О САПОГАХ
Кирзачи — от названия материала "кирза": его выпускают с 1937 года на заводе "Искож" в Кировской области. Сокращённое сочетание Кир(овский) за(вод) — один из вариантов происхождения названия.
Задолго до этого, ещё в русско-японскую войну 1904-1905 годов, применялись разнообразные изделия из брезента с водонепроницаемой, но "дышащей" пропиткой из парафина с канифолью. Пропитку называли кéрза, и это второй вариант происхождения названия.
Юфтевые — сапоги из юфти, выделанной кожи мездрой внутрь. Материал обычно пропитывали дёгтем или ворванью (китовым, рыбьим или тюленьим жиром): это придавало коже водонепроницаемость и не позволяло ей гнить. Такие юфтевые сапоги называли смазными.
Хромовые — из кожи, выдубленной солями хрома. Их можно было начистить до зеркального блеска: они сияли, в армейской терминологии, как яйца у кота, и в Советской Армии полагались только офицерам.
Яловые — из яловичины, кожи с брюшины молодых коров и бычков до полутора лет. Эти сапоги имели славу вечных. Их носили прапорщики, а также курсанты военных училищ, рядовые и сержанты ГСВГ и других заграничных советских контингентов, а также весь рядовой, сержантский и старшинский состав Краснознамённых Северного и Тихоокеанского флотов, плюс офицеры-атомоходчики (привет береговым службам, подводникам и всем, кому доводилось закрывать вещевой аттестат с выдачей положенного).
Обойдусь для краткости без цитат, но если вспомнить отечественную классическую литературу, станет понятно, насколько важны были сапоги для русского человека — и как статусная вещь, и как незаменимая в быту. Притом изощрялись в старину по-всякому.
Самые простые сапоги шили из самой простой кожи — её называли чёрной — и подшивали подмётки варными (просмоленными) нитками. Ближе к концу XIX века утолщённую подошву уже крепили берёзовыми гвоздями. О долговечности таких конструкций можно догадаться, но их умудрялись носить по нескольку лет: шили к свадьбе с двумя парами галош и надевали только в праздники. "Двор без лошади, а сапоги с галошами", — зубоскалили сапожники, которые сами по бедности часто ходили без сапог.
Колодка у сапожников была прямой, то есть правый сапог не отличался от левого (как и туфельки у исторической Золушки, кстати). Использовать косую колодку считалось грехом. Под запрет истовых обрядопоклонников попадали сапоги с металлическими гвоздями — в таких скоморохи плясали! — и подковы на каблуках, буде куют коней, а не людей.
Патологичная дембельская мода корнями уходит в крестьянское прошлое большинства воинов. Если купеческой мечтой были боты на енотовой подкладке с простроченным верхом или сапоги бутылками, то простой человек мечтал про дорогие сапоги с высокими каблуками и тупыми носами, с набором — сморщенные гармошкой, от пяти до девяти складок на голенище. Притом круглые в сечении голенища делали шести- или восьмигранными, а поверх складок наносили лак. Видел я в армии эту процедуру и результат: зрелище феерическое.
Кстати, сейчас опять на улицах попадаются модники, охочие до сапог с наворотами 150-летней давности. Скрепы!