Про 1000 самолётов
На пресс-конференции Путин заявил про план выпустить 1000 самолётов. Давайте посмотрим откуда эта цифра взялась и насколько это возможно в реальности.
Сразу оговорюсь, что в данном посте под словом "самолёт" подразумевается пассажирский самолёт для коммерческих перевозок. Боевая и специальная авиация на затрагивается.
Цифру 1000 президент взял не с потолка. В стране принята "Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года" (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 11.03.2023 № 563-р, от 22.08.2023 № 2259-р), в которой есть вот такая таблица
Как видим - действительно 1000 гражданских пассажирских самолётов к концу 2030 года должно быть сделано. Давайте пройдём по списку. Этот текст не о том хорошие наши самолёты или плохие. Это попытка скомпилировать именно состояние производства на данный момент.
Открывает список SSJ-NEW. Это старый добрый сухой суперджет (который теперь уже не сухой, но правительство почему-то использует старое название), в котором все импортные системы (в том числе двигатели) заменили на отечественные.
Но систем этих столько, что фактически разрабатывается новый самолёт в знакомой оболочке. Отсюда и длительные сроки разработки. По таблице поставки должны быть уже в 2023 году, но на данный момент самолёт с двигателем ПД-8 ещё даже ни разу не взлетал, первый полёт планируется в 2024 году (пруф: https://ria.ru/20231113/sj-100-1909113707.html ).
От первого полёта нового самолёта до поставок самолёта в авиакомпанию путь неблизкий. Оригинальный ссж прошёл этот путь за 3 года (первый полёт май 2008, первый коммерческий рейс в Армавиа апрель 2011). Если всё пойдёт хорошо, то первые поставки я бы ожидал в 2026/2027 году, а полноценные серийные (с постепенным разгоном до 20 самолётов в год) начиная с 2028. Итого ~30-40 самолётов к концу 2030 (они понадобятся для замещения выбывающих суперджетов с французскими двигателями).
Второй по порядку, но первый по значимости для страны - МС-21, наш ответ самым массовым самолётам в мире - Боингу 737 и Эйрбасу 320. Многострадальный проект, которому санкции сначала подрезали композитные крылья (их санкционировали в 2019), а в 2022 году и всё остальное импортное. В результате самолёт находится в состоянии "почти готов" уже 5 лет, а многие шутят, что "до полёта МС-21 с пассажирами всегда ровно год".
Большой плюс по сравнению с SSJ-NEW в том, что первый полёт с отечественным двигателем ПД-14 был ещё в 2020 году и с тех пор двигатель немало налетал. Сейчас производитель готовится к последнему рывку - готовит самолёты в финальной спецификации уже со всеми отечественными системами, которые будут проходить окончательные сертификационные испытания ( пруф: https://aviation21.ru/pervyj-ms-21-310rus-vzletit-v-i-kvarta... ). Завершить испытания планируется к концу 2024 года, а в 2025 - первые поставки в авиакомпании, после чего можно начинать разгонять серию и к концу 2030 получить 50-100 самолётов в эксплуатации.
Два вышеописанных проекта можно назвать "понятными". В том плане, что понятно где их будут делать (заводы в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре уже готовы), как их будут делать, разработка и испытания активно освещаются в СМИ, ведутся испытательные полёты, авиакомпании заинтересованы в этих самолётах, особенно конечно МС-21. А вот далее начинается территория, где "призрачно всё".
Ту-214 - ещё один конкурент 737/320 и заодно конкурент МС-21 в борьбе за бюджетное финансирование. Самолёт с советскими корнями (первый полёт ещё в 1989 году), который никто не собирался массово производить, но тут случилась СВО и лоббисты Татарстана (самолёт производится на заводе в Казани) грамотно подсуетились: типа зачем вы ждёте этот непонятный МС-21, лучше дайте нам денег, ведь у нас есть Ту-214, который давно освоен и его можно начать делать вот прямо сейчас.
Видимо примерно так и появилось это обещание сдать 3 новых Ту-214 в 2023 году, которое мы видим в таблице. Татары добились своего - самолёт включили в программу, деньги выделили. И тут ВНЕЗАПНО выяснилось, что "самолёт делали 15 лет назад" и "делать самолёт сегодня" - это 2 большие разницы. В 2008-2011 годах в Казани действительно было некоторое подобие серии, когда за 4 года сделали 26 самолётов. Но эти времена давно прошли, производство свернули, а все последние годы делали по 1 самолёту в год для спецзаказчиков (СЛО и Минобороны).
Теперь для выполнения обещаний на казанском авиазаводе срочно строят новые цеха (https://ria.ru/20231109/tu-214-1908454962.html), а всё что есть по части самолётов - это 1 самолёт из доСВО задела, который "находится в высокой степени готовности" (https://www.business-gazeta.ru/article/615782). Естественно ни о каких 7 самолётах в 2024 году и речи быть не может.
Поскольку бюрократы никогда не признают своих ошибок, то какое-то количество Ту-214 всё же произведут. Мой прогноз - не более 20 к концу 2030 года. Кому из авиакомпаний такой счастье достанется - большой вопрос.
Большой дальнемагистральный Ил-96-300 завершает парад реактивной авиации. По производству нет никаких информации. Ни заказов, ни самолётов в производстве. Почему в программу вошёл самолёт с маркировкой именно 96-300 - тоже загадка.
