Невеста опасности

Горсовет Сен-Мало, города на северо-западе Франции, принял решение дать новой улице имя Мари Марвен (Marie Marvingt).
У нее было прозвище – «la fiancée du danger», «Невеста Опасности».

Еще в 1920-е годы француженка Мари Марвэн (Марвингт) предложила десять тысяч долларов любому, кто превзойдет ее по числу наград за спортивные, научные и гуманитарные достижения. За всю долгую жизнь Мари эта сумма так и осталась невостребованной.

Родилась в 1875 году. Отец, у которого один за другим умерли трое сыновей, решил воспитать дочку по-мальчишески. Мари выросла и стала полиспортсменкой: пловчихой, гимнасткой, наездницей, альпинисткой, фехтовальщицей, снайпером, бильярдисткой, велосипедисткой, лыжницей, фигуристкой, бобслеисткой (в общей сложности у нее 20 золотых медалей).
Изучала юриспруденцию и медицину. Спала 4 часа в сутки – жалко было тратить время на сон, когда вокруг столько интересного.

В 1903 году она в одиночку взошла на одну из вершин Французских Альп и за семь лет покорила их все, включая те, что считались «проклятием альпинистов».

Естественно, одна из первых получила автомобильные права и участвовала в ралли в Сахаре.

Ее главным увлечением был велосипед – каждый день она вставала в шесть утра и перед завтраком наматывала километры по шоссе. Однажды она за три дня совершила велопробег из Нанси в Неаполь только затем, чтобы увидеть извержение Везувия.

В 1908 году она захотела участвовать в гонке «Тур де Франс», но ей отказали – женщины к соревнованиям не допускались. Тогда Мари нашла оригинальный выход – проехала по трассе впереди гонщиков и пришла к финишу первой!

В 15 лет она преодолела 400 км на каноэ по Рейну, а в 30 совершила заплыв по Сене через весь Париж. Газеты тогда прозвали ее «красной амфибией» за цвет купальника. В 1910 году Французская академия спорта удостоила ее золотой медали с уникальной формулировкой – «за успехи во всех видах спорта».

Ее увлечения не помешали Мари получить диплом медсестры, выданный Красным Крестом.
Воздушная стихия давно влекла ее к себе. В 1901 году она впервые поднялась вверх на воздушном шаре, а в 1909-м уже совершила первый одиночный перелет через Ла-Манш.

Появились самолеты – она стала одной из первых женщин-пилотов. Сначала она сделала круг над Парижем на моноплане, за штурвалом которого сидел англичанин Роджер Зоммер. И решила научиться управлять самолетом.

Она восторженно писала на страницах «Франс суар»:
«Этот новый спорт нельзя сравнить ни с чем другим. Я уверена, что он станет очень популярным. Многие из нас погибнут, но это не встревожит других, опьяненных полетом. Его прелесть – награда за риск для тех, кто в душе является настоящим авиатором. Летать подобно птице так прекрасно!»

В 1910 году она соединяет свои две любви – авиацию и медицину. С помощью своего друга-инженера она разрабатывает медицинский самолет, план которого чертит лично. После многочисленных согласований Дирекция военной авиации одобряет этот проект.

Она участвует во множестве конференций, чтобы добиться финансирования своего проекта для построения прототипа медицинского самолета, но начавшаяся Первая мировая война прерывает все работы.

Во время Первой мировой она хочет пилотировать бомбардировщик! Ей удалось сделать два вылета, но ее отчислили как женщину. Расстроенная, она в течение двух с половиной лет ассистирует военному хирургу в должности старшей медсестры. Ее часто видят на полях сражений, под бомбардировками спасающую раненых. Но этого ей мало.

Она возвращается на фронт, переодевшись в мужскую одежду. Это удается, и наша героиня умудряется присоединиться к боевой части. В течение 47 дней она играет свою роль, а потом ее все же разоблачают. Она вынуждена вновь надеть униформу медсестры.

Однако генерал Фош лично дает ей разрешение присоединиться к полку альпийских стрелков, сражающихся на итальянском фронте. Она использует свои таланты лыжницы и альпинистки, чтобы эвакуировать раненых.
Как мы помним, еще до войны, она предложила проект «летучего госпиталя» – самолета, на котором врачи могут быстро добираться до раненых и больных.

Она раз за разом предлагала начальству организовать такой госпиталь — это могло спасти столько жизней! – но так и не получила ответа. Зато другое ее предложение встретило благожелательный отклик, и весной 1915 года Мари стала-таки официально первой в мире женщиной-пилотом бомбардировщика.

Во время одного из вылетов немецкая пулеметная очередь прошила ей крыло. Она дотянула до своих, но посадка оказалась не слишком мягкой – «невеста опасности» сломала два ребра и повредила таз. Пока она лечилась, война закончилась, и Мари вновь вернулась к своей идее «воздушного госпиталя». У нее нашлись соратники, создавшие Международное общество медицинской авиации.

Разъезжая по всему миру, она выступала с лекциями о великом будущем авиации, писала статьи, поставила и сняла два документальных фильма – «Крылья спасения» и «Спасенные Голубем».

В Марокко, где французы воевали с арабскими повстанцами, Мари и ее помощники лечили не только французских солдат, но и арабов, у которых практически не было врачей. Для помощи пациентам в воздухе требовались специальные навыки, и Мари открыла специальные курсы «воздушных медсестер». Чтобы самолет мог садиться на песок пустыни, она изобрела специальные дюралевые лыжи, которые применяются до сих пор.

С началом Второй мировой войны она открыла в родном Нанси госпиталь для раненых летчиков и сама меняла им повязки, изобретя при этом новую разновидность хирургической иглы. Когда Франция капитулировала, Мари не пожелала покориться немцам и улетела на своем самолете в неоккупированную южную часть страны. Там она помогала бойцам Сопротивления, а после освобождения вернулась в Нанси, чтобы возглавить работу по организации «воздушных госпиталей».

Мари отказалась от образования после окончания школы – «я и так добьюсь всего, чего хочу». Но выучила семь языков (включая нелюбимый немецкий), писала пейзажи, сочиняла стихи, занималась скульптурой и играла на охотничьем рожке.
Под псевдонимом Мириэль она опубликовала несколько стихотворных сборников и пару романов – конечно же, о приключениях на земле и в воздухе.

80-летие она встретила за штурвалом американского реактивного истребителя F-101 «Вуду». Смело подняв машину в воздух, она преодолела сверхзвуковой барьер, став самым пожилым пилотом в истории авиации.

В 1961 году, узнав о полете Гагарина, Мари вздохнула: «Эх, будь мне лет на десять поменьше…»
Компенсируя невозможность космического полета, она вскоре, в 86 лет! – проехала на велосипеде почти 300 км от Нанси до Парижа.

Последним ее увлечением был вертолет, тогда новинка. Удостоверение пилота бабушка получила в 85 лет.

Замуж она не выходила (и не собиралась), хотя в молодости слыла красавицей. Как-то некогда было.

Что надо было этой женщине, чтобы состояться в жизни, жить долго и счастливо – это чтобы к ней относились «как к сыну»: поощряли развитие и не гнали замуж.

Невеста опасности Спорт, Достижение, Длиннопост
Невеста опасности Спорт, Достижение, Длиннопост
Невеста опасности Спорт, Достижение, Длиннопост
Невеста опасности Спорт, Достижение, Длиннопост
Невеста опасности Спорт, Достижение, Длиннопост
Невеста опасности Спорт, Достижение, Длиннопост