Работы Николая Ге (1831-1894)
Н. Н. Ге — выдающийся живописец второй половины XIX столетия. Главное место в его творчестве занимала евангельская тема. Однако многие работы художника неоднозначно воспринимались современниками из-за особенностей трактовки сюжетов, что часто шло в разрез с евангельским повествованием. По меткому выражению А. Н. Бенуа, в произведениях Ге «выразилось особое, очень “русское” отношение к Евангелию — как к проповеди исключительно духовной красоты, с намеренным оттеснением внешнего безобразия… Эти произведения неоспоримо обладают серьезными и редкими качествами: они — яркие, совершенно особенные слова, дышащие горячей искренностью и благородной убежденностью». Важное место в своих картинах Ге отводил нравственной, дидактической стороне, из-за чего стиль художника иногда определяют как «философский реализм». Отличительной особенностью его полотен является темный сумрачный колорит с контрастными свето-теневыми эффектами, выразительность образов, часто натуралистичных, намеренно преувеличенных и иногда отталкивающих.
Ге был одним из лучших портретистов своего времени, умевших тонко передать психологические качества своих моделей. Обращался к технике офорта.
Портрет девочки в красном платке, до 1859
Мост в Вико(этюд), 1858
Портрет Н. И. Петрункевич, 1892-1893
Портрет Николая Ге, внука художника, 1889
Портрет Я. П. Меркулова, 1855
Портрет жены художника А. П. Ге, 1858
Портрет мальчика-украинца, 1880-е
Портрет писательницы и общественной деятельницы Е. О. Лихачевой, 1892
Портрет Шестовой с дочерью, 1859
Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы, 1874
Распятие, 1894 (местонахождение неизвестно)
Вестники Воскресения, 1867
Мальчики у берега моря (этюд), 1868
Вблизи Неаполя, 1860-е
Масса-Каррара. Погрузка мрамора, 1868
Портрет М. Л. Толстой, дочери писателя, 1891
Дубы и платаны. Фраскати, конец 1850-х
Закат на море в Ливорно (этюд), 1862
Голова еврея, 1850-1860
Совесть. Иуда, 1891
Лейла и Хаджи Абрек, 1852
Вид из Сан-Теренцо на Леричи ночью (этюд), 1862-1864
В Гефсиманском саду, 1869-1880
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы), 1856