Отельеры о законе Хованской (запрет хостелов и гостиниц в многоквартирных домах)
6 марта 2019 года Государственной Думой РФ в третьем чтении принят законопроект «О внесении изменений в ст. 17 жилищного кодекса Российской Федерации», более известный как Закон Хованской, вносящий запрет на оказание гостиничных услуг в многоквартирных домах.
К чему это приведет: в сложное экономическое время по нашим подсчетам только в 20 крупнейших туристических регионах будет потеряно 76 827 рабочих мест в 30 284 объектах, будет нанесен потенциальный экономический ущерб по налоговым отчислениям малыми средствами размещения (МСР) на сотрудников исходя из МРОТ в год: 5 445 538 416 руб., по налоговым отчислениям МСР за предпринимательскую деятельность: 5 058 950 000 руб., по отчислениям НДС (20%) уплачиваемому МСР, как налоговыми агентами системы бронирования Booking.com: 4 977 702 000 руб.
Итого суммарные возможные налоговые потери при закрытии МСР за год в 20 крупнейших регионах составят 15 482 190 416 руб.
А во всех 85 регионах РФ: 17 901 111 986 руб., т.е. почти 18 миллиардов рублей.
Помимо этого тысячи честных предпринимателей разорятся и останутся в долгах, миллионы бюджетных российских туристов останутся без дешевого жилья и откажутся от путешествий по своей стране! Таким образом, лишатся прибыли еще и рестораны, кафе, музеи, концертные залы, а, как следствие, города и регионы лишатся денег в виде налогов не только от хостелов и мини-отелей, которые будут закрыты, но и еще от огромного количества организаций, которые работают в туристической сфере, то есть пострадает вся туристическая отрасль и, как следствие, бюджет страны недополучит десятки миллиардов рублей налогов.
Мы хотим, чтобы наш голос, как граждан России и избирателей, тоже был услышан.
О спекуляциях на эту тему
Мы полностью согласны с утверждением председателя Госдумы Вячеслава Володина о том, что в этой теме надо в конце концов разобраться, так как в ней много наносного.
Защитники запрета выстраивают свою позицию на утверждении, что люди, которые у себя дома ведут себя как люди, и могут жить в многоквартирном доме по соседству с другими людьми, приезжая в другой город настолько меняют свое поведение, что их надо изолировать от других людей. На самом деле ничего подобного не происходит, и большинство людей в другом городе ведет себя точно так же, как и дома, и не мешают соседям.
Никто из сторонников запрета, громогласно заявляя о «тысячах жалоб», на самом деле не анализировал соотношение количества жалоб на малые средства размещения (мини-отели, хостелы) в жилом и в нежилом фонде, соотношение жалоб на цивилизованные МСР в жилом – и на «посуточные» комнаты и квартиры, да и в целом соотношение количества жалоб на квартиры, используемые для временного проживания – и общее количество жалоб на соседей в жилом фонде.
То, что иногда много жалоб на один и тот же адрес, вообще не учитывается, и такая ситуация преподносится не как «много жалоб на одну ночлежку, которую нужно закрыть», а как «массовые жалобы на мини-отели и хостелы».
Согласно официальной статистике в 2018 году Комитет ЖКХ принял 352 обращения по разным темам. Г. П. Хованская часто ссылается на огромное количество обращений к ней. Посудите сами, если всего пришло в комитет 352 обращения по совершенно разным вопросам ЖКХ, то сколько из них - по теме хостелов. И это в нашей стране с населением более 140 млн. человек.
По экспертным оценкам, не более 5% квартир, используемых для МСР, вызывают жалобы со стороны соседей. Вводить из-за этого полный запрет – это все равно, что закрыть все рестораны, потому что условно на 5% из них поступают жалобы. Поэтому – нужно не запрещать, а начинать, наконец-то, четкое и внятное регулирование.
Кроме того, этому законопроекту сейчас 4 года. Сколько бы не старалась Галина Петровна очернить наш бизнес и перед соседями, и перед потребителями – нашими гостями, за четыре года, пока мы ведем борьбу с этим законопроектом на износ, ей этого не удалось. Отрасль существует, развивается, представители отрасли ухаживают за домами, где располагается их мини-гостиницы и хостелы, дружат с соседями, успешно (и ЧМ по футболу 2018 тому доказательство) принимают гостей.
В этой ситуации вдвойне необъяснимо, почему поправки в этот законопроект, внесенные Правительством Российской Федерации, которые так долго и так сложно согласовывались всеми инстанциями, не просто отклонены - они вообще не рассмотрены под надуманным, формальным предлогом.
И почему нельзя, как это предлагается поправками Правительства РФ, предоставить каждому конкретному дому самому решить - разрешить в их доме мини-отель или хостел или не разрешить.
Единственное объяснение такому парадоксу что за этой нагнетаемой истерикой стоят некачественные устаревшие гостиницы, которых еще, к сожалению, много в отдельных регионах. Раньше, в условиях тотального дефицита мест для туристов, они могли себе позволить держать высокие цены при полном отсутствии комфорта для туристов. С развитием рынка альтернативных средств размещения у людей появился выбор: они могут за меньшие деньги получить больше комфорта. И в результате у плохих гостиниц остается такой выбор: либо улучшать качество, либо снижать цены (что они и вынуждены сейчас делать), либо использовать гостиничное лобби для запрета альтернативных средств размещения по надуманным мотивам.
А без альтернативных средств размещения, и в первую очередь – в жилом фонде, невозможно развитие внутреннего туризма. В целом это общемировой тренд – по разным данным, от трети до половины всех бронирований у крупнейших агрегаторов, включая booking.com, приходится на бронирование не в гостиницах, а в различных альтернативных малых средствах размещения.
В России пионером альтернативных средств размещения является Санкт-Петербург, в котором и возник этот рынок как цивилизованный участник индустрии гостеприимства. До этого «альтернативные средства размещения» были представлены просто сдаваемыми квартирами, комнатами, койками – а мы подняли его на новый уровень.
Таким образом, на уровне государства следует принять решение: хотим ли мы развивать внутренний туризм. Если да, то нужно стремится к легализации средств размещения в жилом фонде путем установления внятных и выполнимых требований к ним. Стремиться чтобы сделать работу в этом сегменте прозрачной для соседей, для туристов и для проверяющих. Это позволит повысить ответственность владельцев квартир, используемых для краткосрочного проживания, и тем самым свести к минимуму негативные последствия для соседей.
Что касается «негативных последствий» для низкопробных гостиниц, то и для них, в конечном итоге, они будут не негативными, а на самом деле позитивными, так как острая конкуренция вынудит их работать над улучшением качества оказываемых гостиничных услуг и выравниванием цен, что в целом является для наших туристов положительным фактором.
Если вы из числа тех, кто думает, что этот закон поможет избавиться от борделей, притонов и ночлежек гастарбайтеров, вы сильно заблуждаетесь. И то, и другое давно запрещено и прекрасно существует. Пострадают из-за закона только законопослушные, официально работающие, прошедшие классификацию, получившие Паспорта безопасности, чистые и ухоженные заведения, у которых нормальные отношения с соседями!
И при этом, хотелось бы повториться, в тех домах, в которых люди не хотят никаких гостиниц - ни плохих, ни хороших - они просто не дадут на это своего согласия. Поэтому механизм, предложенный Правительством РФ, защитит всех.
В то время как поправки Г. П. Хованской просто отбирают у собственников право самим решать, что им надо, что им не надо в их домах и в их собственности.
Особенно возмущает, что во всех публичных выступления депутат Государственной Думы Г. П. Хованская постоянно прикрывается именем Президента Российской Федерации. Учитывая, что в послании Президента от 20 февраля 2019 года красной нитью проходит требование об уважении к людям и о защите малого бизнеса, невозможно поверить в то, что Президент Российской Федерации мог бы поддержать такое откровенно циничное, направленное против людей решение вопроса.
Просим Вас при рассмотрении вопроса об использовании жилых помещений (квартир и индивидуальных жилых домов) для краткосрочного проживания граждан (в виде апартаментов, мини-отелей, хостелов и прочих форм) использовать подход, направленный на создание условий для легализации этого рынка путем введения понятных и выполнимых требований к владельцам таких квартир и индивидуальных жилых домов, и предоставить людям каждого конкретного дома сами решать, что им разрешать в своем доме, а что - не разрешать, отклонить запретительные поправки Г П. Хованской и принять разумное и взвешенное решением, рекомендованное Правительством Российской Федерации.
Пожалуйста, поймите, что если принять закон с поправками Г. П. Хованской основная часть рынка малых средств размещения может мгновенно стать нелегальной по всей стране. И еще раз повторюсь: в сложное экономическое время десятки тысяч людей лишатся работы, тысячи предпринимателей разорятся и останутся в долгах, миллионы туристов останутся без дешевого жилья, бюджет страны недополучит миллиарды налогов.
(Письмо отельеров к депутатам Госдумы)