Немного про троллинг

В 17-18 вв. читать умел совсем небольшой процент населения планеты, так что люди пишущие – как правило непростых должностей и положения, выражали свои мысли безо всякого стеснения. После настала пора повсеместной грамотности, и как следствие развились умения писать и читать между строк. В начале 21 века в наш мир пришел доступный интернет, но первое время активничал в сети совсем небольшой процент населения из самых разных социальных слоев. И нормы сетевого общения в массе поначалу сложились такие, что грубые и прямые оскорбления считались явным признаком не слишком большого ума (анонимные сообщества за скобками, это отдельная клоака). В те времена среди пользователей ненадолго получил массовое распространение т.н. троллинг – от умения тонкой легкой шутки, до способности серьезно уязвить или вывести из себя собеседника, оставаясь при этом в границах вежливости. Можно даже сказать, что троллинг превратился в вид искусства, широко почитаемого в узких кругах.

Сейчас, когда у каждого смартфон с интернетом в кармане, умения того времени серьезно девальвировались – все отрастили настолько толстые шкуры, что тонкий троллинг большинство даже не чувствует. И понятие «троллинг» теперь в массе воспринимается всего лишь как способность безо всякого стеснения оскорбить или плюнуть говном в собеседника, ничуть этого не стесняясь. Словно бы в пространственно-временном континууме образовалась петля, и через несколько веков со времен непринужденной и считающейся за правило откровенности мы оказались в той же точке, но по пути растеряли все полимеры, опустив на самое дно уровень массовой форумной дискуссии.

Этот все выше - часть моего комментария, написанного после того, как я увидел радость некого одиозного персонажа от попадания в «список троллей» в блогах книжного портала АТ. Забавно, что после того как я указал, что в списке нет ни одного тролля, мой комментарий был удален. Вероятно, поводом послужила моя фраза, что с троллингом ныне ситуация сложилась аналогичная современному искусству, хорошо выраженная Н. Цискаридзе краткой цитатой из его монолога по этому поводу: «Ничего не умея, хотят наложить кучу на стол и сказать, что это инсталляция. Нет, простите, это просто говно на столе»

(Да-да, с моей стороны это был пусть не тонкий, но тот самый троллинг)

С массовым развитием интернета достойные примеры троллинга, тем более тонкого, ныне на общественных форумах увидеть крайне сложно, но его легко можно заметить если поднять взгляд на пару уровней выше, наблюдая за новостной повесткой или общественным полем. Понятно, что британскую «конституционную монархию» переплюнуть невозможно, но это тот самый идеал, к которому многие стремятся, пусть даже неосознанно.

Троллинг как искусство не только не исчез, он все более развивается, подобно откровенности философов 17-18 века став сейчас достоянием лишь небольшого процента людей. Теперь публичные люди – как правило непростые положением, вещая на большую аудиторию сознательно вкладывают в слова-действия информацию для более узкой группы в теме, очень часто скрывая истинный смысл при помощи искусства троллинга, иногда являющегося лишь частью чего-то большего.