204

Самое глупое учение армии США, унесшее жизни 749 солдат

Самое глупое учение армии США, унесшее жизни 749 солдат Вторая мировая война, Ла-Манш, Текст, Длиннопост

На фото: Вторая мировая война. Высадка войск в Нормандии, 1944 год

В Америке до сих пор официально не снят гриф секретности с событий, связанных с учением «Тигр» по подготовке союзных войск к высадке в Нормандии в 1944 году. Все выжившие участники той трагедии, а также сотрудники служб, привлеченных к спасению, подписались под неразглашением под угрозой военно-полевых судов армии США. Тем не менее, благодаря усилиям энтузиастов стали известны обстоятельства гибели почти тысячи американских солдат по глупости своих командиров.


О том, что в районе британского села Слептон (Slapton — англ.), расположенного в графстве Девон на берегу Ла-Манша, погибло много американских солдат, впервые сообщил зимой 1969 года местный отельер Кен Смол. После сильнейшего шторма, во время которого огромные волны буквально размыли пляж, он обнаружил большое количество гильз, осколков, знаков отличия армии США и мужских золотых перстней.


А в 1972 году там же в районе пляжа рыбаки нашли останки человека в форме и рассказали об этом Смолу. Тот нанял парней из ближайшего клуба дайвинга, и они в нескольких милях от берега на глубине 20 метров обнаружили танк M4 «Шерман». Судя по маркировке, «утопленник» во время Второй мировой войны был приписан к 70-го танковому батальону 4-й пехотной дивизии армии США.


Пытаясь разгадать тайну «Шермана», Кен Смол в 1985 году прибыл на парад того самого 70-го танкового батальона 4-й пехотной дивизии армии США, который состоялся в Гаррисберге (штат Пенсильвания). Там-то он неожиданно встретил командира «утопленника» Орриса Джонсона, который признал факт потери своей боевой машины в проливе Ла-Манша, но категорически отказался рассказать подробности.


Так или иначе, но американские власти оказались в полной растерянности от настойчивости англичанина. Они даже повесили мемориальную доску в селе Слептон о больших потерях во время транспортной операции Болеро. Речь, напомним, шла о переброске почти миллиона военнослужащих армии США через Атлантический океан на Британские острова в 1942—1944 годах.


В феврале 1985 года в журнале American Heritage чикагский патологоанатом Ральф Грин поделился воспоминаниями о событиях в Слептоне. Он воспользовался законом «О свободе информации», который снял с американцев подписку о неразглашении информации о Второй мировой войне.


В 1944 году Ральф Грин был одним из врачей полевого госпиталя армии США в графстве Дорсете, где проходили лечение раненные во время учения под кодовым названием «Тигр». Они и рассказали ему подробности катастрофы.


Итак, в конце 1943 года значительная часть Англии была превращена в огромный военный лагерь союзников, которые готовились к вторжению в оккупированную Гитлером Европу. Американские бронетанковые, пехотные и воздушно-десантные дивизии были в основном сосредоточены на западе — в районе Мидлендс, а также на юго-западе и на юге Уэльса.


Практически все американские солдаты вообще не имели представления, что такое война. Собственно, поэтому их отделили от французов и англичан, которые уже успели на себе испытать мощь немецкой армии. Дабы те не пугали военнослужащих США рассказами о силе Вермахта.


В конце 1943 года кабмин Британии одобрил строительство учебного центра в графстве Девон в районе села Слептон для 4-й дивизии армии США. На публичных собраниях в начале ноября 1943 года должностные лица поселения были проинформированы о том, что к 20 декабрю около 2750 жителей должны быть перемещены в другие районы Англии и почти 70 кв. километров сельскохозяйственных угодий передаются под контроль армии США. В том же месяце офицеры Королевских ВМС осуществляли надзор за насильственной эвакуацией семей, которые в течение многих поколений жили в этих местах.