1 ноября этого первый раз подняли в воздух опытный Ил-96-400М (более крупная версия, чем 96-300), который строили последние 5 лет, и который в теории может стать флагманом российской авиации для рейсов типа Москва-Владивосток или Санкт-Петербург--Петропавловск-Камчатский. С того момента полная тишина по самолёту. Вероятно в кабинетах решается вопрос надо ли его производить. Создание производства большого самолёта займёт много времени и будет очень дорого стоить. Если завтра решат "делаем", то как раз наверное к 2030 году первый коммерческий и будет готов. Так что извините, но прогноз - 0.
Опытный Ил-114-300 (ненастоящий). Это ташкентский самолёт 1994 года выпуска, который в 2020 модернизировали до прототипа Ил-114-300. Полноценный образец нового самолёта пока не летал.
Ил-114-300 - винтовой региональный самолёт для замены эксплуатирующихся в российских авиакомпаниях ATR-42/72 и DHC-8. Эта программа на сегодняшний день поставлена на паузу из-за катастрофы в испытательном полёте Ил-112, на котором стоял такой же двигатель ТВ7-117-СТ. Сроки доведения до ума двигателя совершенно непонятны, но Минпромторг уже передвинул планируемые поставки Ил-114 на 2026 год (https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/102582/)
Двигатели ТВ7 изготавливает компания ОДК-Климов, которая на текущий момент загружена примерно на 146% - это единственный в стране изготовитель вертолётных двигателей. Ми-8, Ми-17, Ми-28, Ка-52 - в сердце всего этого Климов. Поэтому конечно вопрос модернизации и освоения новых самолётных гражданских двигателей там далеко не на первых ролях. Никто не будет сегодня ставить под угрозу гособоронзаказ.
Изготавливать самолёт планируют на авиазаводе в Луховицах (филиал РСК МиГ), который пассажирские самолёты ранее никогда не делал, что порождает некоторые сомнения в запуске серии. Вопросы вызывает спрос на тип: сейчас в России в эксплуатации около 25 аналогичных самолётов. И вроде хватает. Зачем авиакомпаниям вместо 25 самолётов 70? Куда они на них будут летать и кто за это будет платить? Мой прогноз до 2030 года - от 0 до 15 самолётов.
ТВРС-44 "Ладога" - средний винтовой "везделёт" на замену Ан-24/Ан-26, которые до сих пор незаменимы в некоторых местах нашей родины. А самому молодому из них уже за 50. Замена Ан-24 нужна уже очень давно, Ладога - очередная попытка её создать. На текущий момент самолёта нет. Вот совсем нет - засветилась только очень небольшая секция фюзеляжа (вот здесь на видео с 10-й секунды vk.com/video-4598690_456239086 ).
При этом УЗГА (создатель/производитель) самолёта бьёт себя пяткой в грудь и говорит, что чуть ли не завтра (в следующем году) полетим (https://russian.rt.com/russia/article/1183044-ladoga-tvrs-sa...). Звучит крайне бредово, если учесть, что у них нет не только самолёта, но и двигателя - на Ладоге планируется использовать тот самый ТВ7-117-СТ (пусть и в дефорсированном варианте) от перегруженного завода Климова, что и на Ил-114.
Не знаю получится ли у них что-то, но хотелось бы, чтобы получилось. Я летал на Ан-24 и мне не слишком понравилось. Оптимистично предположим поставки в 2027 году и 0-30 самолётов к 2030 году.
ЛМС-901 "Байкал" - опять же очередная попытка создать замену советской классике, на этот раз Ан-2. Самолёт уже готов - первый полёт в 2022 году, но с импортными двигателем, с которым в серию он по понятным причинам пойти не может.
Отечественный двигатель ВК-800СМ ожидается где-то в районе 2025 года (https://aviation21.ru/dvigatel-vk-800sm-planiruetsya-sertifi...), примерно тогда же хотят построить новый сборочный завод (https://aviation21.ru/zavod-v-komsomolske-na-amure-po-vypusk...) рядом с заводом по производству суперджетов.
Дальше всё упрётся в спрос. Самолёт получается недешёвый - 200 млн рублей (https://www.aex.ru/news/2023/11/22/264395/), а вмещает при этом 9 человек. Понятное дело, что такое возможно только с государственными субсидиями. Но мы будем оптимистами и будет ждать к 2030 году 100 штук.
Ну и наконец моя любимая строка в этой табличке. Л-410. Самолёт вроде хороший, но проблема в том, что он чешский и с американскими двигателями. В табличку он попал как отечественный потому что финальная сборка проводилась в Екатеринбурге на площадке УЗГА. Но с началом СВО это по понятным причинам стало невозможно. Импортозаместить Л-410 невозможно, поскольку это будет означать разработку самолёта с нуля, а цепляться за конструкцию шестидесятых годов прошлого века нет никакого смысла. Но в программе самолёт остался. Как и почему - большой вопрос. Очевидно, что до 2030 года будет выпущено 0.
Итог.
По моим оптимистичным подсчётам к 2030 году в авиакомпании могут поставить 40 SSJ-NEW, 100 МС-21, 20 Ту-214, 15 Ил-114-300, 30 ТВРС-44 Ладога и 100 Байкалов. Итого получается ~300 машин, что меньше 1000, но значительно больше, чем ничего. При этом иномарки всё равно продолжат возить большую часть пассажиров - 160 реактивных самолётов это меньше половины от ~500 иномарок, которые сейчас в эксплуатации.
Если же говорить о текущем статусе программы, то в 2023 году поставлено 0 самолётов вместо 5 (Л-410 не считаю), а в 2024 я ожидаю поставку 1 Ту-214 вместо заявленных 35 самолётов. Реально же значимые поставки отечественных самолётов (чтобы вы могли случайно на нём оказаться) начнутся не раньше 2026 года, а вероятнее - где-то в 2028.
Авиация и Техника
11.3K постов18.4K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу