О бастующих в Финляндии

Началось все две недели назад, когда профсоюз работников почты PAU объявил о том, что выходит на забастовку и ограничивает сортировку и доставку почтовых отправлений. В целом эта новость не привлекла особого внимания, так как периодически кто-то бастует и, как правило, это быстро заканчивается взаимным удовлетворением работников и работодателей. Но на этот раз что-то пошло не так - в течении первой недели стороны трижды пытались договориться без какого-то результата, и если вначале протокольные фотографии отражали настрой делового оптимизма, то к концу недели на лице представителя профсоюза Хейди Ниеминен застыло некоторое недоумение. Судя по комментарию "уже сразу после оглашения предложения бизнеса мы готовы были дать отрицательный ответ" позиции договаривающихся сторон оказались диаметрально противоположными.


По всей видимости профсоюзы оказались более подготовленными к сложившейся ситуации. Вслед за профсоюзом почтовых работников забастовку солидарности обьявил профсоюз работников авиационной отрасли и прекратил сортировку почтовых отправлений на хабах аэропортов. Профсоюз работников железнодорожного транспорта на один день остановил движение товарных составов по всей Финляндии. Целый ряд смежных профсоюзов ввел ограничительные меры в поддержку бастующих, в частности складские рабочие прекратили сверхурочную работу и замену рабочих смен, а профсоюз электриков отказался выполнять работы на объектах принадлежащих почте. Наконец, в понедельник 25.11 выступили транспортники - 1300 автобусов Хельсинки не вышли на маршруты, национальный авиаперевозчик Finnair отменил 300 рейсов, суда под финским флагом и прибывающие в Финляндию остались в портах. Железнодорожники анонсировали расширение "забастовки симпатии" и в пятницу 29.11 планируют прекратить работу кассиры и офисные работники, а в понедельник 2.12 будет на один день прекращено движение пригородных электропоездов.


Между тем журналисты пытаются разобраться в причинах возникновения такого серьезного кризиса. Началось все с того, что национальный почтовый оператор Posti Group (100% акции в руках финского государства) принял решение о переводе 700 сотрудников сортировочных центров под действие нового коллективного договора. Коллективный договор определяется и контролируется профильным профсоюзом и содержит такие соглашения как минимальный размер оплаты труда, длительность рабочей смены, количество отпусков и длительность перерывов, разумеется, в соответствии с действующим законодательством. По опасениям PAU перевод работников к новому договору приведет к уменьшению их, и без того невысокой, заработной платы на 30%. Любопытно, что после огласки профильный министр по делам государственной собственности Сирпа Паатеро призналась, что не знала о планируемом изменении договора и не давала своего согласия на изменения, которые могут привести к ухудшению рабочих условий. В связи с небывалым кризисом на правительство Антти Ринне обрушивается шквал критики, прежде всего относительно бездействия государства и отсутствия видимой программы выхода из сложившейся ситуации.


В социальных сетях эффективному менеджменту "Финской почты" припоминают управленческие неудачи и жаждут расправы. Особо обсуждается проект экспансии на рынок логистических услуг. В 2005 году дочернее предприятие Itella Logistics приобрело датскую логистическую компанию Combifragt за 60 миллионов евро, а в 2008 российскую "Национальную Логистическую Компанию" за 200 миллионов. В 2015 году Combifragt была продана обратно ее предыдущему владельцу за сумму, которая не называется, но в целом отмечается, что датский предприниматель Йорген Хансен в результате сделки стал миллионером. НЛК превратившись в Itella Russia по результатам последних 6 лет показала убытки в размере 40 миллионов евро, сказалось изменение экономического и политического климата. По прогнозам для того, чтобы стать прибыльной российская дочка должна приносить доход порядка 10 миллионов ежегодно.


Ряд экспертов отмечает, что декларируемые руководством Posti причины для выхода на рынок логистики - "снижение объемов и доходности почтовых услуг" - не соответствуют финансовым показателям. В частности за период с 2008 по 2015 годы прибыль почтового оператора составила порядка 500 миллионов евро, а логистическое подразделение задекларировало убытки в размере 170 миллионов. Однако в 2015 году был предпринят замечательный по своей простоте шаг - в результате слияния обе компании получили общее имя - Posti и общий бюджет. Отныне информация об эффективности отдельных подразделений стала недоступна широкой публике. Вызывает большое недовольство демпинговая политика Posti на логистическом рынке. В 2017 году группа предпринимателей связанных с логистическими компаниями подписала петицию против "агрессивной экспанcии Posti с её "безграничными" ресурсами на логистический рынок, что создает угрозу частному бизнесу". "Неужели роль государственной компании в том, чтобы разрушать рынок" задаются вопросом бизнесмены. "Posti предлагает услуги на 30% ниже рынка с целью получить контракты "любой ценой", а сейчас менеджмент пытается списать потери на работников" отмечают в комментариях.


Отсутствие приемлемого компромисного решения привело к тому, что PAU анонсировал продление забастовки до 22 декабря, вплоть до рождественских каникул. Вместе с тем затянувшийся конфликт бьет по карману самих бастующих, поскольку на время забастовки они получают лишь субсидию профсоюзной кассы, которая невелика и естественным образом ограничивает возможности профсоюза по длительности акции. В разговорах с журналистами работники признаются, что опасаются остаться с пустым кошельком перед рождественскими праздниками.