Про Таню
Все имена в этой истории реальные, но т.к. история про школьников нужно понимать, что в девяти из десяти случаев обращение именно по фамилии (советская школа, отформатированные дети), которые естественно приводить не буду, а заменять выдуманными не хочу.
Время действия 10 класс. Предпоследний учебный год в школе. Возраст основных участников 15 лет. История начинается 23 февраля, но для максимально ясного понимания мотиваций героев нужны будут ретроспективные вставки.
Итак, 23 февраля. Кульминацией положенной торжественной части является вручение мальчикам символических подарков в комплекте с поздравительной открыткой и целомудренным поцелуем в щечку. «Дамы выбирают кавалеров!». Интрига. Меня в тот раз поздравила девочка Лена. И если в прошлые годы «дамский выбор» был не более чем поводом для похихикать, то в 15 лет уже не до шуток. В 15 лет подобный выбор что-то да значит.
Здесь нужна первая ретроспектива. Заключается она в том, что у нас практиковалась варварская процедура ежечетвертной смены локации учеников в классе. Проще: в начале каждой четверти классный руководитель нас тасовал как пятнашки, пере рассаживал по классу. И в 6 классе на первую четверть мне в соседки по парте досталась именно девочка Лена. Девочка Лена признанная красавица, прилежная отличница и вообще классная девчонка. Мне учиться было легко, единственный предмет, по которому у меня ни разу не было пятерки за год это русский язык. Русская литература: стихи, сочинения, изложения на 7 с плюсом, но меня всегда бесило заучивать ничем не обоснованные, не логичные, бессмысленные правила русского языка (откуда там, где имеется в виду «без смысла» появляется двойное «с»?). Не знаю, на что рассчитывал классный руководитель, но соседство отличницы и отличника (почти) вылилось в форменный беспредел. Это был дикий квест: не теряя качество усвоения материала и выполнения заданий, на всех уроках зловещим шепотом постоянно обсуждать всех и все происходящее в классе и давиться от еле сдерживаемого хохота. Что характерно, происходило это только во время урока, на перемене или вне школы это ни во что не выливалось. Наверно нам просто было скучно на уроке. Разумеется, регулярно прилетали последние китайские предупреждения и угрозы «рассадить эту парочку», но мы нашли, как нам сначала показалось, способ хакнуть систему. На парте среди черновиков лежит лист и передача информации происходит не вербальным, а эпистолярным способом. Мы с девочкой Леной изобрели первый чат. Так образом нам удалось вдвое снизить уровень шума, но как можно молча ржать на бумаге, мы придумать не смогли. Итог: на вторую четверть нас рассадили. Причем, повторюсь, ни во что большее это не выливалось. До 23 февраля в 10 классе. Ретроспектива закончилась.
Разумеется, как порядочный человек я должен был отреагировать на произошедшее, потому немедленно стал вынашивать относительно Лены коварные планы на 8 марта. Но! Не суждено. Сопливая февральско-мартовская погода, а также сочетание слабоумия и отваги привели к тому, что куртуазный мачо провел 8 марта дома с температурой и философскими мыслями о капризной судьбе своей несчастной судьбинушке… Однако! У меня был план Б! А также твердое намерение вывести свои взаимоотношения с противоположным полом на качественно новый уровень. Строго говоря, это даже не был запасной вариант, а скорей логичное продолжение того, что я предполагал на 8 марта. Суть в том (и здесь вводится новый персонаж в повествование), что через неделю после 8 марта был день рождения девочки Оксаны, которая сыграла пусть и второстепенную, но вполне ответственную роль в дальнейших событиях.
Когда закончился мой больничный, придя в класс, я сразу же в обязательном порядке был нашпигован всеми новостями, слухами и сплетнями по поводу того, что происходило за время моего отсутствия. Свежие уши это же так здорово!) Среди всего прочего был приглашен Ксюхой на днюху, но самым горячим оказалось то, что называет «пришла беда, откуда не ждали» иначе говоря «пи…ц подкрался незаметно…». Оказалось, что наиболее значимым событием прошедшего 8 марта оказался эпизод, суть которого сводилась к якобы имевшему место поцелую Лены и Вадика за школой. Их якобы видели «Маша-Даша-Глаша» из «соседнего двора-параллельного класса-окна-угла-бинокля и все такое». Соответственно, это не просто факт, а именно «так оно и было на самом деле». Сплетня на редкость вонючая, ибо такого просто не могло быть. Лена и Вадик? Нет. Это разные касты. Гусь свинье не товарищ, параллельные прямые не пересекаются, масло с водой смешать невозможно.
