17

«Сеть Хаккани»(*) - невидимое государство в Афганистане

В 1973 году монархия в Афганистане кончилась, короля выгнали из страны и власть перешла к господину Дауду, человек этот был не чужим в афганских коридорах власти, он долгие годы трудился на должности премьер-министра, но, в 63 году король отстранил его. Однако, Дауд не растерялся и не приуныл, он плел интриги, вел расследования, затевал скандалы, и к 70-м вошел в силу, так что, в итоге смог дать королю под зад. Сразу после прихода к власти Дауд начал демонстративно задирать лапу на Пакистан утверждая, что граница, установленная еще британцами неправильная, и Пакистан должен афганцам изрядный кусок земли, населенный пуштунами (в принципе все афганские правители не признавали линию Дюранда разделившую пуштунов, но Дауд делал это особо борзым образом). Естественно Пакистану это совершенно не понравилось, ведь для такой тонкой, в географическом смысле, страны потеря земель с его тощих и длинных боков грозила, ни много ни мало, физическим распадом.

Попутно Дауд стал с излишним рвением проводить реформы что не понравилось земельным лордам и духовенству, эти остатки прошлого довольно успешно строили королей Афганистана и не давали им вытащить страну из средневековья, поэтому они принялись довольно громко возмущаться. Это привело к тому, что недовольных стали выгонять из страны, в том числе и в соседний Пакистан, который был очень рад пригреть противников режима Дауда. В приграничных с Афганом пакистанских провинциях стали активно создавать вооруженные отряды оппозиции предназначенные для свержения власти. Среди афганцев, обосновавшихся в Пакистане был Джалалуддин Хаккани (Хаккани-старший) пуштун 1939 года рождения, выпускник медресе. Он происходил из соседнего с Пакистаном афганского региона – Лоя-Пактия (афганские провинции Хост, Пактия и Пактика) где, располагался город Хост, в свое время этот населенный пункт попортит много крови советским войскам.

В 78 году режим Дауд пал, его место занял прокоммунистичски настроенный товарищ Тараки возглавлявший Народно-демократическую партию Афганистана (НДПА), что естественно позитивно сказалось на афганском сопротивлении потому что на войну с комми давали гораздо больше денег, нежели на борьбу с каким-то там Даудом. Лагеря моджахедов начали активно расти и как следствие стало расти влияние Хаккани-старшего в его родной Лоя-Пактия, именно с этого момента он принялся плести свою Сеть. К удовольствию Пакистана дела в коммунистическом Афгане шли все тухлее и тухлее - афганские вожди семимильными шагами тащили аграрную страну прямо в коммунизм, проламывая головами несчастных крестьян стенки феодального общества, в результате чего они (власти) получали лишь кучу черепков и толпу озлобленных людей. Вдобавок афганские коммунисты принялись драться между собой тратя на внутреннюю войну энергии больше чем на внешних врагов. В итоге, к 79 году, в бочке с крысами осталась самая жестокая – Амин. Правда насладиться властью у него не получилось, ведь к тому моменту, Афганистан буквально распадался, правительство контролировало лишь крупные города, военные подразделения массово дезертировали или в полном составе переходили на сторону мулл. Поэтому, в декабре 79 года советский спецназ провел штурм дворца Амина - это светопреставление Амин не пережил, после чего на коммунистическое царствование был поставлен просоветский Кармаль, а СССР по уши влез в Афганистан.

Вторжение в Афган стало настоящим подарком Аллаха как для моджахедов - на которых полилось финансирование и с запада, и, от нефтяных монархий (особенно усердствовала Саудовская Аравия), так и для правителя Пакистана генерала Зия-уль-Хака, до 79 года он был очередным военным диктатором, которого все презирали, а Штаты демонстративно игнорировали, а теперь, после вторжение СССР в Афган он стал нужен всем, ибо сама география подталкивала Запад к тому, чтобы сделать Пакистан центром антисоветской борьбы (если бы, у власти в Иране оставался шах, то возможно главной площадкой стал бы Иран, но шах кончился). Естественно пакистанская военщина села на спонсорскую помощь и военные поставки, и стала распределять ее между подконтрольными силами, а именно т.н. Пешаварской семеркой – семь крупных партий моджахедов, в которых концентрировалась основная масса афганских войск. Рекрутов набирали в лагерях афганских беженцев, расположенных на границе с Афганом.

