“Пепси-кола” в СССР
Летом 1959 года в Москве проходила Американская национальная выставка, где чего только не было: и современное искусство, и экраны под потолком, и последние марки автомобилей концернов «Форд» и «Дженерал Моторс», и сельскохозяйственные машины, и новинки электроники и бытовой техники.
Побывал там и Хрущев, который решил лично оценить новейшие достижения капиталистического мира. Во время осмотра экспозиции Никиту Сергеевича угостили пепси-колой, которая в то время в Америке рекламировалась под слоганом «Будь общительным, пей пепси!»
Говорят, Хрущев, отведав заморского напитка, чуть не фыркнул и сказал: мол, ваша пепси гуталином отдает. После такой «оценки качества» Дональду Кендаллу, впоследствии главе «ПепсиКо», понятно, пришлось свернуть удочки, которые он закидывал советскому лидеру на тему того, что и в СССР можно делать пепси не хуже, чем в США.
Более «общительным», вернее, сговорчивым, оказался другой советский лидер – Леонид Ильич Брежнев: в начале 1970-х годов генсек разрешил американцам начать поставки в СССР оборудования и концентрата для производства пепси-колы. Таким образом капиталистам дали добро на то, чтобы те могли начать буквально «заливать» заморским напитком гигантский советский рынок. Взамен компания PepsiCo становилась официальным дистрибьютором «Столичной» водки в Америке, которую, несмотря на все санкции, наша страна довольно успешно экспортировала.
Таким образом, первое в СССР производство пепси-колы открылось в 1974 году в Новороссийске на базе местного пивоваренного завода. В том же году линию по розливу американского напитка советского изготовления посетил «дорогой и уважаемый» Леонид Ильич.
Работники завода встречали генсека с восторгом и радостью. Как, впрочем, и всегда.
Леонида Ильича везде встречали хорошо. Он всех к себе располагал и вообще был обаятельным человеком. Его не боялись, охотно с ним разговаривали. Но главное, что и сам Леонид Ильич очень любил общаться с простыми людьми.
В преддверии московской Олимпиады, в Москве началась массовая продажа напитка в фирменных киосках. От типовых советских ларьков - серых алюминиевых коробок – торговые точки Pepsi отличали яркие цвета, обтекаемые формы и большой логотип на крыше.
В 1982 г. в аппарате ЦК КПСС была подготовлена детальная справка о работе компании «PepsiCo» в Советском Союзе. Согласно документам, в 1973–1981 годах в США было отгружено 1,9 млн. декалитров водки «Столичная» на сумму 25 млн. долларов. В то же время напитка «Пепси-кола» за тот период было выработано 32,3 млн. декалитров и от его продажи было выручено 303,3 млн. рублей, с учетом валютного курса — на 139,3 млн. рублей больше.
Стоила одна бутылка 45 копеек, против 15 копеек за обычный советский лимонад.