247

Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1.

Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1. Егор Летов, Гражданская оборона, Литература, Аллюзии, Андеграунд, Сибирский андеграунд, Длиннопост

Собрал самые заметные отсылки к различной литературе, крылатым выражениям и лозунгам в песнях Егора Летова. Это будет, наверное, первая статья из цикла, посвященного жизни и творчеству лидера «Гражданской Обороны».


Итак, Егор Летов — советский и российский поэт и музыкант. Это для тех, кто живет в каменной башне на крайнем севере. Лично для меня Летов — это олицетворение вечной борьбы. Всю жизнь он боролся. С властями, с собственной нежеланной славой, со всем и всегда.


Творчество Летова — тот случай, когда автор вкладывает в произведение всю свою душу. Это искренность и честность. А также это множество непонятных на первый взгляд выражений, которые при детальном рассмотрении оказываются цитатами и отсылками к различной литературе и жизни тех или иных личностей. Именно это явление мы и рассмотрим подробнее.

Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1. Егор Летов, Гражданская оборона, Литература, Аллюзии, Андеграунд, Сибирский андеграунд, Длиннопост

«Русское поле экспериментов».


Начнем, пожалуй, с одного из самых масштабных творений Егора. Пройдемся по цитатам.


Центральное «Вечность пахнет нефтью» — это прямая отсылка к труду Бертрана Рассела, который в свою очередь ссылался на психолога и философа Вильяма Джеймса в «Истории Западной Философии». Вильям Джеймс описывал человека в своем произведении «Многообразие религиозного опыта». Этот человек, находясь под действием веселящего газа, утверждал, что знает «тайну Вселенной», но в обычном состоянии не мог вспомнить ее. Когда он попробовал записать ее, была записана фраза «Во всей вселенной пахнет нефтью» (в альтернативном переводе — «Повсюду пахнет нефтью»).


«Покончив с собою, уничтожить весь мир». Это своеобразные слова, появление которых объясняют совершенно по-разному. В основном ходит мнение, что Летов сослался на Курта Воннегута, который считал, что «Мир - это такая помойка, что слишком больно оставаться живым». Подтверждений этому мало. Сторонники этой теории утверждают, что сам музыкант объяснял эти слова так. Но какой-либо информации по этому поводу найти не получилось. Другая теория — это записка неизвестного самурая, которая была написана перед его смертью и содержала слова «Уничтожу весь мир!».


«На первое были плоды просвещения, а на второе — кровавые мальчики». Здесь нет сомнений насчет первоисточника. Когда слышишь эти слова, сразу на ум приходит крылатая фраза «И мальчики кровавые в глазах» из трагедии Пушкина «Борис Годунов». Конкретно:

«Как молотком стучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

К слову, в пушкинской строке прилагательное «кровавый» не значит «окровавленный», а означает «багровый, цвета крови, красный». «Мальчики кровавые в глазах», вместе с тошнотой и головокружением указывают на болезненное физическое и моральное состояние.


«Искусство быть посторонним». Это отсылка к произведению «Посторонний» Альбера Камю. Повесть рассказывает нам о человеке, предпочитающем вести частную жизнь. Этот человек везде будто «посторонний». Летов выделил это явление, назвав его особым умением, «искусством».

Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1. Егор Летов, Гражданская оборона, Литература, Аллюзии, Андеграунд, Сибирский андеграунд, Длиннопост
«Про дурачка».


Одно из самых известных и мелодичных произведений Летова, спетое а-капелла.


«Ходит дурачок по лесу / Ищет дурачок глупее себя». Истоки центральной фразы песни лежат в древнерусском заклинании «Ходит покойничек по кругу, / Ищет покойничек мертвее себя». Таким образом в песне проявляется некая русская напевность.


«Зубчатые колеса завертелись в башке». Данное выражение нас напрямую отсылает к новелле Рюноскэ Акугатавы «Зубчатые колеса», которая повествует нам о сходящем с ума некоем писателе. Героя произведения часто посещали странные галлюцинации:

«Мало того, в поле моего зрения я заметил нечто странное. Странное? Собственно, вот что: беспрерывно вертящиеся полупрозрачные зубчатые колеса. Это случалось со мной и раньше. Зубчатых колес обычно становилось все больше, они наполовину заполняли мое поле зрения, длилось это недолго, вскоре они пропадали, а следом начиналась головная боль - всегда было одно и то же».

«И на все вопросы отвечать: "Всегда живой"» — это своеобразная интерпретация известного любому советскому человеку лозунга «Ленин всегда живой».


«Не бывает атеистов в окопах под огнём» — аллюзия на распространенный афоризм «В окопах не бывает атеистов». Точное происхождение фразы остаётся неизвестным. Различные источники называют капеллана Уильяма Т. Каммингса, подполковника Уильяма Клира и подполковника Уильяма Кесси, афоризм также приписывается журналисту Эрни Пайлу.

Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1. Егор Летов, Гражданская оборона, Литература, Аллюзии, Андеграунд, Сибирский андеграунд, Длиннопост

«Невыносимая легкость бытия».


Само название песни уже отсылает нас к одноименному роману Милана Кундеры. Согласно Кундере, бытие полно невыносимой лёгкости, потому что каждый из нас живёт всего один раз. Значит, каждая жизнь несёт в себе таинственную случайность, каждое наше действие не может полностью предопределить наше будущее. Любой выбор не отягощён последствиями, а потому не важен. В то же время наши действия становятся невыносимыми, если задумываться об их последствиях постоянно, потому жизнь можно охарактеризовать как «Невыносимую лёгкость бытия».


Вся песня наполнена множеством аллюзий на различные устоявшиеся выражения и литературу. Разные люди находят разное количество отсылок в тексте, но здесь они настолько мелкие, что рассматривать их подробно не имеет смысла.

Различные отсылки в творчестве Егора Летова. Часть 1. Егор Летов, Гражданская оборона, Литература, Аллюзии, Андеграунд, Сибирский андеграунд, Длиннопост
Вот и все для начала. Если захотите еще — продолжу и сделаю вторую часть.