Практически сразу — в декабре 1943 года — начались учения по высадке большого числа американских солдат на морской берег. Окончательная и наиболее масштабная генеральная репетиция дня «D», под названием учение «Тигр», была назначена на апрель-май 1944 года.


26 апреля 1944 года американскую пехоту, танкистов, саперов и медицинские части вывезли в пролив Ла-Манш. Высадка произошла утром следующего дня и была омрачена «дружеским огнем».


Изначально час «Ч» учений «Тигр» был назначен на 27 апреля в 07:30. Потом его перенесли на 60 минут позже, чтобы отбомбиться по пляжу, а также обстрелять его боевыми патронами из пулеметов. Сделано это было спонтанно с целью придания десантированию максимальной реальности. Однако некоторые части 4-й дивизии не получили приказа об изменении и высадились в назначенное время.


По выкладкам историка Найджела Льюиса, приведенным в книге «Учение „Тигр“: Правдивая история о скрытой трагедии Второй мировой войны», в то утро из-за внезапной идеи генерала Дуайта Эйзенхауэра было убито более 450 американских солдат.


Пентагон, само собой, отрицал «дружеский огонь» и называл солдат, погибших на пляже (которых увидели последующие десантные группы — авт.), «поддельными труппами». Мол, их имитировали живые военнослужащие, чтобы придать учению реальность. Однако факт переноса часа «Ч» и путаницу с приказами Минобороны США все-таки признало.


В следующую ночь части, сформированные для второй и третьей штурмовых волн, были погружены на борта восьми неповоротливых плоскодонных 120-ти метровых десантных кораблей класса LST с массивными носовыми дверями. Каждый из них мог нести до 500 человек и 60 боевых машин прямо на берег. Однако эсминцы Королевского флота, назначенные для защиты американских десантных кораблей, из-за ошибки в документах находились на разных радиочастотах и не могли общаться между собой. Кроме того, один из британских кораблей — HMS Scimitar, вообще не прибыл в зону учений, что обернулось «дырой» в защите учений «Тигр».


Итак, в ночь с 27 на 28 апреля от курорта Лайм-Реджис весь этот громоздкий и фактический незащищенный десантный флот отправился к пляжу Слептон. В начале третьего ночи он был неожиданно атакован девятью германскими скоростными катерами, которые отправились на охоту из Шербура, что расположен на северо-западе Франции. Немцы вели себя, как лисы в курятнике.


Окрашенные в черный цвет и почти невидимые фашистские малые суда носились среди огромных десантных кораблей и стреляли по ним потоками зеленых трассирующих снарядов, усиливая панику и хаос. Одна из вражеских лодок выпустила две торпеды, и на LST-507 вспыхнуло пламя. Получив смертельное повреждение, корабль с 447 американскими солдатами на борту начал тонуть.


Лейтенант Джеймс Мердок, переживший гибель LST-507, рассказал, что «все армейские машины, естественно, были с бензином, и именно топливо загорелось первым. Бензин вылился за борт, что вызвало огонь на воде уже вокруг корабля».


Пятнадцать минут спустя после первой атаки два немецких катера атаковали уже второй десантный корабль. Две торпеды врезались в борт LST-531. Он затонул еще быстрее, чем у LST-507. Эммануэль Рубин, член экипажа LST-496, увидел «гигантский взрыв и оранжевый шар пламени с маленькими черными пятнышками, которые были несчастными людьми». Из-за паники многие американские солдаты спускались на шлюпках и попадали под огонь со своих же кораблей, где их принимали за немцев.


Около половины третьего немецкий катер направил торпеду на LST-289. Еще один мощный взрыв осветил воды. И хотя корпус был серьезно поврежден, экипажу удалось удержать корабль на плаву. В это время группировка Королевского флота во главе с эсминцем HMS Onslow уже примчалась на всех парах в этот район, но немецкие лодки ускользнули от расправы.