И здесь у нас необходима вторая ретроспектива. Нужно объяснить кто такой Вадик. Он никакой. В футбол с нами он не играл. Учеба балансировала между тройкой и тройкой. Анекдотов не знал, на бокс не ходил, короче, Вадик он ни о чем. Но, тем не менее, персонаж знаменитый. И здесь нужно ввести в повествование ещё одного героя. Точнее героиню. Знакомьтесь, Надежда Васильевна! Надежда Васильевна учительница английского языка. Надежда Васильевна молода (примерно лет 25), не опытна, дико в себе не уверена и потому преувеличено строга и нервозна. И вот 7 класс, урок английского, почти тишина, мы пытаемся переводить какой-то текст, и в тишине внезапно раздается звонкий истерический возглас Надежды Васильевны: «Вадик, хватит свои козявки жрать!». Аплодисментов она не сорвала, мы даже не заржали… По своим ощущениям помню, что больше всего в этой фразе меня шокировало именно слово «жрать» из уст учительницы. Видимо, целый урок наблюдать непотребное оказалось выше её сил. За Вадиком такое замечалось, но в виду скучности персонажа его даже травить было не интересно. Гореть вам в аду Надежда Васильевна, ибо после этого наверно только ленивый не добавил к его фамилии сакраментальное про «жрать». А фамилия, знаете ли, может прозвучать в любой момент и на любом уроке. Ох, Надежда Васильевна, нельзя так делать, не профессионально, совсем.
Теперь представьте абсурдность сплетни про «признанную красавицу, прилежную отличницу и вообще классную девчонку» Лену и… эээ.. Вадика. Но, как известно, толпа любит жареное, джина из бутылки уже выпустили и чтобы запихнуть его обратно понадобиться какое-то время. А тут ещё происходит эпизод в котором у Лены с парты падает ручка, а этот сука Вадик проходя мимо, вместе общепринятого пинка по ручке с тем чтобы она под общий хохот ушелестела в другой конец класса и по фиг на красавицу-отличницу, алягер ком алягеро, традиции нарушать нельзя (ну диковатые мы были, хоть и отформатированные).… так этот муфлон берет ручку, подымает и кладет Лене на парту. Ну какие ещё нужны доказательства?! Все ж очевидно! Урод, бл…
Т.е. мой план Б, как минимум откладывается на неопределенное время. Не сейчас. Должно остыть. Я живу в коллективе и не могу не принимать во внимание общественное мнение и политическую конъюнктуру текущего момента.
Пребывая в мрачных размышлениях о выборе между всечь Вадику (за что?) или насрать на общественно мнение и все таки проводить Лену после Ксюхиной днюхи домой, и пригласить её на воскресенье в кино (на это, а также мороженое-газировку была специально отложена определенная сумма) я получаю ещё одну, как сказал бы голос Копеляна за кадром, информацию к размышлению. В пятницу Оксана уточняет, ты завтра будешь? Буду ли я? А куда мне деваться то, мы уже на подарок скинулись. Буду. Хоть тортика жахну за твое здоровье. А она между делом добавляет «а то Таня про тебя спрашивала…»
Я не буду делать вставку про Таню. Тут все про Таню. По сути, все предыдущее было своего рода вставкой в рассказе про Таню. Скажу лишь, что на тот момент Таня для меня была как некий «закрытый клуб». Жила она в другом микрорайоне, минутах в 20 пешком от нашего. В классе мы с ней контактировала на уровне «есть терка?», «дай линейку» и не более. При том, что она была вполне легкой в общении девчонкой, мне она казалось какой-то загадочной и неприступной, общения как такового не было. С Леной они всю школу подружки. Причем подружки-подружки. Не разлей вода. Внешне абсолютные противоположности. Если Лена чистый славянский типаж, русые волосы, серые глаза, то Таня чисто южный, смуглая кареглазая брюнетка. Если Лена это звезда балета, вселенная крутится вокруг неё и всеобщее внимание Лене, то Таня это загадочная улыбка с которой она снисходительно (?) наблюдает за блеском своей подружки. Про Таню я могу говорить бесконечно, но на тот момент я совершенно себе не представлял что такое на самом деле Таня.
Потому ксюхину фразу тупо пропустил мимо ушей. Что Таня, у меня тут план Б пошел по п...де, экзистенциальный кризис, знаете ли, а вы тут… Таня
К Оксане домой мы приперлись как в футбол играли, «великолепная пятерка и вратарь», всем привет, «Ксюха с днюхой! Держи подарок!» (светильник в виде пингвина, нищеброды, блин) и все такое. Барышни уже собрались, надо же навести марафет, негоже в столь ответственный момент предстать перед кавалерами в пуховике и шапке. Если мы мачо, то они прынцесы, не иначе) Я же в целом пребывал в довольно мрачном расположении духа. Пока не увидел Таню. Школьный дресс код строгий. Длина юбки регламентирована. Придешь с распущенными волосами, тебе найдут резинку, соберешь с хвост. Джинсы? Пойдешь домой переодеваться. Соответственно, выгулять свои наряды можно только в неформальной обстановке.
На Тане джинсовая прямая юбка совершенно не школьной длины, плюс что-то вроде белой рубашки навыпуск и джинсовая жилетка. И волосы естественно распущены :) Увидел и залип.
Как в мультике
Дальше для меня все происходящее было только фоном для Тани. Но «все происходящее» не желало быть безучастным фоном, он настоятельно желало происходить! И происходило. Пока я под влиянием новой входящей информации растерянно пересматривал свои жизненные приоритеты, раздается звонок. Именинница со словами «это мама» бежит открывать дверь. Мы несколько напряглись, ибо мама на этот вечер не входила в меню. Оксана по пути добавляет «она торт принесла, потом уйдет». А ну это годится. Мама пришла это фиаско, мама и тортик, и потом уйдет это правильный выбор. Движ продолжается! В это время к нам в зал заглядывает… нет, не мама, парень лет 20, мне даже показалось, что он немного пригнулся чтобы не зацепить головой дверной проем. Естественно, наступает тишина, а молодой человек изрекает короткое «Тань..» и делает небрежно-повелительное движение головой, на что Таня реагирует мгновенно и молча выскакивает из комнаты. Все продолжают, как ни в чем не бывало, тусоваться, а у меня в голове наступает пустыня, где унылый ветер гонит пыль и несет мерзкое перекати-поле. Затем в этой пустыне начинает звучать: «Да что же это такое происходит?.. Жизнь боль! Бабы дуры… Где я так накосячил?» Ведь очевидно же у неё есть парень, причем не сопливый мачо, а реальный умудренный опытом 20-ти летний ветеран. Мозг судорожно пытается выключить питание с тем, чтобы больше никогда не включиться. Я же про неё за пределами школы ничего не знаю! Моя неокрепшая психика отказывает дальше формироваться. Положенный по возрасту гормональный взрыв грозит оказаться забавным детским пшиком.
Но это самое «все происходящее» в этот вечер было не унять, оно было явно в ударе и продолжило происходить. Второй звонок! В дверь. Ксюха в коридор, пауза, входит мама.
Мама: Здравствуйте, ребята!
Ребята хором (советская школа, отформатированные дети): Здравствуйте, (совершенно не помню имя-отчество)!
Мама: Таня, а я твоего брата сейчас встретила.
Таня: да он заходил, я ему ключи отдала.
Мама: Оксана, а что ж ты не пригласила за стол.
Оксана: я пригласила, он отказался.
Бла-бла-бла…
Я (мысленно, на выдохе): БРАТА...
Если в начале вечера Таню я видел как яркий цветной объект на блеклом черно-белом фоне, а после появления «ветерана» она для меня как будто надела шапку-невидимку, то после «брата» она не просто вернулась в комнату, а засветилась ярким сиянием. Я готов был расцеловать ксюхину маму! Тогда впервые в жизни я испытал чувство, когда тебе пофиг всё. Ну совершенно. Нет никаких «maybe, possibly, perhaps». Нет ничего…
Скорее всего, я встал, и подошел к Тане, и пригласил её танцевать, но я не уверен. Возможно, я телепортировался со своей стороны стола в центр комнаты, параллельно усилием мысли телепортировав туда же Таню. Хотя почему я помню, как она улыбнулась когда я сказал «Пойдем танцевать»? Скорее всего потому что кроме её улыбки я больше ничего из того вечера не помню. Наверно все-таки телепортировался…
Оговорюсь, что я и «танцевать» вещи не совместившиеся до сих пор. Но в тот вечер я танцевал. А Таня улыбалась. Наверно, никто бы не смог сдержать хохот улыбку от моих танцев, но это не имело значения. Имела значение только Танина улыбка. Которую я видел даже в темноте, когда пошел её провожать. Хотя какая темнота, она же светилась) И пригласил в кино Таню, а не Лену (вы считаете меня легкомысленным?). И она согласилась. И, уж простите мне эти сопли в сахаре, но в тот вечер я впервые целовался с девочкой)
Про Таню я могу рассказывать бесконечно, хотя длилось это всего полгода. Началось в марте, а закончилось в августе, когда они продали квартиру и переехали на ПМЖ в Москву. Таня мне об этом сказала ещё тогда в марте, но я ухватился за прозвучавшее «наверно» и продолжил парить в метре от земли. Её папа врач, и их переезд был связан с его работой. Папа русский, мама армянка, это от неё у Тани южные черты. Брат Тимур, оказался отличным парнем. Когда в июне нужно было готовиться экзамену (был какой-то предмет, который не входил в программу 11 класса, но оценка шла в аттестат, совершенно не помню какой) я случайно встретил Тимура на улице и он очень по-мужски как со взрослым со мной поговорил о том, что вам надо готовиться к экзамену, а ты же понимаешь, ты Таню позовешь гулять, она все бросит и побежит. Сказано было настолько дипломатично, что я конечно нахмурил брови, расправил плечи и пообещал, что проконтролирую ситуацию))) Это, кстати, был для меня один из примеров, как можно грамотно раскладывать ситуацию, не прибегая к силовому воздействию или угрозе его применения.
Ну, а Таня… У меня не сохранилась её фотография, четверть века прошло, где-то в переездах потерялась, а в школьном альбоме её нет потому что они уехали перед выпускным классом. Какое-то время назад в интернете попалась эта картинка.
Если бы мне сказали, что это Таня 25 лет назад послужила моделью, я бы поверил. Очень похожа.
Наверно самое удивительное это её характер. Веселая, смешливая, но внутренне очень спокойная. Не холодная, просто какое-то теплое и глубокое спокойствие. И смелая. До городского водохранилища пешком минут 40. Дорога, в том числе, лежит через темный лес посадку и… кладбище) Можно вокруг, но это часа полтора. Однажды вечером мы с Таней взяли и пошли купаться. В темноте. И она не боялась. А на обратном пути начался ливень, и это была большая удача. Благодаря тому, что мы пришли насквозь мокрые и по уши грязные нас не спалили её родители. Гулять на каникулах до ночи это ничего, под дождь попали, ну всякое бывает, лето, не страшно. А вот «потащить девочку» через кладбище купаться ночью в темноте… Это залёт, боец! Её бы со мной больше не отпустили в принципе. Хотя я не знаю, кто бы мог куда-нибудь «потащить» Таню против её воли. Танино «нет» было спокойное, негромкое, безапелляционное и бриллиантовое по чистоте и твердости. Впервые я с ним ознакомился на дискотеке, когда к нам на полуспущенных подвалило туловище с сакраментальным «а можно с твоей девушкой потанцевать?». Танино «нет» выстрелило как боксерский хук. Не глядя, на звук. И, несмотря на явное нарушение этикета, которое могло спровоцировать международный конфликт (сэры чинно беседуют, а тут тёлка вмешивается), но это не про Таню. Она не тёлка.
Полгода я летал, а когда Таня уехала, приземлился и дальше пошел пешком. Без особого понимания куда и главное зачем? Какой смысл? Тупой прикол. Зачем мне куда-то идти, если Таня уехала? Смысл мне вообще где-то быть? Без Тани. И нет никакого плана Б…
Ещё раз простите за сопли в сахаре. Про Таню я могу рассказывать бесконечно…
Наверно потому что никогда никому не рассказывал. Про Таню