Проходим Большой порог на Подкаменной Тунгуске. Буксир и Сухогруз идут в связке. 3 тысячи лошадей - река закипает
Предыдущая часть рассказа тут. Поднялись по Подкаменной Тунгуске на 300 километров от устья . Очередная остановка. Сухогрузы сбрасывают якоря и глушат двигатели. Впереди Большой порог. Его нельзя проходить ночью, опасно. Самостоятельно подняться в него с грузом мы тоже не можем, хотя сухогруз нашей модели имеет самые мощные двигатель в серии - две штуки по 550 л/с. Поэтому до рассвета будем стоять.
Чуть позже подходят и другие сухогрузы - "Кострома", "Караганда", "Талнах". А вот буксиры, которые должны проводить суда придут только к рассвету.
Механизм прохода порогов такой: буксиры-толкачи поднимают на порогах свои баржи, ставят их на якорь, затем возвращается и протаскивают все остальные самоходки. Когда всех провели - догоняют караван на следующем пороге, и там все повторяется.
Нашу сухогруз держится в лидерах, обгоняет нас только танкер Александр Печеник. Это хорошо, значит утром нас поведут в числе первых.
Виды на фото стали теплее, но это обманчивое впечатление. Ветер попрежнему холодный. На палубу лишний раз не хочется выходить. В лесу лежит снег, а на березах даже не видно пробившихся листиков. Но за счет большего количества елей виды немного летние. Это 24 мая.
Ночь чистая и холодная.
Утром просыпаюсь от гула двигателей. Наш корабль снимается с якоря. Беру камеру и спешу в рубку. Ночью пришли буксиры и с рассветом начинают переводить сухогрузы через Большой порог. Спереди подходит буксир "Капитан Угрюмов" и кидает нам трос.
В такой связке мы будем двигаться следующие несколько часов.
Большой Порог на Подкаменной является самым сложным участком для судоходства на отрезке устье - пос.Байкит. Река в районе порога протекает в глубоком каньоне. Ширина русла уменьшается, а скорость течения достигает 14-16 км/ч. Даже визуально можно увидеть перепад уровня воды.
В связке начинаем движение и стараемся держаться ближе к берегу. Здесь еще как-то можно двигаться, в центре течение такое, что даже на буксире в четыре двигателя идти не получится.
Но при поворотах реки приходится переходить от одного берега к другому и пересекать центр. В этот момент ощущаешь всю мощь воды. Большие тягачи и сухогрузы под напорот течения бросает на волнах, как будто бумажные кораблики.
Река кипит.
Корабли жмутся к суше, и кажется, что можно сесть на мель. Но эхолот показывает глубину в 15 метров. Скалы или отвалы курумника в этом месте уходят в воду под очень крутым углом.
Отрезок меньше десяти километров мы идем четыре часа.
На Большом пороге на Подкаменной Тунгуске хорошо ощущаешь всю мощь реки. Преодоление таких порогов требует от капитанов особого мастерства. Это испытание и для механиков - моторы работают на максимуме почти на всем подъеме. Говорят, Подкаменная дает очень много опыта, после можно по всему енисейскому бассейну спокойно ходить.
Время спокойствия. После порога Подкаменная Тунгуска временно успокаивается, течет тихо и размеренно. Водная гладь, как в озере.
Обратите внимание на берега. Как круто они уходят в воду. Ощущение, что река срезала края сопок.
И это не единичные горы - такая береговая линия почти на всем протяжении реки до пос.Байкит.
Здесь на лодке высадиться некуда, что же говорить о деревнях и поселках. Такой рельеф делает невозможным и перемещение по суше. Передвигаться в этик краях можно только по воде или по воздуху.
Продолжение следует
Все посты по путешествию по Подкаменной будут в этой подборке у меня на странице. Или подписывайтесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить.
Россия | Фотогалерея
7.4K постов7.4K подписчиков