной силы наклоняется в сторону наружного рельса.

Угол наклона при этом может достигать 3,5 град.

При таком механизме нет необходимости в датчиках и элементах управления, он дешевле и проще активных систем наклона, но в то же время не обеспечивает увеличения скорости прохождения кривых.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Первым успешным решением наклоняющихся поездов в Европе стала разработка испанской компании Talgo в 1970-х годах и использовавшаяся в Испанских национальных железных дорогах, первоначально только на Пиренейском полуострове.

Первое коммерческое применение наклоняющихся поездов с пассивным наклоном началось в начале 1980-х годов с появлением поездов Talgo Pendular, которые стали эксплуатироваться в различных частях Европы и других континентов.

В частности, на территории бывшего СССР.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

А вот активная система наклона обеспечивает управление наклоном кузова вагона в кривой и наклон кузова внутрь кривой осуществляется с помощью пневматического или гидравлического цилиндра.

Возможно также применение электрического серводвигателя.

Электронное устройство регулирования управляет наклоном на основе показаний датчиков, расположенных в области первой или последней оси поезда.

Угол наклона может достигать 8 град.

Механизм, выполняющий наклон на современном подвижном составе этого типа, начинает действовать со скорости 70км/ч.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Преимущества и недостатки подвижного состава с наклоняемыми кузовами вагонов.

Поезда, составленные из вагонов с наклоняемыми в кривых кузовами имеют следующие преимущества:

Улучшение плавности хода в кривых.

Наклон кузова вагона на 8 град уменьшает неприятное для пассажиров боковое ускорение,сокращение времени хода благодаря увеличению скорости в кривых.

Без выполнения дорогих и затратных по времени работ по улучшению трассы скорость в отдельных кривых может быть повышена на 40км/ч.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Недостатки.

Для реализации технологии наклоняемых кузовов необходимы инвестиции как в железнодорожное полотно, так и в подвижной состав.

Разработка и содержание такого подвижного состава с активной системой наклона обходятся дороже, чем обычного.

Чтобы обеспечить более высокую скорость движения в кривой, необходимо поддерживать линию в соответствующем состоянии (так называемый профиль 0).

Для реализации более высокой скорости прохождения кривых необходимо оборудовать линии техникой GNT с путевыми приемоответчиками, позволяющими контролировать скорость движения.

К недостаткам этого подвижного состава относится и неоднозначная реакция пассажиров на процессы наклона кузова: некоторых из них - укачивает.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

На сегодня технология активного наклона широко используется на многих поездах стран Европы, Азии, Америки и Австралии.

В том числе и для высокоскоростных поездов.

При этом требования для использования наклоняющихся поездов для разных регионов разные. Для Европейского союза скорость для использования этой технологии должна превышать 200 км/ч  для существующих, но обновленных путей, и 250 км/ч — для новых путей.

В Японии старые высокоскоростные линии были построены для нижней линии скорости меньше 230 км/ч ; новые линии позволяют использовать поезд с наклоняемым кузовом на 270 км/ч.

X 2000 , также называемый X2 , - это наклоняющийся поезд, в Швеции.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Ну и куда же без красивых японцев.)

Серия E351.

Super Azusa.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Серия E353.

Super Azusa.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост
Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

В России поезда такого типа — «Аллегро» (из семейства Pendolino производства компании Alstom) — используется на линии Санкт-Петербург — Хельсинки.

Поезд с наклоняемым кузовом Железная Дорога, Наклон, Поезд, Видео, Длиннопост

Источник.

Источник.

Источник.

Показать полностью 19 2
519

РЖД обеспечит всех ветеранов бесплатными билетами на любые поезда на всю жизнь

Ветераны Великой Отечественной войны теперь могут бесплатно и в неограниченном объеме ездить по стране. Право бесплатного проезда предоставят также одному сопровождающему ветерана. «В любой момент ветераны с сопровождающими смогут путешествовать по железной дороге абсолютно бесплатно», — сказал глава РЖД Белозеров.


Раньше РЖД бесплатно возили ветеранов в мае. Теперь билеты на себя и сопровождающего можно получить круглый год. Многие в соцсетях злобно шутят про эту новость, но по-моему это действительно классный и добрый жест - дать каждому из 75 тысяч ветеранов возможность бесплатно путешествовать по стране, да еще и не одному.

РЖД обеспечит всех ветеранов бесплатными билетами на любые поезда на всю жизнь РЖД, Ветераны, Транспорт, Железная дорога, Поезд, Позитив, Бесплатный проезд

http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5192&la...

