Самосбывающееся пророчество и эффект Пигмалиона

Самосбывающееся пророчество и эффект Пигмалиона Экономика, Ожидание, Деньги, Пигмалион, Розенталь

Термин «самосбывающееся пророчество» ввел социолог Роберт Мертон в 1948 году.

Представим, что в кошачьем обществе успешно функционирует Первый кошачий банк. Многие котики несут туда свои сбережения, берут там кредиты.

Но вот начинают ходить слухи о том, что дела у банка совсем не так хороши, как кажется. Котики бегут в отделения банка, чтобы забрать свои кровные “котодоллары”.

Проблема в том, что банк никогда не сможет сразу рассчитаться по всем долгам. Основная функция кредитной организации - взять деньги у одних котиков и дать другим. Деньги одних клиентов ушли другим клиентам банка.

Поэтому, когда котики требует вернуть свои вклады, банк не сможет удовлетворить все требования. Происходит кризис ликвидности. Слухи о крахе банка становятся реальностью.

Во многом так происходит из-за эффекта Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона или Розенталя

Пигмалион был известным скульптором, которого угораздило влюбиться в статую. Он настолько сильно влюбился, что сама Афродита снизошла до смертного и оживила объект его страсти.

Мы действуем, исходя из наших ожиданий. Действия приводят к результатам, которые соответствуют нашим ожиданиям. Ожидания формируют действительность.

Если котик считает себя львом, то начинает вести себя увереннее и храбрее. Будет концентрироваться на успехе и не замечать неудачи, ведь львы не лажают. В результате окружающее будут относиться к котику по другому, еще больше убеждая его в собственной львиной сущности.

Самосбывающееся пророчество и эффект Пигмалиона Экономика, Ожидание, Деньги, Пигмалион, Розенталь

Основателем этого эффекта считается Роберт Розенталь. Он обнаружил, что высокие ожидания учителей о способностях своих студентов находят отражение в действительности.

В начале учебного года Розенталь проверил уровень IQ всех учеников в классе. Педагогам сообщили, что у некоторых студентов в этом году ожидается “скачок интеллектуального развития”. И через год, - сюрприз, этот “скачок” действительно произошел.

Вот только кандидатов для “скачка” Розенталь выбирал случайно. И все равно их результаты действительно улучшились, по сравнению со сверстниками.

Учителя, которые верили в способности учеников, корректировали свое поведение в соответствии с собственными ожиданиями. Они уделяли больше времени кандидатам “большого скачка”, старались объяснять материал более доходчиво,  проявляли больше терпения.

Такая благоприятная атмосфера для учебы позволила школьникам больше поверить в себя, увеличить их мотивацию к получению новых знаний.

Человек постоянно строит планы, которые находят свое отражение в экономической деятельности.

Если Вы думаете, что завтра наступит ядерная зима, то логичнее всего потратить все сбережения сегодня. Часть пустить на собственное удовольствие, часть на обустройство бункера и запасы тушенки. Если так думает все общество - спрос на тушенку и бункеры сильно вырастет.

Ожидания формируют объективную действительность.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Еще больше экономики и котиков в Телеграмме