Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Собственно началось всё банально. Придя в гости к родителям, получил просьбу освободить старую тумбочку - её планировалось выкидывать, освобождая место под рассаду. И там попалось это "сокровище". Проигрывать было на чём :) Из ностальгии держу дома в роли радио старый магнитофон, который в принципе вполне себе ещё жив. Одна сторона страдает автоотключением, на второй же можно было послушать эти раритеты.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Содержимое... Скажем так, разное :) В основном попса 80-2000-х, как русская, так и зарубежная. Но попалась кассетка и из студенческих годов. Альбом Limp Bizkit одна сторона, Dj Alligator вторая. Вполне был рад прослушать :)

А тут мы имеем альбом Ace of Base 1995го года, The Bridge и частично альбом Happy Nation 1992-го. При прослушивании самопальный 3D surround звук - вся кассета заслушивалась "до дыр", жевалась, выпрямлялась, снова жевалась. Ситуация на фотографии (отчётливо видимые полосы от сминания) на протяжении всей плёнки :)

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Ну и не хотелось как-то оставлять пост совершенно пустым и бесполезным.

Поэтому "немного" истории :)

Первую компакт-кассету (её первоистинное название) представила Philips (целая эпоха аудио-формата зародилась в Нидерландах короче) в 1963-м году. Предложенный формат позволял вести запись на обе стороны, время звучания составляло 30 либо 45 минут на сторону, язычков-предохранителей от стирания не было ещё в принципе. В качестве воспроизводящего устройства предлагался кассетный магнитофон Philips EL 3300 (на картинке). Качество звука оставляло желать лучшего - наличествовали посторонние шумы, поэтому кассету на первых порах больше позиционировали для применения в диктофонах.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост
Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Красная кнопка - запись, справа индикатор сигнала (позволяет регулировать чувствительность микрофона при записи), рычажок управления: вверх - проигрываем, лево/право перемотка. Два регулятора - проигрываемого звука и чувствительности подключаемого микрофона. Пара гнёзд для наушников и микрофона. Работал от трёх батареек по 1,5 вольта. На поток был поставлен уже в 1964-м году и имел сокрушительный успех.


В частности, лицензия на производство кассет предоставлялась бесплатно, что обеспечило успешное вхождение её на рынок и обусловило быстрое развитие формата. Впрочем, не обошлось и без попытки "войны форматов" - в лице компании Grundig, которая запустила свой  формат DC International с блэкджеком и шлюхами кассетами чуть более больших размеров (12х7,5) и соответственно магнитофона для них.

На фоне вполне себе реальных конкурентов партнёр филипсов - Sony обговорили бесплатное распространение голландской новинки на территории Японии, что обеспечило процветание формата компакт-кассеты и тотальное угасание стандарта от Grundig.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Магнитофон от Grundig и кассета формата DC International:

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Первые же музыкальные компакт-кассеты появились уже через два года, в 1965-х годах благодаря разработке системы шумоподавления Dolby A (1965—1966, для профессионалов) и чуть позднее Dolby B (1967—1968, для обычных пользователей).

Далее в 1966-1968 появляются новые производители кассет: Agfa, Maxell, Hitachi, TDK, BASF и другие. Хронометраж плёнки растёт до 60, 90 и 120 минут.


Очередной вехой в становлении аудиокассет можно назвать 1970-й год. Американская компания Дюпон создает такое химическое соединение, как диоксид хрома. Качество звука выходит на новый уровень, приближаясь к студийному.

Мгновенно оценив ситуацию, немцы из BASF покупают лицензию и уже к следующему, 1971 году, разрабатывают принципиально новую ленту (CrO2, тип ленты II). В отличие от своего «железного» собрата та имеет высокий ток подмагничивания и выдает более широкий частотный диапазон. Качество этой ленты впоследствии будет доведено до высочайшего. Но самый первый «хромдиоксид» от BASF относительно качественно можно записать даже сегодня, по прошествии более 40 лет! Качественно - само собой, по понятиям того времени.

Понимая, что чуть опоздал, будущий транснациональный гигант SONY немедленно покупает у BASF лицензию на производство хромдиоксидных лент, а также получает у немцев исключительное право на их распространение на территории Японии, отсекая, таким образом, всех потенциальных конкурентов в своей стране.


В 1972 году на рынке появляется первая кассета продолжительностью 180 минут. Но для того, чтобы рулон помещался в кассету, пленку приходилось делать очень тонкой. Такие ленты были весьма ненадежными и в конце концов, их выпуск был прекращен. Поэтому все кассеты С180 сегодня очень ценятся коллекционерами и на аукционах они стоят весьма дорого.

В том же 72-м компания SONY разрабатывает очередной тип ленты. Покрытие ленты впервые становится двойным: хромовый слой лежит поверх гамма-оксида железа. Магнитная пленка теперь двухцветная – снизу коричневая, сверху - черная с синим отливом. Продукт получает наименование Sony Ferrichrome (FeCr, тип ленты III). Стоит заметить, что ленты FeCr выпускались не всеми мировыми флагманами, в то время как остальными их производство продолжалось сравнительно недолго, лишь до 1984 года. Причина – нецелесообразность. При высокой себестоимости ленты типа III ее качество было аналогичным типу II.


Вторая попытка войн форматов.

Несмотря на то, что рынке кассетных технологий чуть ли не каждый год появлялось что-то принципиально новое, уже было очевидным, что по качеству звучания аудиокассета вряд ли догонит существующий катушечный формат, к тому времени уже много лет имевший культовый статус.

Поэтому в 1976 году инженеры все той же Sony предложили альтернативный вариант – что-то среднее между кассетой и катушкой. По их мнению, выглядеть это должно было, как кассета (потому как тренд), но с лентой, как катушечная.

Новый продукт получил название elcaset и имел размеры 15×10 см. Кассета была похожа на видеокассету и имела тот же принцип действия - при воспроизведении лента вытягивалась из корпуса. Элкассеты комплектовались только лентами типа Normal или FeCr. Частотный диапазон был заявлен в пределах от 15 до 27 000 Гц.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост
В условиях быстро растущих возможностей компакт-кассеты новинка оказалась никому не нужна. Поэтому к 1979 году Sony приняла решение свернуть неудачное начинание, продолжив развитие обычной компакт-кассеты и тем временем, готовя к запуску новый суперпроект, которому впоследствии также будет суждено войти в историю — компакт-диск.

Очередная веха истории, 1978-79. Scotch Metafine.

Американцы из компании 3М (Scotch) разрабатывают ленту с напылением металлического порошка путем испарения металла в вакууме (Тип IV). Полоса воспроизводимых частот становится еще шире. И хотя массовое производство лент типа «металл» оказывается трудным и дорогим, новый продукт получает широкое распространение.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост
Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Так же к середине 80-х появляются первые бумбоксы и переносные плееры.

Пожалуй, 80-е были последним десятилетием крупных музыкальных форматов: начиная со следующего десятилетия музыкальные проигрыватели и носители постоянно уменьшались в размерах, теряли в весе и становились все более и более портативными. Бумбокс оказался на перепутье между гигантским музыкальными проигрывателями 60-70-х (основательными, напоминающими мини-холодильник и не предназначенными для переноски) и минималистичными CD-плеерами 90-х и mp3-плеерами нового века.

Эта двойственность отразилась на дизайне бумбоксов: с одной стороны это, несомненно, статусный аксессуар, который невозможно спрятать. Наоборот, он должен привлекать к себе максимум внимания на улице. А с другой стороны, это устройство переносное и функциональное.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост
Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост
Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост

Первый Walkman. Снова свой ход делает компания SONY.

1 июля 1979 года она устраивает настоящий переворот в кассетной индустрии: в этот день на рынке начались массовые продажи первого кассетного стереоплейера класса Walkman. Все «карманные» модели, известные до этого момента, являлись, скорее, диктофонами и высоким качеством воспроизведения не отличались. Модель Walkman TPS-L2 являлась портативным стереоустройством и имела размер чуть больше самой кассеты, что по тем временам было весьма инновационным решением. Она имела выход на две пары наушников, а также встроенный микрофон, который позволял обоим слушателям общаться друг с другом во время прослушивания. И хотя игрушка была недешевой – 33 тысячи японских иен, ее продажи исчислялись десятками тысяч. Впоследствии Walkman переживет десятки инкарнаций, станет частью музыкальной культуры.

Разбирая старые завалы. Или внезапная экскурсия в историю компакт-кассет. Музыка, История, Аудиокниги, Длиннопост
К 1980 году разрыв в качестве звучания между виниловой пластинкой, катушкой и компакт-кассетой сократился до уровня, удовлетворяющего подавляющее большинство слушателей, тем более, что средняя стоимость кассеты была заметно ниже цены винила. Поэтому на 80-е годы пришёлся бум кассетной индустрии.


Ну и конечно же, нельзя не сказать о том, что 1982 год

стал историческим в жизни каждого меломана в СССР. В магазинах по всей стране в свободной продаже появились аудиокассеты ведущих мировых производителей, и более того, последних моделей. Еще годом раньше подобное казалось совершенно немыслимым. В течение нескольких лет кассеты BASF LH-Extra I, JVC Dynarec F1, TDK D, Denon DX1, Sony (CHF и EF), Agfa Fe-I и Maxell LN продавались по госцене 8 руб. за 60-минутную и 9 руб. за 90-минутную.


1984 год.

Продажи записанных аудиокассет впервые превысили продажи виниловых пластинок. А катушечные системы уже практически вытеснены с потребительского рынка.


1988 год.

Наступление цифрового формата и все увеличивающиеся продажи компакт-дисков в странах Запада. Начало медленного спада продаж аудиокассет. В продукции некоторых производителей уже чувствуется явная экономия на разработке дизайна и вообще какая-то обреченность. Но качество лент пока остается на высоком уровне.


1990 год.

На рынке появляются ленты с металлическим покрытием класса Hi-end. Sony выпустила новую версию топовой Metal Master, Maxell представила премиумную модель Metal Vertex, компания That's отметилась Suono, а фирма TDK продолжила потрясать качеством уже известной модели MA-XG. Еще никогда качество звучания аудиокассет не было настолько высоким.

Ну а далее производство аудиокассет практически полностью вытесняется компакт-дисками. Уже к 2001-му году доля аудиокассет в общей продаже музыкальной продукции составляет лишь 4 %. На рынке остаются всего несколько производителей: Sony, Maxell, TDK, SKC. Модельные ряды сокращены, качество некоторых выпускаемых аудиокассет (Maxell UR, TDK FE) заметно снижено - до уровня, который, по мнению производителей, должен удовлетворять непритязательный вкус небольшого количества оставшихся пользователей данной продукции.

Ну в целом вот и всё :) Для сбора, компоновки информации и картинок использовались википедия, пяток сайтов от ценителей этого дела и сайт музея Филипса.