"Остров мёртвых" Арнольд Бёклин
Изначально хотелось бы сказать, что Арнольд Бёклин являлся шведским художником-символистом, что вызывал много вопросов и критических негативных отзывов, а после покорил всю Европу одним единственным полотном. Да, именно «Островом мёртвых».
Согласно античным традициям, душа умершего находит успокоение на острове, берега которого омываются водами Стикса. Действительно, мы видим небольшой остров, на котором не наблюдается присутствия человека (постройки в скалах не в счёт — их вид даёт нам понять, что они не новы).
Несмотря на то, что на острове имеется растительность и в виде кустарника, наше внимание приковывается к кипарисам. Именно кипарисами засаживаются и в наше время кладбища в южной части Европы.
К острову на лодочке плывут два человека: человек на вёслах и белая фигура. В первом и втором вариантах картины белая фигура и ящик на носу лодки (считается, что это саркофаг. С«эволюцией» картин это определяется всё более явственно) отсутствовали; они были дописаны художником позже.
Для меня является странным, что на всех вариантах гребец расположен так, будто двое покидают остров. Но все искусствоведы настаивают на том, что персонажи плывут К острову, а не ОТ него. Что ж, доверимся им в этом, хоть и не до конца.
Всего за 6 лет (1880-1886) было создано 5 вариантов картины.
Первый вариант был написан в 1880 году по заказу мецената Александра Гюнтера. Ныне он хранится в музее Базеля.
Второй версией картины стал холст, написанный так же в 1880-м для вдовы Марии Берна. Считается, что заказчица могла увидеть первый вариант картины и заказать себе «картину для грез» (это 19 век, тогда принято и модно было, во-первых, «помнить о смерти», а, во-вторых, постоянно напоминать себе о почившем, дабы скорбеть по нему. Поэтому заказ молодой девушкой «картины для грёз» по усопшему мужу являлся вполне стандартной практикой) именно в таком виде. Данная версия картины находится в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке.
В данном варианте картины меняется расположение проёмов зданий в скалах, число и форма кипарисов, по другому располагаются камни на берегу. Гладь воды становится более спокойной, нежели на первом варианте. Добавляется ограда с фигурой животного (неопределяемого) на берегу. Белая фигура становится менее «каменной», её голова наклоняется вниз, добавляется золотая полоса в районе колен. Гребец более не откидывается назад, а наклонён в сторону острова. Саркофаг теперь покрыт венками из листьев и цветов.
Любопытно, что на данном варианте полотна отсутствует отражение лодки в воде. Мы видим блики от фигуры гребца и белой фигуры, а вот от лодки — нет.
Третий вариант картины написан в 1883 году. Написан он берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта. Именно этот вариант, как считается, позже был приобретён Гитлером (он очень любил полотна Бёклина и приобрёл около двух десятков его полотен) и повешен в его канцелярии. Эта версия картины хранится ныне в Национальной галерее в Берлине.
На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками. Исчезают прибрежные камни, теперь остров более похож на одну или несколько скал, выпирающих из воды; теперь это не охристый, а серый цвет. Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше». Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной. При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее. Остров обретает лестницу-причал и ограды по обе стороны от неё; исчезает фигура животного со второй картины. На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла; мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. И вновь появляется отражение лодки.
Четвёртая версия картины, написана в 1884 году и куплена четвертую купил Хансом Хайнрихом Тиссен-Борнемисса, утрачена в Роттердаме во время Второй Мировой Войны. НО! имеется фотоснимок данной работы; его и проанализируем.
Скалы в данном варианте работы становятся более «сглаженными». Более чётко тоном выделяется «искусственная» часть построек, она становится чуть больше по объёму, если сравнивать с 3-м вариантом (но,естественно, намного меньше, чем на 1 и 2 вариантах). Сохраняется ограда, на её левой стороне около лестницы появляется фигура животного. Белая фигура поднимает правую руку, словно приветствуя это место (это наблюдается на всех вариантах снимка, сколь плохи они не были). Исчезает какая-либо рябь с воды.
Пятая версия картины пишется уже в 1886 году для Музея изящных искусств в Лейпциге.
На пятом варианте картины скалы вновь округлы, возвращаются камни около берега, о них бьются волны. Общий тон картины затемняется. Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты. Исчезают какие-либо рукотворные постройки с левой стороны острова, виднеется лишь одно углубление-арка. При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале). Исчезает белый парапет-пристань; теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды. Там, где на предыдущих вариантах была лестница, теперь зияет тёмный проём; по его краям на возвышениях виднеются скульптуры лежащих львов (нет, я не уверена, что в предыдущих вариантах были львы. Так что-то странное было прописано). Лодка теперь расположена строго в центре композиции. Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову. Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»). Вода вновь становится неспокойна.
Я же писала, что существует 5 вариантов картины (один из которых утрачен). Но это же культовая картина, а с ними всё время то-то не то. В Эрмитаже так же присутствует картина «Остров мёртвых». Часть исследователей считает, что это 3-ий, «гитлервский» вариант. Но я склонна поддерживать версию, что это шестая работа, написанная в 1901 году совместно с Карло Бёклиным — сыном художника.
Почему я так считаю?
Потому что вот кусочек с архивных кадров и аналогичные фрагменты с работ №3 и №6 (за плохое качество "сорри", лучше не нашла):
Всё же пятна с фото ближе по расположению и общим массам к варианту №3, чем к №6 (особенно кусок постройки).
Дело в том, что последний женился на на дочери издателя «Московских ведомостей». Картина была в частных руках, и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования». Не знаю, выставляется ли эта работа на данный момент, т.к. в 2015 году она переезжала.
Ну как «совместно написанная»: Бёклин умер 16 января 1901 года, и, видимо, сын решил закончить его работу. Кисть на данной работе (несмотря на то, что все 5 предыдущих не являются копиями друг друга — там такого нет) отличается. Более это похоже на смесь 1-ой работы (форма острова, камни у берега, расположение проёмов) с 3-ей (парапет).
Из интересных фактов в заключение: обычно Бёклин не любил ни подписываться под работами, ни давать им название. Но именно со всеми «Островами мёртвых» он изменил самому себе, собственноручно назвав и пометив их.
"Автопортрет со смертью", 1872 г.