89

Раздвижные колёсные пары.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Технологии перехода вагонов с одной ширины колеи на другую начали разрабатываться в начале ХХ в.

На пограничных станциях между царской Россией (затем СССР) и Европой основной технологией перехода была пересадка пассажиров и перегрузка грузов, что увеличивало время пребывания составов в пути и требовало дополнительных материальных затрат.

Самые распространённые колеи:

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Поэтому на пограничных стыках колеи шириной 1520 мм (страны СНГ и Балтии) с колеей 1435

мм (страны Европы, Китай) были организованы специальные пункты перестановки тележек грузовых и пассажирских вагонов для разной ширины колеи.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Но наиболее эффективным способом преодоления железнодорожным подвижным составом системных стыков рельсовой колеи является применение раздвижных колесных пар (РКП).

В 1964 году испанской компанией «Talgo» разработана технология автоматического изменения ширины колеи.

Впервые была введена в эксплуатацию в 1968 году на станции Портбоу и являлась решением, предложенным для «RENFE», во избежание ненужной пересадки пассажиров на испано-французской границе.

Поезда сообщения Барселона — Женева проходили через специальное устройство, позволяющее переводить колёсные пары поезда с иберийской на европейскую колею в движении с малой (15—20 км/ч) скоростью без вмешательства обслуживающего персонала.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

В основу действия системы Talgo положено принудительное поперечное смещение отдельных колесных блоков, происходящее при движении вагона.

Каждый из блоков состоит из колеса с тормозными дисками, короткой оси и конических роликовых подшипников.

Единая ось в данной конструкции отсутствует, т. е. колесной пары, в традиционном понимании этого термина, нет.

Перемещение колес происходит в разгруженном состоянии.

При снятии нагрузки с колес они перестают контактировать с рельсами широкой колеи.

Это происходит за счет того, что находящиеся с внешней стороны наружных подшипников опоры скольжения надвигаются на поддерживающие рельсы стационарной установки (высота которых плавно увеличивается) и перемещаются по ним с использованием воды в качестве смазки.

При этом Т-образные направляющие стационарной установки заходят в соответствующие пазы блокирующих устройств колесных узлов и вытягивают замки крепления подшипников.

Колеса с подшипниками высвобождаются.

Направляющие рельсы стационарной установки сходятся, воздействуя на наружные грани ободов колес, и сдвигают их в поперечном направлении к оси в положение, соответствующее ширине новой колеи.

Т-образные направляющие вновь заходят в пазы блокирующих устройств, возвращая на место замки крепления подшипников, и колеса фиксируются в новом положении. Высота поддерживающих рельсов плавно уменьшается.

Скользящие упоры сходят с них и колеса, находящиеся в положении,соответствующем колее 1435 мм, опускаются на рельсы колеи 1668 мм.

Процесс происходит подобным образом и в обратном направлении.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

В конце 2016 года была начата эксплуатация трёх составов фирмы «Talgo» с автоматическим изменением ширины колеи на маршруте Москва — Берлин («Стриж»).

На Брянском машиностроительном заводе в 1957 г. была создана колёсная пара с раздвижными на оси колёсами (первый рисунок).

Передвижение колёс из одного положения в другое происходит автоматически при движении вагона по специальному переводному стенду, соединённому одним концом с колеёй 1520 мм, а вторым – с колеёй 1435 мм.

Раздвижная колёсная пара состоит из оси 2, вдоль которой могут перемещаться колёса 1 при переходе вагона с колеи одной ширины на колею другой ширины.

Были изготовлены опытные образцы РКП типа ТГ-14.

Эти колесные пары прошли цикл заводских и эксплуатационных испытаний, по результатам которых был выявлен ряд недостатков.

Основным таким недостатком являлась ненадежная работа предохранительного устройства (замка), предназначенного для исключения случаев самопроизвольного переведения колес.

К сожалению, к концу 60-х гг. все работы в СССР по созданию надежной и работоспособной конструкции раздвижной колесной пары(РКП) для ускоренного перехода грузовых

пассажирских вагонов с колеи 1520 мм на колею 1435 мм (и обратно) в силу различных при

чин были остановлены.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Позднее усовершенствованную конструкцию РКП создали на Уралвагонзаводе с применением тангенциально-осевого замка, предложенного БелИИЖТом.

В 1975 г. этими колесными парами были оборудованы две тележки модели 18-100. Одновременно была разработана и изготовлена рычажная тормозная передача для тележек с РКП и колесопереводное устройство.