К 3:30 утра американцы решили не рисковать, и отправили оставшиеся шесть LST в ближайший порт. Когда рассвело, сотни солдат были найдены плывущими вверх ногами в холодных водах Ла-Манша. К многочисленным лишним смертям привело и неправильное инструктирование по пользованию спасательными жилетами. Солдаты опоясались ими вокруг талии, а не под руками, как того требовали правила. Оказавшись в воде, они под тяжестью ранцев переворачивались вниз головой.


Первоначальное число погибших 28 апреля 1944 года в самой дорогостоящей учебной катастрофе в военной истории США составляло 441 пехотинцев и 198 военнослужащих ВМС, однако впоследствии было установлено, что еще 110 солдат и офицеров погибли или пропали без вести. Кроме того, тяжелые потери зафиксированы среди квартирмейстеров и сотрудников инженерных компаний. Сведения об этих жертвах, однако, не приводятся.


Когда сообщения об этой катастрофе достигли штаб-квартиры генерала Эйзенхауэра, было принято молниеносное решение засекретить трагедию, чтобы не подрывать моральный дух союзников. Позднее американцы официально признали смерть 749 своих солдат в событиях 27−28 апреля 1944 года. Историки, однако, уверены цифры значительно трагичнее. В любом случае, ошибки в планировании «Тигра» вызвали большую тревогу у англичан и французов, поскольку те полагали, что армия США будет быстро разбита Вермахтом. Даже Эйзенхауэр назвал происшедшее самым глупым военным учением…


Критикуя, а порой злобно высмеивая трагедию Красной армии в 1941 году, некоторые проамериканские историки, уверены, что вооруженные силы США, оказавшись на месте РККА, не допустили столь масштабных потерь, как людских, так и территориальных. Однако «ночь кровавого Тигра» показывает, насколько силен, опасен и коварен был Вермахт, особенно в отношении тех, у кого не было боевого опыта.

Дубликаты не найдены

+9

Нафига надо было последний абзац лепить?

раскрыть ветку 1
0

Агитпроп

+22
Самое глупое учение армии США

То есть немецкие катера тоже были учебными?

раскрыть ветку 4
+13

Ну напали то они во время плохо подготовленных учений.

-4

Тсс, ты ломаешь концепцию "ну_тупых"

раскрыть ветку 2
+6

Это ведь супер трудно и не предсказуемо в зоне легкой досягаемости врага.

раскрыть ветку 1
+3

"Однако «ночь кровавого Тигра» показывает, насколько силен, опасен и коварен был Вермахт, особенно в отношении тех, у кого не было боевого опыта" - особенно в отношении тех, кому и не нужна помощь в генерации потерь. С большим сочувствием к солдатам, попавшим в руки "талантливых" командиров. В бою, мне кажется, страшнее оказаться в руках командира-идиота, чем мощного противника.

"Нет страшнее врага, чем союзник (в данном случае, командир) - д...ёб..."

+2
Ну это не вермахт а кригсмарине
+11

Статья в заблуждение вводит, думал что солдаты погибли на учениях, а на деле от нападения немецких катеров в боевых действиях. Ну и заголовок желтушный.
Ну и постоянный пиздежь про мощь вермахта и отсутствие опыта у американцев и приписывание американских историков и РККА тоже нахер не нужно. Американцы уже вовсю немцев в Африке и Италии возили.

раскрыть ветку 17
+11

Операция Тайгер - известнейший пример того, как то, что началось плохо заканчивается еще хуже. Охрана водного района проворонила несколько немецких ТК. Немцы утопили 2 корабля. Высадку назначили на 30 мнут раньше. Союзников (британский крейсер) не предупредили о переносе вермени, и он успешно начал молотить высадившихсы американцев главным калибром ( по плану он должен был обстрелять побережье ДО высадки), попутно утопив танкодесантную баржу. Высадившиеся, по которым лупил главный калибр своего же крейсера, стреляли во все стороны, в том числе и по высаживающимся пехотинцам. Которые, иссесьно, отвечали тем же...

раскрыть ветку 8
+2

Еще раз, подавляющее количество жертв от атаки 9 немецких крейсеров
https://en.wikipedia.org/wiki/Exercise_Tiger
Закончилось исправлениями ошибок и успешной Высадкой в Нормандии, для этого учения и проводились.

раскрыть ветку 7
0

Не вижу противоречий. Погибли во время учений дэ факто. Атаковать их немцы смогли из-за проебов в организации учений.

-5

Ой да ладно! кого они там возили?. американцы стараются старались  сами в бой не лезть. В Северной Африке война шла 1940 - 1943 (май) а американцы вступили в ноябре 1942, за пол года до конца, когда исход был ясен и пришло время ништяки делить. А Италия тут каким боком? она на континенте, т.е без открытия второго фронта туда им не попасть, а второй фронт открылся летом 44го, т.е. тоже уже менее чем за год до окончания войны, когда уже у немцев толком ни ресурсов ни людей не было

раскрыть ветку 1
0

Ты ставишь американцам в вину, что они разгромили группировку врага слишком быстро?)

А Италия тут каким боком?
Уже летом 43-го американо-британские войска захватили Сицилию, а 3 сентября 1943г. начали высадку в континентальной Италии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C...
Ты бы хоть по вики полазил, прежде чем свою пропагандистко-патриотическую херню писать

-6

Практичекски каждый успех американцев в Африке был после того как Красная Армия их на Восточном фронте трепала. Были даже свидетельства немецких солдат которые писали что воевать против советских солдат было в разы труднее.

раскрыть ветку 4
+5

Одни и те же немецкие солдаты повоевали и на Восточном фронте и в Африке?)
Так тяжело было, что сбежали в Африку, где вся итало-немецкая группировка была либо уничтожена либо взята в плен? :D

ещё комментарии
ещё комментарии
+19

гриф секретности не снят статья на пикабу есть. логично.

раскрыть ветку 3
+14
В феврале 1985 года в журнале American Heritage чикагский патологоанатом Ральф Грин поделился воспоминаниями о событиях в Слептоне. Он воспользовался законом «О свободе информации», который снял с американцев подписку о неразглашении информации о Второй мировой войне.

Использовался закон, рассказал о случившемся. Что не так?
ещё комментарии
0
Зато в фильмах они супергерои и мочат всех и противник у них всегда тупой
0

Стратеги, мать их.А немцы быстро сориентировались, надо отдать им должное.

раскрыть ветку 1
+16

А чего бы и не сориентироваться? Катера в патруле, тут с севера эфир гудит, с базы команда "ну-ка, гляньте, чего там лайми раззвизделись?" Пошли. Глянули. Обалдели - идут 6 транспортов без охранения. Ну и...

0
Погодите, у них от немецкой атаки потонуло два корабля с примерно 900 людьми, а от собственного огня перед эти 450 человек полегло, то есть за время этих учений аж ТРЕТЬ их потерь - их собственные действия. Сразу вспоминается история с атакой на японскую базу островную, в которой было потеряно вроде 100 или 200 солдат при том, что японцы уже эвакуировались с острова.
-6
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
-3

Говорите громче, вас из-под земли не слышно.

-10

Шёл пятый год войны, а у них всё

особенно в отношении тех, у кого не было боевого опыта.

ну-ну. Я не оправдываю войска германии, но зачем вы оправдываете тупость америкосов?

раскрыть ветку 2
+3

Ну, скажем, там и у бриттов тоже косяк на косяке. Американцев-то как раз таки понять можно: ни с того ни с сего немецкие катера начинают топить танкодесантные корабли, у которых живучесть примерно как у утюга. Естественно, быстрее на пляж - пока не перетопили всех.

Но вот чем думали в адмиралтействе, решив что раз это не конвой, то охранять эти корабли отатак торпедных катеров и подводных лодок не надо, и почему британские солдаты (изображавшие немцев на берегу) начали палить не поверх голов (как предписывалось), а точно в цель - загадка...

раскрыть ветку 1
0

Так должны были охранять но образовалась дыра из за косяка Королевского флота

ещё комментарии
Похожие посты
128

Расплата за беспечность. Бой в Ла-Манше

История военно-морских сражений знает немало случаев беспечности командиров и адмиралов, приведших к поражению в бою и гибели моряков. Один из таких случаев произошёл пасмурной ночью 23 октября 1943 года в тёмных водах пролива Ла-Манш.


Лакомый кусок


Как известно, причиной практически всех сражений в Атлантике и северных водах были конвои. Немцы изо всех сил старались закрыть поток грузов, идущий на восток, в СССР. Британцы, в свою очередь, старались перекрыть поставки стратегических ресурсов в Германию из подконтрольных Оси регионов.


9 октября 1943 года британцам стало известно, что во французский Брест прибыло судно «Мюнстерланд» с грузом вольфрама, хрома и каучука. Немцы, не желая перевозить этот груз железной дорогой, планировали переправить судно в один из своих портов. Конвойная операция была назначена на 22 октября, и британское командование было полно решимости не допустить её успеха.


Беспечность в действиях британцев присутствовала уже на стадии планирования. Для перехвата конвоя в Плимуте на скорую руку было сформировано Соединение-28 в которое вошли лёгкий ПВО-крейсер «Харибдис» (тип «Дидо»), эсминцы «Рокет» и «Гренвилл», а также 4 эскортных эсминца типа «Хант». «Харибдис» только прибыл из Средиземного моря, и его команда не знала условий местного театра военных действий, а командир корабля и командующий операцией Волкер ранее был командиром-подводником. Более того, корабли соединения до этого никогда не участвовали в совместных операциях.

Расплата за беспечность. Бой в Ла-Манше Корабль, Война, Вторая мировая война, ВМФ, История, Kriegsmarine, Морские сражения, Ла-Манш, Флотилия, Длиннопост

Крейсер «Харибдис», 1943 г.


Немцы, напротив, подошли к организации конвоя максимально серьёзно, доверив охрану «Мюнстерланда» 4-й флотилии миноносцев под командованием корветтен-капитана Ф. Колауфа, который уже несколько лет служил на миноносцах, проявив себя как энергичный и инициативный командир.


В составе флотилии значилось 5 эсминцев типа «Эльбинг»: Т-23 (флагман Колауфа), Т-22, Т-25, Т-26 и Т-27, а также несколько сторожевых кораблей.


22 октября в 15:00 конвой покинул Брест и взял курс на восток, двигаясь вдоль побережья.

Расплата за беспечность. Бой в Ла-Манше Корабль, Война, Вторая мировая война, ВМФ, История, Kriegsmarine, Морские сражения, Ла-Манш, Флотилия, Длиннопост

Немецкий миноносец типа 1939


Расплата за беспечность


Навстречу немецкому конвою по Ла-Маншу на удалении от берега двигалось курсом на запад британское соединение. Корабли шли друг за другом во главе с «Харибдисом». Предполагалось, что благодаря более совершенным радарам, британцам удастся первыми обнаружить конвой и незамеченными сблизиться с ним. После этого «Харибдис» должен был осветить противника световыми снарядами и атаковать вместе с быстроходными эсминцами немецкие миноносцы. «Ханты» в это время должны были напасть на вражеский транспорт с кораблями ближнего охранения.


В 23:15 Волкеру сообщили о перехвате немецких радиопереговоров, но командующий оставил сообщение без внимания и продолжил движение заданным курсом. В это же время на немецкий Т-23 пришло сообщение с радиолокационной станции в Шербуре о непосредственной близости противника. Колауф среагировал немедленно, приведя флотилию в боевую готовность. В 0:25 немецкие акустики доложили о шуме винтов, и Колауф приказал эсминцам двигаться на север, что бы завязать бой в отдалении от конвоя.


В 0:45 Волкеру вновь доложили о радиопереговорах немецких эсминцев, но тот по-прежнему не спешил с включением радара, думая, что соединение всё ещё не обнаружено противником.

Через 40 минут с одного из «Хантов» пришло предупреждение о непосредственной близости противника — Волкер приказывает включить радар. Вскоре он обнаружил немецкие корабли, идущие полным ходом навстречу Соединению-28.


Обе группы быстро сближались, но видимость была плохой, так как с юго-востока налетел дождевой шквал.


В 1:30 Волкер объявил боевую готовность и приказал кораблям двигаться на северо-запад. Это сообщение было перехвачено немцами, и Колауф понял, что его флотилия обнаружена.


Из-за неожиданной смены курса началась неразбериха, и строй англичан рассыпался. «Харибдис» дал залп осветительными снарядами, но те взмывали выше облаков, не принося результата.


В это время немецкие эсминцы шли 2 км южнее Соединения-28. Ночь и пасмурная погода сделали своё дело — видимость совершенно отсутствовала. Однако немцы всё же увидели силуэты британских кораблей на фоне моря, подсвеченного луной из разрывов туч. Сами немецкие миноносцы на фоне берега оставались невидимыми для противников. Колауф отдал приказ сменить курс на юго-запад и произвести торпедную атаку. Т-23 и Т-26 разрядили свои торпедные аппараты, выпустив по 6 торпед в сторону «Харибдиса». Немногим позднее полные торпедные залпы выпустили Т-27 и Т-22. Всего немцы выпустили 24 торпеды.


В 1:45 с «Харибдиса» обнаружили две приближающиеся торпеды. Уже через несколько минут первая поразила крейсер в левый борт. Корабль получил крен и потерял ход. После этого произошло ещё одно торпедное попадание, и судьба уже тонущего корабля была предрешена. Растерявшийся Волкер не мог больше командовать кораблём, приказ об эвакуации был отдан старпомом Одди.


Тут море снова озарила вспышка — ещё одна немецкая торпеда нашла цель. «Лимбурну», одному из «Хантов», оторвало нос. Но обездвиженный миноносец остался на плаву.

Расплата за беспечность. Бой в Ла-Манше Корабль, Война, Вторая мировая война, ВМФ, История, Kriegsmarine, Морские сражения, Ла-Манш, Флотилия, Длиннопост

Крейсер «Харибдис» и миноносец «Лимбурн» в 1943 году. Картина У. МакДауэлла

Стоит ли говорить, какой хаос творился в рядах Соединения-28. Лишь по счастливой случайности британцы избежали ещё больших потерь. Командир «Гренвилла» Хилл, старший офицер после Волкера, приказал кораблям отойти на север и перегруппироваться.


Британцев спасло и то, что Колауф решил не преследовать их корабли. Ведь приоритетной задачей немецкой флотилии оставалась охрана «Мюнстерланда», и с ней он справился блестяще.


Только в 3:30, спустя час после гибели «Харибдиса», британцы осмелились вернуться на место боя и спасти выживших. Около 500 человек команды к тому времени насмерть замёрзли в ледяной воде. Спасти удалось чуть более 100 человек. «Лимбурн», остававшийся на плаву, был нетранспортабелен, и Хилл отдал приказ его торпедировать.


После боя


Немецкая 4-ая флотилия миноносцев была триумфально встречена на базе в Шербуре. Командующего флотилией Колауфа за бой 23 октября наградили Рыцарским крестом.


В отчёте командования Королевского флота тоже были отмечены уверенные действия немцев: «Вражеские миноносцы явно хорошо подготовлены и обучены ночной торпедной стрельбе, и они сумели использовать эффект внезапности, хотя именно мы рассчитывали на него. Их быстрый торпедный залп совершенно дезорганизовал наше соединение на долгое время, что позволило им уйти».


Так беспечность командования и чрезмерная уверенность в победе сыграла с британцами злую шутку.

Показать полностью 2
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: