Новые порядки: каким будет предрейсовый медосмотр водителей

С 1 сентября 2023 года Приказ Минздрава РФ №835н, в соответствии с положениями которого проводился предрейсовый осмотр, признаётся утратившим силу. На его смену придет новый законодательный акт, регулирующий периодичность и процесс проведения осмотра перед рейсом, необходимый для уточнения здорового состояния водителя.

Новые порядки: каким будет предрейсовый медосмотр водителей Штраф, Закон, Осмотр, Длиннопост

Особенности актуального законопроекта

Основные изменения в новом проекте, подготовленном Министерством здравоохранения, касаются возможности легального «использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья». Подобные корректировки в законодательстве позволяют на законных основания осуществлять дистанционный предрейсовый осмотр водителей с помощью программно-аппаратного комплекса.

При этом обязательным по-прежнему остаётся именно предрейсовый осмотр. Контроль здоровья сотрудника, управляющего транспортом, во время смены и после неё осуществляется по решению руководителя предприятия с согласия самого водителя. Послерейсовые осмотры обязательны только для сотрудников, занимающихся:

  • Транспортировкой опасного груза;

  • Организованной перевозкой детей;

  • Регулярными международными сообщениями по маршрутам с протяженностью от 300 км.

Требования в отношении дистанционных предрейсовых осмотров Поскольку удаленный контроль здорового и бодрого состояния водителя является полностью законным, процесс подобной проверки также облагается рядом требований. Проведение дистанционного предрейсового осмотра считается легальным, если соблюдены следующие условия:

  1. Необходима организация персональной идентификации личности работника;

  2. Оборудование обеспечивается средствами видеофиксации, осуществляющими запись прохождения предрейсового медосмотра на видео;

  3. Программно-аппаратный комплекс эксплуатируется в соответствии с эксплуатационной документацией разработчика;

  4. Результаты прохождения и записанная информация хранятся в течение 30 дней.

Если у работника есть индивидуальные варианты нормы частоты пульса и артериального давления, работодатель обязан информировать об этом медицинскую организацию, проводящую предрейсовый осмотр. В случае если водитель не допускается до рейса, руководитель предприятия должен быть своевременно проинформирован медицинским специалистом, проводившим осмотр.

Дополнительные нюансы

Кроме того, выбирая контроль здоровья с использованием программно-аппаратного комплекса, руководитель предприятия обязан не менее 2 раз в год организовать проведение очного химико-токсикологического исследования. Это необходимо для выявления признаков приема наркотических веществ и запрещенных медицинских препаратов, влияющих на состояние человека за рулём и являющихся потенциальной опасностью возникновения аварийной ситуации.

Также сдача анализов на наличие каких-либо запрещенных веществ в организме проводится внепланово в ситуациях, когда было не менее трех раз зафиксированы какие-либо клинические признаки:

  • Неадекватное поведение (проявление агрессии, дебоширство и другие).

  • Возбужденность или заторможенность.

  • Сухость, бледность, мраморность кожных покровов.

  • Сужение или расширение зрачков.

  • Учащенное или замедленное дыхание, или сердцебиение.

  • Неустойчивая поза Ромберга.

  • Тремор каких-либо частей тела.

  • Ошибки в выполнении простых упражнений на подвижность.

  • Проблемы с речью.

  • Видимо следы от инъекций на коже.

Ведение документации

Согласно новому законопроекту, результаты проведенных медосмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. Документ обязательно содержит следующую информацию:

  1. Дата и время проведения.

  2. Личные данные водителя.

  3. Результаты проведенных исследований.

  4. Заключение медицинского специалиста.

  5. Подпись медработника с расшифровкой (либо усиленная квалифицированная электронная подпись).

  6. Подпись водителя (допустимо использование простой электронной подписи).

Заключение на основании предрейсового медосмотра также отдельно оформляется на бумажном носителе или в формате электронного документа с подписью уполномоченного медработника.

Общие требования к очному и дистанционному предрейсовому осмотру

Как и в случае Приказа Минздрава РФ №835н, новый законопроект предусматривает, что организация проверки здоровья водителей осуществляется на средства работодателя и является его ответственностью.

Проводить предрейсовый медосмотр могут только организации, имеющие лицензию на осуществление данной деятельности. Медицинский сотрудник, отвечающий за осмотр, обязательно должен иметь сертификацию, подтверждающую наличие квалификационных навыков для осуществления процесса.

Обоснования изменений в законодательстве

Согласно законопроекту, разные способы контроля здоровья водителя позволят существенно сократить количество аварийных ситуаций, связанных с плохим или нетрезвым самочувствием водителей коммерческого транспорта. При этом текст законодательного акта предполагает, что даже в случае удаленной проверки здоровья результат будет максимально точным и беспристрастным.

Приложение к закону также отмечает, что субъекты предпринимательской деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства в своей деятельности, не понесут финансовых потерь в связи с обновлением законодательства.