Но на этом всё и закончилось.(

После объединения ГДР и ФРГ железные дороги страны активно включились в работу по созданию РКП для грузовых вагонов.

Она проходила в научно-исследовательском центре Германии в г. Деличе, где ее продолжили с того уровня, на котором закончили исследователи ГДР и СССР.

Разработанная немецкими специалистами колесная пара (система DB AG/Rafil) имеет два связанных с осью при помощи системы замыкания колеса, которые передвигаются по ней.

При прохождении через специальное переводное устройство прежде всего открывается колесный замыкатель и только после этого происходит перемещение колес с колеи 1435 мм на колею 1520 мм и наоборот.

Затем колеса фиксируются в позиции новой ширины колеи с помощью замыкающего устройства.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Просматривая периодику,наткнулся на интересную новость,что эту систему реанимировал Штадлер.)

Напомню, что ранее ЗАО «Азербайджанские железные дороги» заключило контракт с компанией Stadler на поставку вагонов с возможностью изменения ширины колесных пар для открытия пассажирского движения по маршруту Баку – Тбилиси – Карс.

При производстве вагонов использовали технологию немецкой компании Bochumer Verein Verkehrstechnik GmbH.

Последняя конфигурация колесных пар носит название RAFIL/DBAG Typ V и запатентована в 1990-е годы.

Колесная пара данного типа предназначена для колеи 1435 мм, 1520 мм и 1668 мм и позволяет составу развивать скорость до 160 км/ч.

Кстати,Европейский союз и США отказались оказать финансовую помощь в продвижении линии, так как знали, что этот маршрут предназначен для обхода Армении.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Протяженность маршрута на территории Грузии составляет 180 км, из которых 153 км с колеей 1520 мм и 27 км с колеей 1435 мм.

Участок дороги с колеей 1435 мм находится на границе Грузии и Турции, две страны соединяет пограничный железнодорожный тоннель общей длиной 4,4 км.


Переход между двумя стандартами колеи находится на территории железнодорожного вокзала Ахалкалаки.

Технология перехода на двух стандартах колеи крайне проста – это 30-метровый участок рельсов, который постепенно меняет ширину колесной пары с помощью направляющих.

По этой технологии все движущиеся части находятся именно в колесной паре.

Колеса передвигаются по оси.

Они фиксируются сначала в одной позиции, потом с помощью направляющих поочередно – сначала одна сторона, потом другая – переходят в другую позицию.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео
Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео
Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

То есть в случае, например, системы, разработанной испанской компанией Talgo, в момент перехода между стандартами колеи вагоны тянут по выступам, переход получается неплавным. В случае технологии RAFIL/DBAG колесная пара все время остается на месте и держит нагрузку вагона, что обеспечивает пригодность использования технологии для пассажирских перевозок.

Поезд сможет двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч.

К наиболее отработанным системам автоматического перехода вагонов с одной ширины колеи на другую относится система SUW 2000, которую польские железные дороги испытывают в течение многих лет.

Эта конструкция принципиально не отличается от немецкой и, что не менее важно, для перехода с одной колеи на другую используется переводное устройство, разработанное в Германии. Создателем системы SUW 2000 является инженер Ришард Мария Сувальски, с фамилией которого и связано ее название.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Из-за оборудования тележки РКП (масса одной колесной пары составляет 2,1 т) ее общая масса составляет примерно 6,1 т.

Используемое переводное устройство состоит из двух рабочих рельсов желобчатого сечения, двух разблокирующих рельсов, которые взаимодействуют с механизмом блокирования колесных пар, внутренних и внешних защитных рельсов, которые размещаются по обе стороны рабочих рельсов.

Из-за несимметричности конструкции переводного устройства в новое положение сначала перемещается одно колесо колесной пары, а затем — другое.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео

Так как механизмы взаимодействия с рельсовой структурой на участке перехода с одной колеи на другую у РКП системы SUW 2000 и DB AG/Rafil подобны, то это же переводное устройство можно использовать для пропуска РКП обоих разработчиков.

Источник.

Раздвижные колёсные пары. Железная дорога, Колесная пара, ЖД колесная пара, Колея, Длиннопост, Видео
Показать полностью 12 1
165

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах).

Железная дорога сверхширокой колеи — железная дорога, колея которой значительно шире, чем у обычных железных дорог.

Сначала немного тех.определений.)

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Рельсовой колеей называются две геометрические линии, проходящие вдоль пути по внутренним граням головок рельсов на уровне их контакта с гребнями колес.

Условно считают, что эти линии проходят по внутренним (рабочим) граням головок рельсов на уровне, находящемся на 13 мм ниже их поверхности катания.

Расстояния между внутренними гранями гребней называют насадкой колес Т=1440 ±3 мм.

Колеса имеют гребни (реборды), фиксирующие положение колесной пары на рельсах. Поверхность катания колес имеет коническую форму с уклоном в средней части 1/20 (рис. 7.2). На расстоянии 100 мм от внутренней грани колеса начинается элемент с коничностью 1/7.


Благодаря коничности колес экипаж, выведенный по каким- либо причинам из среднего положения по отношению к оси пути, будет стремиться вернуться в это положение из-за появления горизонтальной составляющей давления колеса на рельс.

Однако при определенных скоростях движения колесные пары начинают двигаться по волнообразной кривой (вилять), создавая этим условия для возникновения виляющего движения как тележек, так и кузова, что ухудшает взаимодействие подвижного состава и пути. Принятая форма поверхности катания колеса предотвращает образование желобчатой формы его износа, которая приводит к увеличению контактных напряжений в металле головки рельса.

Поперечный профиль колеса: а — локомотивного; б — вагонного.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

До 1972 г. нормальной на наших дорогах считалась ширина колеи 1524 мм; ее сужение до 1520 мм принято для уменьшения зазора между колесами и рельсами, что при возросших скоростях движения способствует уменьшению расстройств пути.

Для облегчения вписывания (прохода) тележек экипажей в кривые участки пути (R < 350 м) устраивают уширение рельсовой колеи.

Но вернёмся к широкой колее.)

Исторически было выдвинуто множество проектов строительства таких дорог, которые (за некоторыми исключениями остались нереализованными.

В России первая железная дорога (Царскосельская, построена в 1836) использовала колею 1829 мм; после 1897 года переоборудована на колею 1524 мм.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Железные дороги с шириной колеи 1524 мм (5 футов) были впервые построены в Великобритании и США.

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в Российской империи в ходе постройки Николаевской железной дороги.

Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки(в то время такая колея была популярна в южных штатах США).

Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Соединённые Штаты перед началом строительства Николаевской железной дороги.

Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов, что равно 60 дюймам, использовавшимися в Российской империи до массового внедрения метрических единиц измерений.

Сама по себе колея 1520 мм не имеет больших преимуществ перед 1435 мм, кроме чуть большей устойчивости поездов, разница между ними невелика — 85 мм (≈6 %).

Габарит подвижного состава колеи 1520 мм существенно шире и выше, чем в Европе, но это обусловлено не шириной колеи, а историческими причинами.

В Китае, США, Корее и Австралии - где используется европейская колея - габариты подвижного состава сопоставимы с принятыми для колеи 1520 мм.

Другой проект радикального расширения колеи был осуществлён в Англии инженером Брюнелем.

Железные дороги колеи 2140 мм строились компанией «Great Eastern Railway» начиная с 1838 года, однако в 1864 году началось их переоборудование на колею 1435 мм, завершившееся в 1892 году.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

По поводу колеи 1435мм,есть несколько мнений.

Вот одно из них:
в 1767 г. на некоторых металлургических заводах Англии стали применять для транспортных целей первые чугунные рельсы корытообразного профиля.

Так появились конные железные дороги (чугунки или конки) с шириной колеи 4 фута и 6 дюймов — 1372 мм, что соответствовало естественным габаритам упряжки конки.


При проектировании паровозов для дороги с этой шириной колеи у Дж. Стефенсона возникли затруднения с возможностью размещения цилиндров паровой машины по бокам парового котла.

Ему пришлось «раздвинуть» колеса локомотива и, соответственно, рельсы дороги на 2,5 дюйма (примерно 63 мм).

Так появился европейский стандарт колеи — стефенсоновская колея — 1435 мм.

Один из наиболее амбициозных проектов (Breitspurbahn) разрабатывался в Германии в 1930-х—1940-х годах. Пост на Пикабу на эту тему был.

Сеть эта была запланирована в Европе, а в будущем и в Азии, дороги должны были по замыслу связать Японию и Индию с Европой.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Предусматривалось использование колеи 3000 мм (первоначально даже 4000 или 4600 мм). Подвижной состав мог быть шириной 8000 мм и высотой 7500 мм.


Нагрузка на ось должна была составлять 30—35 тс; скорость пассажирских поездов 200—250 км/ч.


Электрификация должна была осуществляться с помощью третьего рельса.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Еще в 1937 году немецкий инженер Гюнтер Винс разработал проект железной дороги нового типа.

Для радикального повышения ее пропускной способности и скоростей поездов предполагалось использование сверхширокой колеи.

Возможно, эта идея так и была бы похоронена под грудой других предложений безумных ученых того времени, если бы про нее не вспомнили в конце 1941 года на фоне тяжелейшей ситуации на Восточном фронте.

Это оказался тот случай, когда масштаб задумки пришелся по нраву Гитлеру.

До этого безразличный, в общем-то, к рейхсбану фюрер решил, что предложение Винса достойно его планов по строительству новой империи, где Берлин должен был стать столицей всей планеты.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Для Breitspurbahn, несмотря на продолжающуюся войну, был разработан свой, не имеющий аналогов подвижной состав.

Пассажирские поезда представляли, по сути, небольшие города на колесах.

В среднем эшелоне в двухэтажных вагонах трех классов шириной до 6 м и высотой до 7 м могло путешествовать 2000—4000 человек сразу.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Проектировались локомотивы трёх типов - тепловозы, электровозы с питанием от центрального рельса и паровозы с двигателем на угольной пыли.

К 1944 году немцы подготовили всю документацию необходимую для строительства сверхпоездов для сверхширокой железной дороги и инфраструктуры проекта.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Были построены опытные участки пути длиной в 3 км, отдельные элементы поезда и макеты.

Но на этом всё и закончилось.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Были такие проекты и в СССР.

В прошлом действительно обсуждался весьма экзотический проект устройства в СССР сверхшироких железнодорожных магистралей.

Авторы идеи предлагали на двухпутных железных дорогах снимать по два внутренних рельса. Оставшиеся внешние рельсы образовали бы собой колею шириной около шести метров.

На такой колее планировалось использовать атомный поезд.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Речь об атомных поездах зашла ещё в 1950-е годы.

Как раз тогда начали строить атомные подводные лодки (К-3 «Ленинский комсомол», 1958), атомные ледоколы («Ленин», 1959) — почему бы не появиться и рельсовому транспорту на атомной тяге?

Правда, разрабатывать атомовоз начали лишь в 1970-х годах, хотя исследовательские работы велись и раньше.


Основной географической областью применения таких поездов должна была стать Сибирь и вообще отдалённые районы страны, где нужна высокая степень автономности поезда и мощная тяга.

Планировались гигантские локомотивы на сверхширокой колее , могучие вагоны — и вообще весь проект был пронизан гигантизмом.

Приводом для колёс должны были служить электродвигатели, запитанные от компактной электростанции, которая была построена по классической схеме внутри локомотива. Классическая схема выглядит так: ядерная реакция вырабатывает тепло, теплоноситель передаёт его парогенератору, пар вращает турбину, турбина — вал электрогенератора.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

К 1985 году проект атомного локомотива был уже практически завершён.


В качестве тяговой установки должен был использоваться реактор на быстрых нейтронах БОР-60 (это одна из самых лёгких и многоцелевых установок подобного плана).


Чертежи трёхсекционного локомотива бродили по различным ведомствам, но в итоге оказались в архивах.


Потому что целесообразность атомовоза была под большим сомнением.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

Очевидно, что для атомного мегапоезда пришлось бы не просто прокладывать более широкую колею, но заново просчитывать и создавать всю инфраструктуру.

В итоге по техническим и экономическим соображениям идея создания одной широкой колеи из двух стандартных была отклонена.

В 1954 году в инженерном сообществе США проект атомного локомотива Х-12 для обычной колеи вызвал особый интерес, ведь в его реализации не было ничего невозможного.

Вот только никто из железнодорожников не впечатлился — издержки от загрязнения территории превышали все возможные прибыли.

Но если бы можно было радикально увеличить размер локомотива… Благо такой проект существовал.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект

В то же время шло активное обсуждение строительства Панамериканского межконтинентального шоссе для связи Северной и Южной Америки, а вместе с ним рассматривалась идея межконтинентальной ширококолейной железной дороги. Она должна была пройти от Аляски до Аргентины и превратить оба континента в единую экономическую зону.


Атомные локомотивы как нельзя лучше подходили для этого проекта.

Но ценник оказался неподъёмным.)

Источник.

Художественное представление о советской атомной ширококолейной железной дороге.

Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект
Железная дорога сверхширокой колеи (и немного об атомных поездах). Железная Дорога, Колея, Длиннопост, Поезд, Атомный проект
Показать полностью 15
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: