9.4. СТАНДАРТНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Угроза минирования судна. При обнаружении на борту судна взрывного устройства или подозрительного предмета, а также при получении предупреждения об угрозе взрыва капитан и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, принимают необходимые меры, адекватные сложившейся ситуации. Капитан при этом полномочен принимать любые решения, направленные на спасение судна, пассажиров и экипажа, сохранение груза. Действия, которые должны быть предприняты при стоянке в порту или на рейде: • записать подробно предупреждение об угрозе взрыва (если оно было) или сообщение об обнаруженном на борту взрывном устройстве или подозрительном предмете. В судовом журнале отражать все мероприятия по обеспечению безопасности до окончания разрешения чрезвычайной ситуации; • объявить общесудовую тревогу, произвести герметизацию корпуса судна, средства борьбы с водой и пожаром привести в немедленную готовность; • оповестить экипаж судна о месте обнаружения взрывного устройства, закрыть доступ к нему и в смежные помещения; • поставить в известность должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, и должностное лицо Компании, ответственное за охрану. Все дальнейшие действия осуществлять в контакте с этими лицами; • аварийную партию привести в готовность №1; • организовать эвакуацию экипажа судна и пассажиров на стенку причала в безопасное место; • перекрыть для доступа водонепроницаемые двери; • не прикасаться к подозрительному предмету и не передвигать его, выставить наблюдение; • сделать подробное описание подозрительного предмета: набросок внешнего вида, приблизительные размеры, наличие отличительных меток, запаха, следов масла, отходящих проводов, слышимых звуков; • обесточить место обнаружения взрывного устройства и смежные помещения, попадающие по расчетам в зону разрушения; • из предполагаемого района разрушения вынести в безопасное мес¬то пенное оборудование, приборы, документы; • назначить проводников из числа членов экипажа для специалистов по разминированию, установить очередность осмотра района обнаружения взрывного устройства специалистами по разминированию; • с окончанием проведения мероприятий по ликвидации угрозы взрыва принять участие в составлении и подписании акта; • привести судно в исходное состояние; • о результатах проведенных мероприятий доложить должностному лицу портового средства, ответственному за охрану, и должностному лицу Компании, ответственному за охрану.
На переходе морем дополнительно необходимо предпринять следующие меры: • коллективные средства спасания привести в готовность к спуску на воду; • организовать эвакуацию экипажа судна и пассажиров в наиболее безопасное место на судне, обеспечив индивидуальными спасательными средствами; • запросить у властей ближайшего порта места безопасной стоянки судна и плавсредства для эвакуации экипажа и пассажиров; • с получением указаний от властей порта или судов изменить курс и следовать в указанную точку.
Угроза минирования портового сооружения. При получении сообщения об обнаружении на территории портового сооружения, взаимодействующего с судном, взрывного устройства или подозрительного предмета и при получении предупреждения об угрозе взрыва капитан и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, принимают необходимые меры, адекватные сложившейся аварийной ситуации. Приведенный ниже перечень и порядок действий никоим образом не ограничивает капитана в принятии иных решений, если он посчитает их более эффективными в конкретных условиях. Действия, которые должны быть предприняты судовым персоналом: • записать подробно предупреждение об угрозе взрыва (если оно было) или сообщение об обнаруженном взрывном устройстве или подозрительном предмете в районе портового сооружения, где судно пришвартовано. В судовом журнале отражать все мероприятия по обеспечению безопасности до окончания разрешения чрезвычайной ситуации; • объявить общесудовую тревогу, произвести герметизацию корпуса судна, средства борьбы с водой и пожаром привести в немедленную готовность; • оповестить экипаж судна о месте обнаружения взрывного устройства; • по согласованию с портом принять решение об отводе судна от причала или оставлении его на месте и эвакуации экипажа; • поддерживать постоянный контакт с должностным лицом портового средства, ответственным за охрану, и должностным лицом Компании, ответственным за охрану. Все дальнейшие действия осуществлять в контакте с этими лицами; • аварийную партию привести в готовность № 1; • перекрыть для доступа водонепроницаемые двери; • с окончанием проведения мероприятий по ликвидации угрозы взрыва принять участие в составлении и подписании акта; • привести судно в исходное состояние; • о результатах проведенных мероприятий доложить должностному лицу портового средства, ответственному за охрану, и должностному лицу Компании, ответственному за охрану.
Примечание. При взрыве взрывного устройства — действовать в соответствии с расписанием по борьбе за живучесть.
Оставление судна. При получении сообщения об угрозе террористического акта или после его свершения, приведшего к необратимым разрушениям судна, капитаном может быть принято решение об оставлении судна. Капитан может принять решение об оставлении судна частью экипажа, незанятого в аварийных партиях и работах по спасанию судна. В зависимости от нахождения судна его оставление может производиться либо непосредственно на причал, либо на другое плавсредство, либо с использованием судовых коллективных средств спасания. Капитан полномочен принимать любые решения, направленные на спасение судна, пассажиров и экипажа, сохранение груза, предотвращение загрязнения окружающей среды. Ниже приведен рекомендуемый порядок действий судового экипажа при необходимости оставления судна в море: • объявить «Шлюпочную тревогу»; • передать сообщение Компании и обратиться за помощью к судам и береговым станциям в соответствии с «Планом действий в аварийных ситуациях»; • действовать в соответствии с процедурой связи ГМССБ; подготовить к спуску спасательные средства с учетом реальных воз¬можностей спуска; • провести дополнительное снабжение спасательных средств одеялами, лекарствами, одеждой, пиротехникой, носимыми УКВ радиостанциями; • проверить наличие всех людей на судне и организовать поиск пропавших; • захватить карты, судовой, машинный и радиожурналы, по возможности — документы и ценности; • действовать в соответствии с Расписанием по тревогам и Руководством по оставлению судна (РД 31.60.25-97); • определить какие механизмы следует оставить работающими после оставления судна. Оказать помощь принятым из воды и нуждаю¬щимся, поддерживать связь между шлюпками с помощью носимой радиостанции, отойти от борта судна.
Ответные меры в случае возможного теракта или подозрительной деятельности на судне или вблизи него. Исходя из рекомендаций международных или национальных документов, можно сформулировать следующие основные мероприятия, которые должны быть проведены на судне: • своевременное обнаружение средств нападения и нападающих; • максимальное затруднение высадки нападающих на судно; • в случае высадки нападающих на судно или обнаружения их на судне — максимальное затруднение возможного установления ими контроля над управлением судна или захвата заложников.
При стоянке судна на якоре или на рейде после получения сообщения о возможном теракте необходимо: • записать подробно предупреждение об угрозе теракта. В судовом журнале отражать все мероприятия по обеспечению безопасности до окончания разрешения чрезвычайной ситуации; • объявить общесудовую тревогу; • задраить и закрыть на замки все помещения на палубах; • создать на судне зоны безопасности, определенные планом охраны судна, и действовать в соответствии с планом; • обеспечить зрительное наблюдение и строгий пропускной режим; • установить связь и взаимодействие с Должностным лицом портового средства, ответственным за охрану, и портовыми властями; • держать каюты членов экипажа и иллюминаторы в каютах постоянно закрытыми; • обеспечить наблюдение за посторонними лицами, находящимися на борту, исключить их свободное переме