179

Про лифты

Вдогонку поста https://pikabu.ru/story/lift_i_ego_sistema_bezopasnosti_5907921и немного подробнее. Много букв!

Для начала немного истории развития лифтов.

Подъемные устройства люди придумывали давно, но особенное развитие лифты получили после того, как Элайша Грейвс Отис изобрел ловители, т.е. устройство удерживающее кабину в шахте при обрыве тяговых тросов. После чего, собственно, и начался бурный рост небоскребов в Нью-Йорке.

Выше нарисованы кинематические схемы лифтов, т.е. общий принцип действия. 1 - это кабина, соединенная тросами с противовесом (4), 3 - это схематично изображенный канатоведущий шкив, который вращаясь электродвигателем в одну или другую сторону поднимает или опускает кабину (соответственно опускает или поднимает противовес). Кабина и противовес ездят между двух тавровых (Т-образных) рельс каждый. Эти рельсы называют направляющие кабины (противовеса), которые, собственно и направляют кабину, не дают ей раскачиваться и служат для удержания кабины (в некоторых моделях лифтов и противовеса) при превышении скорости движения кабины (обрыве тяговых тросов). Наиболее распространены в зданиях кинематические схемы "в" и "г". Это в общем, теперь о безопасности.

Наиболее часто задаваемые мне вопросы от жильцов - "А лифт может оборваться?" и "А почему лифт так плохо работает?"

"Оборваться" лифт не может, это если коротко.

Объясню почему.

Кабина связана с противовесом (в пассажирских лифтах) минимум тремя десятимиллиметровыми стальными тросами (в грузовых лифтах 6). Где-то в техдокументации мелькала цифра об усилии на разрыв ОДНОГО троса 42 тонны (для гуманитариев - 42 000 килограмм), но найти не могу, придется верить на слово (в этих ваших интернетах цифры только в богомерзких килоджоулях на мм квадратный). Обычная кабина весит приблизительно килограмм 350 + противовес 550 (это все приблизительно). Для обобщения, пускай тонну (ОДНУ!). Итого три троса*42000 кг = 126 000 (это усилие на разрыв) таскают одну(!) тысячу кг груза. Если вдруг(!) оборвался (или растянулся) хотя бы один из тяговых тросов - сработает специальный контакт блокировки, который остановит лифт. Если вдруг (!) завелся диверсант, который решил специально обрезать тяговые троса, то при падении кабины сработает еще одно защитное устройство - ограничитель скорости (ОС). (если диверсант такой умный, чтобы обрезать еще и трос ОС, то ему проще скинуть на голову кому-нибудь кирпич)

ОС работает так: кулачки (на схеме обрисованы красным) вращаются вместе со шкивом ОС (9) и отрегулированы так, что при нормальной скорости не цепляются за выступы (отмечены зеленым), но при превышении скорости движения они разводятся центробежной силой, цепляются за выступы и стопорят шкив, через который перекинут еще один трос, связанный уже с кабиной. При срабатывании ОС, этот трос вытаскивает клинья, которые и стопорят кабину на направляющих

Зеленый пунктир - это направляющая, 3 и 4 сами клинья. На этой картинке изображены двустронние ловители, т.е те, которые стопорят кабину и при превышении скорости вниз и вверх.

(вот почему не стоит прыгать в кабине при движении вниз).

Кроме этого в лифте предусмотрена куча дополнительных блокировочных устройств, но это уже детали.

Теперь ко второму вопросу - "А почему лифт так плохо работает?".

На него есть ровно два ответа: если лифт новый, то - "потому что монтажники раздолбаи", "Ну вы же понимаете, он новый, пока приработается...", а если лифт старый: "потому что механики раздолбаи" "Ну вы же понимаете, сколько ему лет, он уже свое выработал...".

Как вы уже догадались, это ответы для того, чтобы отвязаться от неудобных жильцов  вопросов. На самом деле работа лифта, как правило, напрямую связана с квалификацией обслуживающих электромехаников.

Во время прочтения моего поста возникает вполне резонный вопрос - " А что будет, если не сработает то, или вот это?". Не знаю, как в других странах, но как работают лифтовые службы Беларуси расскажу.

Каждый(!) лифт закреплен за определенным электромехаником, который прошел обучение и имеет диплом государственного образца, и этот механик отвечает за этот лифт головой. Ответственность за ЧП на "подопечном" лифте - вплоть до уголовной. Определенные районы города обслуживают определенные бригады механиков. По нормам, каждый лифт один раз в месяц должен пройти месячное техобслуживание (осмотрен механиком по определенному протоколу), о чем делается запись в журнале проведения ТО, а один раз в год лифт осматривается инспектором ПромНадзора и выдается разрешение на его эксплуатацию. Кроме того, при обоснованной жалобе жильцов, при пятикратном выезде в месяц на один лифт аварийной службы (в нерабочее время обслуживающих механиков) приезжает комплексная проверка инспекторов, которые осматривают не только лифт на который поступила жалоба, но и несколько лифтов (выборочно), как правило тех, на которых было больше всего заявок в диспетчерской службе. Так быть...должно. В большинстве случаев так оно и есть, но "человеческий фактор" никто не отменял. И на самом деле плохая работа лифта связана как раз-таки с низкой квалификацией обслуживающих механиков. А низкая она потому, что зарплаты снижаются, квалифицированные механики уходят на другие менее ответственные и более высокооплачиваемые места, и работают молодые механики без должного опыта (да и желания работать вообще).

Как-то вот так. Спасибо за внимание. Если есть вопросы - задавайте в комментариях, если будет интересно, могу написать еще один пост интересующим деталям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

А чем может объясняться мучительно низкая скорость работы лифта? Довелось пожить в доме с лифтом Щербинского завода (к первому слову впереди была приписана буква "у", и я с этим был согласен). Даже на мой четвертый этаж он забирался очень долго, а до двенадцатого ехать было просто целую вечность.

Это такие характеристики модели, и с ними ничего не поделать, или мог быть чей-то косяк?

раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Судя по тому, что вы описали, скорее всего да - такая конструктивная скорость, скорее всего 0.63 м/с
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У товарища дома лифт долго на кнопку реагирует, дому 10 лет, многоэтажка в Москве. Секунд по 5 точно задержка. Самый медленный лифт что я видел

раскрыть ветку (2)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ущербинский по умолчанию 6 секунд двери открывает. Там аж 3 толчка: приехал на этаж, зафиксировал остановку, открыл двери. Самые охуенные лифты - с кнопками управления на выносном пульте, когда едешь в полусобранной кабине или на крыше лифта и переключаешь "погонялкой" с 2 кнопками ("вверх" и "вниз", без всяких мозгов - тупо движется, пока жмешь кнопку).

0
Автор поста оценил этот комментарий
Можно дать заявку обслуживающим механикам, чтобы они отрегулировали время закрытия дверей
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Скорость можно отрегулировать, "электробабу" - отключить. На стандартных настройках лифт-"тормоз", ибо положено так. Регулировка есть и для скорости движения, и скорости открытия дверей, и для громкости "пизделки". Как объяснял знакомый монтажник лифтов, нужно собрание жильцов и вынесение решения этого собрания - тогда по решению отработают механики-наладчики, и отрегулируют настройки каждого лифта. Собственно, так в нашем подъезде в лифте были отключены звуковые оповещения (жильцы постановили, что дохуя орет по ночам) и увеличена скорость движения кабины (тут уж я постарался по инструкции от механиков, благо - допуск в машинные помещения лифтов имею по долгу работы).

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Это только на новых лифтах с частотным преобразователем
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ущербинские с частотником лет 7 точно идут.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку