Отречься от всего ради одной картины: «Явление Христа народу» Александра Иванова1
Чтобы Вы почувствовали, если бы отдали 20 лет своей жизни на одну картину и в итоге она была бы отвергнута? Ответ на этот вопрос точно знает Александр Иванов, который пол жизни работал на одним полотном — «Явление Христа народу», отказавшись от семьи и став буквально «римским затворником».
Александр Иванов
Александр Андреевич Иванов родился в Санкт-Петербурге в 1806 году. Начал изучать искусство в возрасте 11 лет, позже поступив в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Когда Иванову исполнилось 25 лет, Академия Художеств направила его в Рим для совершенствования своих навыков и техники. Планировалась поездка на 4 года, а растянулась на целых 33. Но результат стоил того!
Иванов — автор целого ряда знаменитых величественных картин. И «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», и «Явление Христа Магдалине», и «Аппиева дорога при закате солнца», и особенно чудесные и познавательные зарисовки из жизни Италии. Но в памяти народа он сохранился как автор «Явления Христа народу».
«Явление Христа народу» — это монументальная (и в смысле масштаба, и в смысле содержания) картина маслом на холсте размером 540 см × 750 см, написанная русским художником Александром Андреевичем Ивановым. Картина была названа им magnum opus (великая работа) и заняла двадцать лет. Сцена разворачивается на берегу реки Иордан и основана на сюжете из первой главы Евангелия от Иоанна (1: 29–31). Иванов считал Евангелие историческим, а не религиозным документом. Это и повлияла на его взгляды о духовном обновлении в исторической судьбе России и выбрал в качестве предмета своей жизненной работы евангельский сюжет.
Слава Иванова неотделима от его великого шедевра, который я сегодня анализирую. К сожалению, изначально его идею мало кто поддержал. Ни отец, посчитавший работу слишком трудоемкой, ни Общество поощрения художников, отказавшееся финансировать работу. Продолжительная работа над одной картиной сделала художником чудаком для одних, безумцем для других и святым для третьих.
Образ жизни художника идеально описал его друг Н.В. Гоголь в своем письме:
«Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы».
Результату, который мы видим сегодня, предшествовала колоссальная подготовительная работа! Картина основана на сотнях исследований, которые он сделал за двадцать лет, многие из которых являются отдельными произведениями и рассматриваются искусствоведами как шедевры.
ОКОЛО 300 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАРИСОВОК ХРАНЯТСЯ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ.
Подготовительные зарисовки раскрывают даже большую выразительность и психологическую глубину, чем сама картина. Художник проводил многие часы в церквях, отслеживая эмоции, жесты, позы молящихся, и затем переводил увиденное на холст. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в этот сокровенный момент и, на мой взгляд, у него это блестяще получилось. Мастеру удалось проработать каждое лицо, каждую эмоцию и каждое движение.
ПЕРСОНАЖИ КАРТИНЫВ центре мы видим отдаленную фигуру Христа на скалистом кургане, приближающемся к народу. Изначально Христос шел к Крестителю, но позже изменил свой путь и направился к фарисеям:
«Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию».
За его спиной прекрасный пейзаж, широкая равнина и горы. Палестинский пейзаж — это на самом деле пустоши в окрестностях Рима, где художник часами писал ландшафт и этюды со своих натурщиков.
Ближайшая к Христу фигура — прообраз близкого друга Иванова, Н. В. Гоголь
Фигура Христа невелика по сравнению с другими, но она обращает на себя внимание своей отделенностью от остальных персонажей и центрированностью. Христос Александра Иванова не является ни Богочеловеком, ни чудотворцем. Неожиданно появившись на далеком холмистом склоне, он спускается в долину реки Иордан, где Иоанн Креститель осуждает зло и несправедливость, свирепствующие в мире (это посыл самого художника).
Кстати, ближайшая к Христу фигура — прообраз близкого друга Иванова, Н. В. Гоголь, который очень трепетно отзывался о полотне художника: «Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление».
Иоанн Креститель
Главной фигурой переднего плана является Иоанн Креститель с его волнистыми черными волосами, одетый в шкуру животного и держащий деревянный крест в левой руке. Он занят своей прямой библейской задачей — крестит группу верующих в Иордане. Иоанн поднимает руки вверх и жестами указывает на приближающуюся одинокую фигуру Христа.
Композиционный центр полотна — мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн — ось композиции, к нему смещается взгляд и затем устремляется за вытянутой рукой — в сторону Спасителя. На переднем плане также расположены несколько мужских фигур, уже ожидающих процесса крещения.
В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал:
«Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».
Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый «сомневающийся».
СТАРИК, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ ВОДЫ — АЛЛЕГОРИЯ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ. А ЮНОША СПРАВА ОТ НЕГО — СИМВОЛ ИЗРАИЛЯ ПОСЛЕ ПРИШЕСТВИЯ МЕССИИ. СПРАВА ОТ ИОАННА — ФАРИСЕИ И КНИЖНИКИ, ДОГМАТИЧЕСКИ ОТВЕРГАЮЩИЕ ПРАВДУ.
11 марта 1861 года в Москве было впервые представлено полотно Иванова. Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Сам художник скончался 3 июля 1858 года, а уже через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу»приобрел император Александр II за 15 тысяч рублей. Уже намного позже картина все-же получила свой заслуженный успех. В рецензиях отмечалось:
«Выставка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» находит большое сочувствие в московской публике».
ПОЧЕМУ ЖЕ ТАКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ ШЕДЕВР ПОЛУЧИЛ ПЕРВОНАЧАЛЬНО НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА?
В то время миром искусства правил академизм, а он предполагает реализм, сухие эмоции, отсутствие лишних жестов, светскость. И в эту самую эпоху появилась легендарная работа Врубеля, которая как пламя горит эмоциями, жестами, богатой символикой.
Главное, что двигало художником — его вера в свою работу.
В своих пейзажных исследованиях Иванов проявил себя как новатор, опередивший своих современников в понимании законов пространства и света. Вполне возможно, именно его опережение и взгляд в будущее привели к некоторому разочарованию и непониманию общества в то время и к абсолютному успеху и признанию сегодня.