Показалось тут
Ленту все внимательно читают? Не замечали интересной особенности -- если не учитывать всякий серый шум в виде публичных дневников с фоточками, на один пост о чем-то отвлеченном приходится два-три с осуждением чего-нибудь в той или иной форме.
Веганы возмущены мясоедами, агностики троллят веганов, рабы осуждают чужих хозяев, сознательные граждане фотожабят какую-нибудь свою актуальную повестку.
Прогрессивные люди выводят на чистую воду мизогинов и абьюзеров-хуемразей, менеджеры среднего звена угорают с тупых телок, родители возмущены субкультурными дуростями детей, подростающее поколение крысится на тупых старперов... Даже платные мурзилки говномечут во все стороны сразу, меняя только вектор согласно актуальной повестке. А уж как не на шутку возбурлила надысь прогрессивная общественность в ответ на предложение одной писательницы "не называть ли менструирующего человека попросту женщиной?" -- просто любо-дорого. Особенно учитывая, что грозили бойкотом, забастовкой и прочим остракизмом как раз те, кто с ее книг, собственно, и кормятся.
Мир сошел с ума -- или всегда таким и был, просто без глобальных соцсетей это не так бросалось в глаза.
Если это вот явление действительно такое массовое, каким сейчас выглядит в этом отдельно взятом уме -- получается, что в осуждении другого у людей прямо органическая какая-то потребность, да же? Не исключено, что там в основе подобного активного неравнодушия -- неважно, к длине чужих юбок или форме усов чужих тараканов -- именно природный нерассуждающий алгоритм и есть. Вроде как обратная сторона медали к безусловно практичному в палеолите внутреннему запрету не выделяться слишком радикально из сплоченного коллектива. Потому, типа, и не надо быть белой вороной, чтоб не огрести вот это вот все. Ну, это же общим, вроде, пакетом там прошито: шовинизм к чужакам и активное примыкание к своим на основе каких-нибудь там обонятельных, визуальных или идеологических маркеров? Альтруизм, геноцид и прочие последствия конкуренции генов в генофонде.
А ведь это не просто удивительно заразная, но и жутко усыпительная практика, если подумать.
Пока ясно видишь, насколько не прав какой-нибудь другой, да еще эмоционально подключаешься -- сам-то, конечно, ощущаешься заметно лучше на этом фоне, но ведь ощущаешься именно что другим. Явственно отличным. Разве такое самоопределение через то, что не такое, как надо -- не капсулирует дополнительно в своей и без того излишне герметичной личной истории?
И вот подумалось тут на тему противоядия.
Когда эта волна возмущения там в нейронах в очередное электрическое цунами складывается, в корне у нее что? Неприятие для себя же, так? На месте этого урода я бы точно так не воровал, не насиловал гусят, не врал бы так нагло в глаза своим избирателям, не мучил бы котенка, не изменял бы, не красил волосы в такую нереальную дичь (и вообще бы так не стригся), не сыпал бы всем яд в компот или хотя бы не делал этого так топорно -- и так далее и так далее.
А ведь если немного, совсем чуть-чуть подумать -- на этом самом НА МЕСТЕ ДРУГОГО именно так бы каждый себя и вел. До малейших нюансов причем, полностью таким же образом мотивировался бы, выглядел, самопонимался и действовал.
Потому что на месте другого именно этим другим и был бы. Ну, если по-настоящему, да же?
Получается, это возмущение чем-то нехорошим вокруг, которым, как состоянием или, скорее, привычным модусом восприятия, можно не на шутку увлечься, -- это что-то вроде такого непрерывного самоподзатыльника. Автонаказание воображаемого себя в чужой шкуре, только спроецированное наружу -- но пылающее-то при этом в собственной голове, м?
Как-то не особо рационально выглядит, с таким пониманием, -- искренне негодовать по поводу посторонних несовершенств.
Помимо понимания, есть еще и несложная практика. Можно даже чередовать, по обстановке.
Практика такая: как только в очередной раз затянуло вот это мысленное представление себя на месте другого, со всеми вытекающими, -- перевести внимание со всех этих реакций на то, что заставляет считать себя находящимся НА СВОЕМ месте. Возможно, помимо многолетней привычки, никаких реальных причин оставаться в нем и нет -- но это надо проверять.
Например, попробовав не вставать на это привычное "свое место" -- просто оставаясь, сколько получится, там, где ничего своего нет вообще.
Впрочем, это не только для оперативного исцеления возмущения полезно.
Ну, вы в курсе.
Так сказать, ом.