Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок
А вот и продолжение темы про пропаганду времен холодной войны. Если не читали статью про западную пропаганду, где она присутствовала даже среди коллекционных карточек и на бумажных полотенцах, то вот ссылка : Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Запад
Хотя после войны еще не чувствовалось идеологическое противостояние с бывшими союзниками. СССР только восстанавливался из руин, именно на это были направлены усилия пропаганды.
Так, на одном из плакатов того времени изображён инженер, рядом с ним строятся дома, а позади – богатырь. И подпись: «Слава русскому народу-народу-богатырю, народу-созидателю!»
Но хотя внутри страны для пропаганды восстановления народного хозяйства, былого величия и истории Росси можно было использовать старые методы, то против идеологических врагов – капитализма и всего западного блока – надо было использовать более жёсткие методы, ведь вчерашние союзники стали врагами, и враги не дремали, используя свою пропаганду и методы против России.
Так, коммунистическая идеология строилась на научности марксизма-ленинизма и идее рабочего класса. Выявлялось отражение мира именно с позиций коммунизма.
Р. Яновский даёт следующее определение политического сознания: «...политическое сознание представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение той или иной социальной группы или отдельного человека к другим общественным группам, классам, нациям, общественному строю и происходящим в нем процессам, политическим партиям, социальным ценностям, традициям и нормам. Фундаментом советского политического сознания служит пролетарская идеология, коммунистическое мировоззрение, выражающее коренные интересы рабочего класса, трудящихся всех стран».[1]
Важным методом советской пропаганды была популярность и доходчивость для населения.
Так, есть простые средства пропаганды – факт, оценка и призыв. Например, во время войны во Вьетнаме американские солдаты издевались над местным жителями и могли сжигать целые деревни.[2] Обнародован факт, далее шла оценка ситуации. Пропаганда транслировала, что социалистические товарищи во Вьетнаме страдали от американского присутствия, особенно страдало мирное население. Был показан знаменитый короткий ролик, как американский солдат убивает вьетнамскую девочку. И прозвучали призывы помочь вьетнамским товарищам и требования о выводе американских войск из Индокитая.
Почтовая марка Демократической республики Вьетнам
Пропаганда полностью переключилась на идейно-воспитательную функцию и политическое просвещение населения. Она формировала мировоззрение масс на происходящее не только внутри страны, но и за рубежом. Использовала любой факт, который можно зачесть в свою пользу и против идеологического врага.
Пропаганда велась в газетах, на радио и телевидении. Также продолжился выпуск плакатов и листовок.
В целом сформировался образ добра и зла, коммунизма и капитализма. Ведь враг был не внутри страны, врагом стало полмира. Так советская пропаганда диктовала нормы социальных привычек, поведение в обществе и на работе, дома или на службе в армии.
Будьте здоровы! / І. Семенов. – М – Л.: «Искусство», 1948.
"Берегите глаза" Леонида Аристова (1958 год).
В основном пропагандистская работа показывала миролюбивый курс СССР, также освещала международное положение – как успехи и неудачи стран народной демократии, так и факты, которые не красят западные государства.
Внутри страны пропаганда участвовала в утверждении коммунистической морали, гуманизма рабочих и крестьян, коллективизма, трудолюбия, патриотизма, необходимости защиты страны и нравственных устоев, самовоспитания, спорта, учёбы и воспитания нового поколения молодёжи.[3]
Евгений Соловьев "Распорядок дня". 1964
Борис Решетников "Пионер без лишних слов малышу помочь готов!" 1960
На международной арене советская пропаганда показывала, как врут политические кандидаты на Западе, как линчуют афроамериканцев в США, сколько бедных и безработных в капиталистических странах, демонстрировала несовершенство их системы, угрозу войны социалистическому блоку, ненависть капиталистов к рабочим, неравномерное распределение труда и унижение женщин.
Страница из книги антизападных карикатур Сергея Михалкова и Марка Абрамова "Они без маски" (1952 г.)
карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».
карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».
Хотя карикатура не изжила себя, она использовалась лишь для эмоционального усиления пропаганды.
Так, например, говорилось, что американские власти фиктивно говорят о мире, когда строят базы в Западной Европе. При этом статья подкреплялась карикатурой, где нарисовано, как генерал устанавливает американский флажок на территории Западной Европы, где будет база, а из его заднего кармана вещает пропагандист: «Мир, оборона, разоружение», сверху него написано «фраза», а под генералом: «и… базы»
Также использовалось апеллирование (обращение) к авторитету – письма к президенту США или послания от лица мировых сообществ либо СМИ.