Пистолет, созданный художником: Agner M80
Часто люди приходят в историю огнестрельного оружия "со стороны", не имея какого-либо специального образования, а иногда и вовсе будучи на первый взгляд "стопроцентными гуманитариями". Пример - история датчанина Бента Агнера Нильсена (1925-2011), который был не кем иным, как художником с соответствующим образованием.
Впрочем, огнестрельным оружием он начал увлекаться еще во времена немецкой оккупации Дании, не забросив увлечение и в 1950-е, когда учился в "Академии свободного и коммерческого искусства" (Akademiet for fri og merkantil kunst), и когда после этого создавал дизайн небезызвестных моделей автомобилей Tekno.
Далее смесь увлечения и профессии привели его к многочисленным работам по гравировке пистолетов и револьверов - ну, а созданием оружия он начал заниматься, судя по всему, в 1972 году. Конкретно спортивный пистолет стал его основной идеей в 1978.
Одна из работ Нильсена
Готовой конструкция была к 1980 году, так что название М80 объясняется очень просто. Перфекционизм автора проявился во многом: это был не просто высококлассный целевой пистолет из нержавеющей стали, но и учитывающий малейшие потребности стрелков-спортсменов: так, в нем была изначально предусмотрена возможность использования в тренировках холощением без ускоренного износа УСМ или необходимости в использовании фальшпатронов для сохранения ресурса ударника.
Детали пистолета изготавливались методом точного литья из легированной ниобием стали 17-4 PH на заводе Bulten-Kanthal в шведском Халльстахаммаре, и на ранних пистолетах в критически важных точках дополнительно напаивались твердосплавные вставки - в дальнейшем необходимость в них была опровергнута, поскольку для пистолета в калибре .22 LR механических свойств самой стали хватало с огромным запасом.
Сборка же пистолета производилась в Дании, на предприятии, основанном партнером Нильсена - архитектором Торбеном Саксхёем, Saxhøj Products. Впрочем, нельзя сказать, что это партнерство было особо успешным, если учесть, что немалую долю работы по подгонке заготовок и сборке приходилось брать на себя самому Нильсену - отсюда и малое количество выпущенного оружия, ранняя "версия 1" шла с серийными номерами от 20 до 189, "версия 2" - от 190 до 345 (первые 20 номеров были заняты пистолетами-прототипами).
В результате споров сборка переносится на Guldmann Aps - фирму не менее "левую", занимавшуюся, вообще-то, рыболовным снаряжением, и все так же неспособную "осилить" крупную серию. В результате, несмотря на очень хороший прием пистолета стрелками-спортсменами и рекламу в профильной прессе от родной Дании до США, Нильсен так и не смог организовать сколько-то крупную сборку. В дальнейшем же ему и вовсе пришлось отойти от дел, когда после двух инсультов у него перестала действовать левая рука.
Впрочем, вернемся к пистолету (точнее, пистолетам, поскольку даже при наличии "двух поколений" и в пределах одного автор постоянно вносил корректировки, страдая явным перфекционизмом). 150-миллиметровый лейнированный ствол здесь неподвижно фиксировался в рамке задним упором и передней муфтой, одновременно служившей основанием мушки. Целик также был неподвижен, будучи жестко закрепленнным на задней части рамки - все это в совокупности обеспечивало пистолету высокую кучность стрельбы. Затвор из-за этого пришлось сделать "рамочным", облегающим ствол только по бокам.
Курок пистолета взводился большим пальцем, выступая не сзади рамки, а сбоку (соответственно, пистолет делался либо "под правшу", либо "под левшу").
Ударно-спусковой механизм регулировался полностью - по усилию (от 500 граммов), ходу, начальному положению спускового крючка.
Характерный поворотный "ключ" между спуском и накладкой рукояти был не только предохранителем, но и на самом деле ключом: будучи повернутым до упора в положение "О" и извлеченным, он не давал ни стрелять из пистолета, ни разбирать его. И он же служил при нажатии кнопкой сброса магазина, что и объясняет его такое расположение.
На рамке под стволом были просверлены два отверстия для крепления утяжелителей, если не хватало передней муфты, которая сама по себе смещала баланс вперед.
В принципе, пистолет вполне мог претендовать на спортивные лавры - но, увы, мало быть художником и конструктором, нужно еще крепко "дружить" с производством и коммерцией. А вот с этим как раз и вышел полный швах, усугубленный перфекционизмом Нильсена - большой объем ручной доводки деталей плюс постоянная (пускай и малая) их модернизация еще и лишили пистолет нормальной взаимозаменяемости запчастей.
Попытка упростить конструкцию, давшая в итоге пистолет Agner&Sander M5, была еще более провальной: хотя детали пистолета и делались с точностью подчас "в сотку", из "сырого" состояния (мелкие поломки, склонность к отстрелу всего магазина очередью) он так и не вышел, ибо выпущено М5 было всего 50 штук (серийные номера от 101 до 150): даже на "установочную серию" не тянет. Тут конструктора снова подвели партнеры: завод Sanders Maskinfabrik банально отдал производство части заказанных деталей "на сторону", и субподрядчик просто-напросто не выдержал нужную точность, в результате чего Нильсену пришлось в очередной раз вручную пытаться все это соединить в одно целое.
Оружейная лига
5.7K постов23.2K подписчиков
Правила сообщества
Запрещено:
- Посты, не относящиеся к оружейной тематике
- Посты, имеющие целью обсуждение политической, религиозной или другой новостной повестки, не касающейся оружия напрямую
- Оскорбления других людей или компаний
- Заведомо ложные или непроверенные сведения, подаваемые как правда.