Почему Джон Уэйн никогда не работал с Клинтом Иствудом?

В эфире рубрика «Вопросы, которые вы не собирались задавать».

Почему Джон Уэйн никогда не работал с Клинтом Иствудом? Фильмы, История кино, Вестерн, Клинт иствуд, Джон Уэйн

Казалось бы, и Уэйн, и Иствуд сделали себе имя в вестернах, но так ни разу и не пересеклись на экране. Частично (по крайней мере, для Джона Уэйна) проблема заключалась в том, что Уэйн и Иствуд представляли собой на экране две разные эры жанра вестерна. Уэйн стал одной из главных звёзд вестернов в 1940-1950-х годах и был совсем не восторге от того, каким Дикий Запад показывали фильмы с Иствудом: Уэйн считал их слишком мрачными и суровыми по сравнению с теми героическими историями ковбоев, которые как раз и принесли ему известность.


Через пару лет после того, как Джон Уэйн получил свой единственный «Оскар» за «Железную хватку» (True Grit), к нему обратился режиссёр Ларри Коэн, предложив сняться в вестерне с Клинтом Иствудом. Фильм носил рабочее (и несколько символичное) название Hostiles («Враги» или, если угодно, «Недруги» (хм…)) и рассказывал о молодом картёжнике (Иствуд), который выигрывает землю у пожилого землевладельца (Уэйн).


Однако Уэйн отказался — потому что ему не понравился сценарий, то, как в нём показан Дикий Запад, то, как вообще играет Клинт Иствуд, ваша розовая кофточка и ваш микрофон (извините, вырвалось). Более того, Уэйн написал Иствуду письмо, где раскритиковал не только сценарий, но и его свежую режиссёрскую работу — «Бродяга с высокогорных равнин» (High Plains Drifter).

По словам Уэйна, этот фильм был не о первопроходцах Дикого Запада. А Иствуд этого и не отрицал. В книге Ride, Boldly Ride: The Evolution of the American Western он рассказывал: «Я осознал, что мы из двух разных поколений, и [Уэйн] просто не понял бы, что именно я делаю. [Фильм] представлял собой басню, выдумку, а ни в коем случае не отражение тягот бытия пионеров освоения Запада».


Как бы то ни было, Иствуд ничего не ответил Уэйну, а Hostiles так никогда и не увидели свет. High Plains Drifter тоже хитом не стал, однако помог Иствуду сформировать свой стиль как режиссёру после дебютного «Сыграй мне перед смертью/Поставь мне Misty» (Play Misty For Me).


Интересно, как оценил бы Уэйн карьерные достижения (и пять «Оскаров») Иствуда сегодня. Но мы этого уже никогда не узнаем.