На территории Афганистана находилось только две крупные группировки, составляющие конкуренцию Пешаварской семерке, первая – партизанская республика Масуда на севере, вторая – Сеть Хаккани(*) на юге. Обе эти силы уходили корнями в афганскую землю, кормились с нее, имели там много сторонников. Масуд опирался на таджиков, а Сеть представляла собой союз пуштунских племен (в основном из ветви Задран) разбросанных по Лоя-Пактия и пакистанскому Вазиристану.  

«Сеть Хаккани»(*) - невидимое государство в Афганистане Афганистан, Пакистан, Длиннопост

Исконный ареал обитания Сети — афганская провинция Хост и пакистанская Вазиристан.

Особенно сильные позиции Сеть имела в районе города Хост который являлся ключевой точкой в переправке грузов между Афганом и Пакистаном. Первый раз Хаккани-старший показал свою силу в 83 году, когда захватил город Хост. Надолго он там не удержался, но это никак не отразилось на нем, шли годы его репутация и сила росли. Примерно в середине 80-х Хаккани-старший познакомился с Волан-де-Мортом современности – Осамой бен Ладеном, который в те годы еще не замахивался на войну со всем Западом, а всего лишь занимался строительной шабашкой, организуя для моджахедов тренировочные лагеря и укрытия. Позже, это знакомство выльется в стратегический союз между Сетью Хаккани и «Аль-Каидой» (*).

К 87 году Хаккани-старший владел всей провинцией Хост и практически отрезал город Хост от сообщения с внешним миром. Следующим шагом стал бы захват города и создание на его месте какой-нибудь независимой республики которую мировая общественность тут же признала, после чего справится с ней стало бы проблематично, ибо возникала угроза прямого конфликта между СССР и Западом. С целью недопущения такого развития событий, в 87 году советские войска провели многомесячную операция «Магистраль» с целью обнуления душманов в окрестностях Хоста.

Война кончилась, и неудивительно что после того как СССР ушел, Пешаварская семерка, всю войну с коммунистами сидевшая на международном подсосе в Пакистане и не имевшая крупных источников доходов в самом Афгане, начала драться между собой за оскудевшую ресурсную базу. Междоусобица моджахедов огорчила Пакистан, планировавший после ухода СССР поставить кого-нибудь из моджахедов на афганский трон. Вместо этого Пакистан получил грызню моджахедов, в конце концов вылившуюся в их взаимную аннигиляцию. Но пакистанцы не долго горевали по моджахедам, ибо Аллах послал им Муллу Омара и Талибан (*), (впрочем, существует мнение что сам Пакистан из подручных средств в виде беженцев, автоматов Калашникова, джипов, пулеметов, бензина и невменяемого фанатизма, сотворил этот самый Талибан(*)), с его помощью пакистанцы хотели навести порядок, в афганском бардаке, который много лет холили и лелеяли.

Где-то с середины 90-х Сеть Хаккани(*) сделалась союзником Талибана (*) однако этот союз не означал поглощение, не смотря на то, что Хаккани-старший вошел в правительство талибов, его Сеть сохранила свою структуру командования, и свои источники снабжения независимые от Талибана(*).

Вторжение США в Афганистан в 2001 г., стало звездным часом для сына Хаккани –старшего - Сираджуддина Хаккани (Сираджа), с благословения бати он начал брать нити управления Сетью. Сирадж расширил зону операций Сети как восток – в Зону племен в Пакистане, и на север, до самого Кабула, где смертники, члены Сети, принялись активно взрывать американских военных. Также, как и отец, Сирадж получил должность в правительстве талибов в изгнании. Нет смыла перечислять все подвиги Сети на ниве антиамериканской борьбы, они примерно такие же, какие совершал батя Сираджа во время войны с коммунистами-атеистами.

Отношения между Сираджем и талибами иногда были конфликтными, что неудивительно, ибо талибам категорически не нравилось, что Сеть, является не просто независимым воинским формирование, в штате которого от 3 до 10 тысяч собственных бойцов, но и фактически самостоятельно управляет афганским регионом Лоя-Пактия, не пуская туда талибов. Автономию Сети усиливал ее союз с «Аль-Каидой» (*) означавший что в случае чего, за нее могли вписаться пара-тройка тысяч духовных учеников бен Ладена. Но талибы смогли засунуть свое эго подальше и поглубже ради того, чтобы продолжить сотрудничество и после того, как в 21 году они захватили Кабул, члены Сети Хаккани получили сразу несколько министерских постов в талибском правительстве, сам Сирадж стал главой МВД.

Надо отметить что совершенно непонятны взаимоотношения Сети и другого крупного афганского борца за все хорошее - ИГИЛ-Хоросан (*). Ряд экспертов заявляет о глубокой связи между этими организациями, что отчасти подтверждает тот факт, что в 2020 году эмиром ИГИЛ-Хоросан (*) стал один из офицеров Сети. Сама Сеть все отрицает, что неудивительно, по причине любви к секретности Сеть также отрицает и существование Сети.

Однако не смотря на свою близость к этим монстрам террора, Сеть никогда не демонстрировала глобальных амбиций и поддерживала джихад с неверными только номинально, ограничившись посылкой пары сотен человек на фронт борьбы с Крестоносцами - в Сирию и в Ирак. Хотя, как отмечают, она охотно принимает в свои ряды иностранных бойцов что вполне разумно, ибо таким образом клан Хаккани снижал свою зависимость от пуштунских ополченцев и пуштунских вождей.

На сегодняшний день Сеть является настоящим квазигосурадством , имеющим все признаки государства кроме разве что гимна. Под ее управлением находится область Лоя-Пактия и территории, расположенные в пакистанском Вазиристане, население этих земель может составлять от 2 до 4 млн человек. Отсюда поступают основные доходы Сети: рэкет, прибыль с контрабанды, таможенные сборы за пересечение афгано-пакистанской границы, похищение людей. Также Сеть, как впрочем и почти все джихадисты Афгана, получает донаты из богатых арабских стран, их отправляют и те кто искреннее верует в дело джихада, и те, кто хочет что бы фанатики обвешанные оружием передохли где- нибудь подальше от их гаремов и майбахов.

Что ждет Сеть в будущем остается только гадать, Сеть чрезвычайно закрытая организация и почти не контактирует с журналистами, но учитывая ее героическое прошлое насчитывающее уже четыре десятка лет, во время которого она успешно пережила две оккупации, и тот факт, что Сирадж унаследовал ум покойного отца и успешно руководит пуштунами на довольно обширных территориях  (США тоже оценили его способности и дают за него 10 млн долл), можно ожидать что она продолжит расширять свое влияние и подминать под себя земли Афганистана. А учитывая ее хорошие связи с пакистанскими талибами, то весьма вероятно что Сеть сможет с выгодой использовать войну между талибами и властями Пакистана.

(*) – группировки запрещенные в РФ за терроризм

Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него» https://t.me/AsiaNearEast

Ссылки по теме:

The surprising realpolitik of the new Haqqani network

https://www.thenationalnews.com/opinion/comment/2022/09/29/the-surprising-realpolitik-of-the-new-haqqani-network/

Сеть Хаккани

https://lenta.ru/lib/14213917/

Сеть зла и раздора

https://nvo.ng.ru/gpolit/2021-09-23/1_1159_evil.html

The Haqqani Network: A brief profile

https://www.efsas.org/publications/articles-by-efsas/the-haqqani-network-a-brief-profile/

Haqqani Network

https://cisac.fsi.stanford.edu/mappingmilitants/profiles/haqqani-network

The Haqqani Network: The New Kingmakers in Kabul

https://warontherocks.com/2021/11/the-haqqani-network-afghan...