Путешествие в музыковедение. Часть 4, Shoegazing
После успешной сдачи самого, как нам говорили, сложного зачета я очень долгое время находилась в некоторой фрустрации. Это было одновременно круто, потому что очень малая доля студентов старших курсов сдали его, и одновременно грустно, от того, что столько было нервов потрачено на зачет. В общем, после того, как до меня дошла мысль о том, что его сдала, я и вспомнила про этот жанр, ключевая особенность которого таится в названии.
Термин был придуман журналистами британской музыкальной прессы NME и Melody Maker и описывал стиль поведения музыкантов во время живых выступлений, что изначально было чем-то вроде насмешки над нехаризматичными музыкантами, которые не устраивали красочных шоу, а наоборот вели себя отстранённо, пассивно и апатично.
Они были сосредоточены на своей музыке и в течение всего выступления могли простоять на одном месте, уставившись взглядом куда-то в пол, это и создавало впечатление разглядывания собственных ботинок.(англ. shoegazing (shoegaze) — уставившийся на ботинки; от англ. shoe — ботинок и gaze — пристально смотреть, вглядываться)
На самом же деле музыканты смотрели вовсе не на ботинки, их внимание было поглощено многочисленными гитарными «примочками», которые интенсивно использовались, так как музыка шугейзеров была довольно экспериментальной и переполнена всевозможными звуковыми эффектами. Именно поэтому шугейз характеризовался не только визуальной манерой держаться на сцене, но и определённым звучанием, в основе которого лежал гитарный нойз с элементами дрим-попа.
Звук был всецело громким и жёстким, с обилием эха, длинными гудящими риффами, волнами искажения и каскадами фидбэка, что создавало так называемую стену звука, в которой утопал вокал и мелодия. Множество гитарных партий накладывались одна на другую, что создавало эффект синтезаторного звучания, в котором практически невозможно было различить какие-либо инструменты.
My Bloody Valentine - Only Shallow
Основным лейблом по продвижению нового стиля в Британии стал Creation Records во главе с Аланом Макги. Кроме Великобритании, шугейзинг нигде особо не прижился (кроме Японии), а в середине 1990-х стал исчезать и в Британии, уступая американскому гранжу и английскому брит-попу. Но в последнее время интерес к жанру возрождается с новой силой, как на родине, так и в США — многие группы используют модные шугейзерные эффекты в своей музыке, даже ветераны My Bloody Valentine объединились вновь в 2008 году для серии концертов и записи нового альбома.
The Verve - Lucky Man
Шугейз – жанр музыки, точного описания которому найдено не будет. Для того, чтобы понимать примерно, о чем идет речь, можно представить далекую песню, слова которой не разберешь, слышимую за окном в комнате на окраине города, где сидишь один в пятницу вечером.
Гармония вперемешку с шумом - вот что определяет собой шугейз.
Получается, что шугейзером можно обозвать каждого, кто нагружает свою музыку гитарным «шумом»? Да, а иногда и тех, кто этого не делает. Направление распространилось на множество жанров: таких, как тягучий романтический дрим-поп или туманный хмурый пост-рок. Сюда же относятся композиции в стиле психоделический рок, нойз или дроун. Самые известными стали такие команды, как Cocteau Twins, Slowdive или My Bloody Valentine, чей альбом «Isn’t Anything», выпущенный в 1988 выступил своеобразной точкой отсчета эпохи музыки для меланхоликов и романтиков.
Slowdive - Machine Gun
Равномерный шум заполняет все комнатное пространство, помогает заснуть, мягко и тепло накрывает «одеялом» из звуков ностальгических, немного грустных, напоминающих о чем-то, что было давно.
Echodrone - All Cats Are Grey (Cure Cover)
Вот типичный антураж шугейзера:
Многие связывают зарождение жанра с первой записью My Bloody Valentine, датированной годом ранее, но она была оценена настолько низко, что прошла, в общем-то, незамеченной. Другое дело - Spacemen 3, которые сочинили мощнейший гимн "Rollercoaster", представленный на альбоме, кстати, в двух версиях - альбомной (длящейся более 17 минут) и сингловой.
Spacemen 3 - Revolution
Однако, каждый первопроходец пользуется находками других жанров. Так, в творчестве Spacemen 3 можно найти отсылки к раннему Брайану Ино, Can и Red Krayola, но, в гораздой большей степени, слышится влияние Suicide (среди прочего - закольцованные риффы, грубовато-отстранённый вокал). При этом, творчество Spacemen 3 - неповторимый продукт, оцененный, естественно, позднее - когда уже шугейз набрал обороты, а на последних альбомах коллектив и вовсе зазвучал весьма понятно, с уклоном, уже в большей степени, в дрим-поп (см. Reccuring). Сейчас находками Spacemen 3 активно пользуются гипногоджик-исполнители, те же Sun Araw.
Going Blank Again - пожалуй, идеальная атмосфера для шугейзового альбома. Медленные композиции вплетаются в весьма жёсткие, а заканчивается всё безумной красоты "OX4", давшей, впоследствие, название живой записи, которая была приурочена к реюниону группы в 2001 году (на этом концерте они исполнили все свои лучшие вещи). Для ознакомления всё же стоит порекомендовать крепкую "Leave Them All Behind", открывающую альбом:
Ride - Leave Them All Behind
Ride - это четверо симпатичных парней, познакомившихся в Оксфордшире. Лучшим их альбомом, вроде бы, считается дебютник Nowhere, сразу же погружающий нас в мягкую атмосферу своей обложкой (на ней изображены морские волны), однако более интересную концепцию можно разглядеть как раз в Going Blank Again, который в 2001 году был переиздан с дополнительными отличными четырьмя треками, включая десятиминутный инструментальный номер "Grasshopper", поражающий своей уверенностью и монолитностью.
Можно как угодно относиться к новой волне шугейза. Некоторые даже окрестили её пост-шугейзом. Хотя говорить так не совсем корректно, ведь никакого разделения не было и шугейз никуда не девался. Да, он пережил спад в конце 90-х и начале 00-х, но в 1997 году прогремел альбом Spiritualized - Ladies and Gentelman, We Are Floating In Space, который, хоть и относится в качестве среднего арифметического к space pop, но стержнем там является шугейзовая составляющая. К тому же, группа Air Formation, плывущая на гребне новой волны, образовалась в 1998 году. На мой взгляд, можно говорить о новой волне популярности, но не снабжать и без того расплывчатый термин приставкой "пост-"
Airiel - Thinktank
Наиболее интересно в этой волне звучит группа Airiel, имеющая очень бодрый, порой даже сбивающий с ног (если пытаешься под них танцевать) звук, чего как раз не хватает многим другим группам, сочиняющих в более меланхоличном ключе. Интересно то, что они американцы. И уж совсем поражает, сколько они готовили свой дебютный альбом: путешествие к нему началось в 1997 году, и, транзитом через пять EP, они добрались до The Battle of Sealand в 2007-м. Единственное, в чём можно упрекнуть группу - это в отсутствии индивидуальности в вокальном плане. Однако, кто этим сейчас не грешит - это раз, ну и за такой звук, думаю, им можно это простить.
И, напоследок, по традиции, хотелось бы сделать в конце подборку чего-нибудь современного. Но сегодня я представлю подборку человека который вовлек меня в этот жанр, дополнив мой плейлист следующими композициями:
Блэкгейз:
Alcest - Sur L'Océan Couleur De Fer
Новая волна:
Nightmare Air - Silver Light
Стонегейз:
True Widow - Jackyl
Дримпоп:
Sonic Youth - 100%
Предыдущие части:
1) County
2) Rockabilly
3) Ambient