Первый реактивный таран

Первый реактивный таран Первый реактивный таран, 1973, Елисеев, Подвиг, Длиннопост
28 ноября 1973 года пилот истребителя МиГ-21СМ Г.Н.Елисеев ценой собственной жизни уничтожил самолет, нарушивший воздушную границу СССР. Это был первый в истории таран с применением реактивного самолета. Имя героя навечно занесено в списки воинской части, где он совершил подвиг, а эскадрилья получила название «Елисеевской».
Первый реактивный таран Первый реактивный таран, 1973, Елисеев, Подвиг, Длиннопост
Первый реактивный таран Первый реактивный таран, 1973, Елисеев, Подвиг, Длиннопост
Первый реактивный таран Первый реактивный таран, 1973, Елисеев, Подвиг, Длиннопост

Подвиг капитана Елисеева


Геннадий Николаевич Елисеев родился в 1937 году в Сталинграде. В 1959 году окончил Батайское военное авиационное училище. Проходил службу в различных строевых авиационных частях. Последнее место – гарнизон в районе грузинского города Вазиани, где Елисеев в звании капитана служил заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа.


28 ноября 1973 года капитан Елисеев нес дежурство на аэродроме. В 12 час 20 мин было получено сообщение о том, что в районе Муганской долины (Азербайджан) на территорию Советского Союза вторгся самолет-разведчик RF-4C «Фантом» ВВС Ирана. Получив приказ с командного пункта, Елисеев взлетел на истребителе МиГ-21СМ для перехвата самолёта-нарушителя.


Советский истребитель настиг «Фантом», когда тот был уже недалеко от границы. Получив команду на уничтожение цели, он выпустил две пары ракет «воздух-воздух» Р-3. RF-4C отстрелил тепловые ловушки, и ракеты прошли мимо. Применять пушку было рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, и стрельба не гарантировала поражение иранского самолета американского производства. Кстати, это была спарка, и в кабине вместе с иранским пилотом майором Шокуния находился американский полковник Джон Сондерс. Самолет выполнял разведывательное задание.


С земли поступила команда: «Пресечь полет противника любой ценой!». Елисеев ответил: «Понял, выполняю». Это были его последние слова.


Сблизившись с «Фантомом», МиГ нанес удар крылом по его хвостовому оперению. «Иранец» потерял управление, его экипаж успел катапультироваться и был задержан пограничниками.


МиГ же управление не потерял и начал плавно снижаться. Пилот на связь не выходил. И вскоре самолет врезался в гору. Согласно наиболее правдоподобной версии, во время тарана Елисеев ударился головой о стекло и потерял сознание. Именно это и привело к его гибели. Произошло это в 13 час 15 мин.


Капитану Геннадию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Первый реактивный таран Первый реактивный таран, 1973, Елисеев, Подвиг, Длиннопост

Судьба противника


Кстати, на сайте в британском домене, посвященном «Фантомам» в ВВС Ирана, удалось отыскать следы сбитых иранского майора и американского полковника. Любопытно, что авторы сайта по поводу исследуемого нами инцидента заявляют, что существуют слухи о том, что полет был разведывательным, но они не находят подтверждения. Словно речь идет о легкой прогулке на самолете, но он в действительности был разведывательным (RF-4C).


Майор Шокуния был моложе Елисеева. Он начал летать на авиабазе в Табризе на легком многоцелевом истребителе F-5, массово поставлявшемся США в основном в страны Азии с середины 60-х годов. И летал опять-таки на шпионской модификации – RF-5A. В 1972 году, когда США усилили разведывательную деятельность с территории Ирана, пересел на двухместный RF-4С.


И иранского майора, и американского полковника освободили через 16 дней. Видимо, в этом деле были использованы мощные дипломатические рычаги.


Шокуния продолжил службу. Елисеева он пережил на несколько лет. 27 января 1982 года иранский пилот погиб в бою во время войны с Ираком. Кстати, и на сей раз его сбил тоже МиГ-21. От судьбы не уйдешь.

https://topwar.ru/63786-neizvestnye-fakty-o-pervom-reaktivno...