Про Чулпан, чёрный свет и отменённый спектакль

Мне очень сложно писать про Чулпан Хаматову. Она - вне всякого сомнения, одна из лучших актрис, с которыми я работал. При этом она обладает поистине выдающимися пробивными способностями. Работая в "Современнике", я сравнивал её с танком. У которого есть броня, пушка, пулемёт, динамическая защита и группа поддержки в виде пехоты)

По поводу её личных качеств. В театре, сами понимаете, всегда и про всех ходит огромное количество слухов и историй. Довольно мало из них были комплиментарны Чулпан. Приводить я их, естественно, не буду, ибо пруфов нет и не предвидится, а если люди, в них упомянутые, предпочитают молчать, то и мне другого не остаётся. Однако, есть известная история, бурно обсуждавшаяся в прессе. Про то, как Чулпан, сказавшаяся больной, попросила у Волчек тайм-аут на пол-года, а сама при этом преспокойно репетировала и играла в Театре Наций. Эта история замечательно ложится на образ, полученный из тех самых слухов и историй.

Расскажу пару эпизодов, связанных лично со мной.

В "Современнике" проходила презентация  клипа Дианы Арбениной с Хаматовой в главной роли. На малой сцене мы поставили переносной экран и проектор.  Светили обратной проекцией, т.е. с обратной стороны экрана на просвет. Репетируем. Чулпан берёт на себя функции режиссёра (в скобках замечу, что в такой ситуации это - абсолютно нормально).

В профессиональных проекторах есть специальный механизм - шторка (шатр), полностью перекрывающий свет от ламп проектора. Ведь, если этого не сделать, свет всё равно будет проходить через матрицу или DLP-чип. А это неприемлемо в случае, когда  используется полное затемнение (зтм),  что бывает  в театре сплошь и рядом. Так вот. Проигрываю клип, сразу после этого закрываю шатр.

- Мне нужно полное зтм! - голос Чулпан

- Я закрыл шатр, от меня света нет!

Пауза

- А посветите чёрным светом!

- Что, простите???

- Ну, чёрным светом посветите!

- Это как?

- Вы не понимаете?

Объясняю, что лампа - это источник света и даже после прохождения его через чёрную матрицу всё равно будет свет. Чувствую, что не убедил. Открываю и закрываю шатр несколько раз, поясняю каждое своё действие. С явным недоверием, Чулпан принимает законы физики))

Презентация проходит штатно.

Засветку давала, по-моему, незакрытая дверь) 

Второй, очень болезненный для меня эпизод.

Из-за ремонта на основной сцене "Современника" репертуар с неё мы играли на другой площадке - во "Дворце на Яузе". При этом, малая сцена продолжала работать в прежнем режиме. Соответственно, часть оборудования приходилось держать в одном месте, а часть - в другом. При этом, постоянно перевозя что-то с места на место.

Спектакль "Скрытая перспектива". Играем во Дворце на Яузе. Надо сказать, что этот спектакль был очень сложен технически. И настройка видеопроекции на нём всегда приходилась на самый конец монтировки. Т.е. после монтов, электронщиков и осветителей.

Мне нужно было свести в одну картинку с двух проекторов. Буквально за час до пуска зрителей выясняется, что видеоразветвитель сдох. Т. е. картинку на два проектора отправить невозможно. Только на один - по выбору) Запасной есть, но он - на другой площадке, метнуться туда-обратно времени нет. По согласованию со вторым режиссёром (режиссёр спектакля из Израиля и живёт там) получаю добро на показ с одного проектора. Площадь картинки уменьшается процентов на тридцать. Но все изображения прекрасно видны и различимы. На этом спектакле мы давали либо крупный текст, либо фото, никакого взаимодействия актёров с проекцией не было.

Приходит Чулпан, просит показать проекцию (ей уже доложили) и... Отказывается играть спектакль! Аргументация: "Мы - "Современник", мы не можем себе позволить играть спектакль, в котором что-то не так!"

Спектакль отменяют. Зрителей, уже находящихся в фойе отправляют по домам.

Не умаляя своей вины (она велика, бесспорно), хочу обратить внимание, насколько по-разному действовали Хабенский Про Хабенского и гастроли в Киеве и Хаматова в кризисных ситуациях. И там и там случилось событие, как говорят в театре, "влияющее на художественную ценность спектакля". Но Хабенский сделал всё от него зависящее, чтобы спектакль состоялся, а Чулпан просто слила воду((

Чулпан Хаматова уехала из России. Судя по её заявлениям, возвращаться обратно не собирается. Безусловно, она - блестящая актриса. С её выдающимися пробивными талантами я уверен: без куска хлеба с маслом она не останется)