Прозрение наступает

Еврооптимизм умер. Умер он в Греции, показав свою несостоятельность. И только в Украине еще бродит призрак еврооптимизма. Его никто не видел, но о нем ходят мифы. Мифы, в которых мы так любим жить.

Некогда ЕС представлялось как содружество государств, живущее одной счастливой европейской семьей. Такой себе образец паневропейской гармонии, пример для всего мира. Однако оказалось, что дружная семья оказалась неспособна выдержать экономический кризис, а также комплекс проблем, присущий каждой из стран ЕС.

И вот произошел давно ожидаемый взрыв – Греция отказалась выполнять условия своих кредиторов из того же ЕС и МВФ (в частности – повысить пенсионный возраст) и перестала выплачивать долги. Фактически, объявлен дефолт. И главное – такую политику власти одобрило 60% греков на референдуме.

Что будет дальше – никто не знает. Одни говорят о том, что Грецию "попросят" из еврозоны. Другие – что действия Греции обвалят экономику еврозоны. Третьи – что Греция может выйти из ЕС.

Впрочем, скорее всего, Европа постарается не упасть лицом в грязь и сохранить хорошую мину при плохой игре. Греции предложат какой-то очередной вариант реструктуризации кредита. Или какой-то иной механизм. Возможно, даже откажутся от требования повысить пенсионный возраст. То есть – Греция останется "балластом" ЕС, который продолжат тянуть на себе. Дабы показать всему миру: проект ЕС продолжает жить.

Однако несколько ключевых тенденций, наметившихся по итогу событий в Греции, уже можно отметить.

Во-первых, вопрос расширения ЕС окончательно закрыт.

Как отметил недавно на круглом столе глава фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко, Украина стучит в наглухо закрытую дверь Европы.

Поэтому необходимо отказаться от необоснованного еврооптимизма и перейти к еврореализму. И понимать: Украина должна строить прагматичные отношения с Европой, без пустых надежд стать членом ЕС.

И общество необходимо приучить к этим мыслям. К слову, по словам Бондаренко, вскоре ряд европейских политиков откроет в Киеве информационный центр, задачей которого будет пояснение украинцам реального положения дел в Европе. И той модели отношений, которую необходимо построить для конструктивного сотрудничества Украины с ЕС.

Возможно, наше общество действительно требует определенного отрезвления от европейских мечтаний. О той доброй Европе, которая даже не собирается отменить нам визы.

Во-вторых, пример Греции показал, до чего страну может довести выполнение ценных рекомендаций МВФ ради получения кредитов.

Для Украины это особенно актуально. Мы уже второй год упрямо идем дорогой Греции, выполняя все рекомендации МВФ. В 7 раз подняты тарифы на газ, "заморожены" зарплаты и пенсии, в три раза девальвировала гривна. Только по официальным данным, инфляция 50%. Однако жить лучше не становится.

При этом аппетиты МВФ продолжают только расти. А ориентированный на Вашингтон премьер Яценюк радостно набирает все больше кабальных условий для страны и простых людей.

Но помогают ли в итоге кредиты МВФ? Думается, пример Греции красноречив.

С одной лишь разницей. Европа все же продолжит помогать Греции. А вот когда Украина загонит себя в дефолт благодаря новой власти, танцующей под дудку МВФ, то нам никто помогать не станет. И бросят нас тонуть самих.

Поскольку Украина – не Греция. И никто нас не считает Европой. Мы просто разменная карта в треугольнике США-ЕС-Россия. И мы должны это понимать. Как бы печально не было…

Дмитрий Корнейчук