Не в деньгах счастье
Самый худший случай гиперинфляции был зафиксирован в Греции в октябре 1944 года. Цены в стране увеличивались в 2 раза каждые 4 дня, а показатель инфляции составил 13800% в месяц. Экономические проблемы были связаны с оккупацией страны нацистами и продолжались 1,5 года.Если в 1938 году греки, в среднем, хранили драхму 40 дней и лишь затем тратили, то осенью 1944 года деньги хранились около 4 часов. Если в 1943 году самой крупной купюрой в обороте страны были 25 000 драхм, то в конце 1944 года появились денежные знаки номиналом 100 000 000 000 000 драхм.
Изъятые из оборота мелкие купюры в Афинах в 1944 году сжигали в котельных
После завершения Первой мировой войны, гиперинфляция невиданной силы охватила Германию. Обескровленная войной промышленность, огромные долги и обязательства по выплате репараций дали о себе знать. Правительство принялось массово печатать марки, чтобы обменять их на твердую валюту и рассчитаться с внешними долгами, что привело к обесцениванию денег. Каждые 3 дня цены вырастали в два раза, а в октябре 1923 года, уже при Веймарской республике, инфляция достигла невероятных 29 500% в месяц. В качестве примера роста цен, можно привести стоимость хлеба. В январе за буханку хлеба в Берлине просили 250 марок, а к ноябрю за этот же товар приходилось отдавать 200 миллиардов.
Самые дешевые игрушки. Германия 1925 год.
В 1992 году, от распавшейся на части социалистической Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Экономические и политические кризисы, следующие один за другим, заставили правительство включить печатные станки и наводнить страну ничем не обеспеченными денежными знаками. В первый месяц 1994 года гиперинфляция, которую подхлестывали санкции ООН и невероятная коррупция, составила 313 миллионов процентов. Немногие товары, которые могли предложить магазины, удваивали цену каждые 34 часа. Жители бывшей Югославии расставались с деньгами тут же, не задерживая их после получения, более чем на 1-2 часа. Так как тратить особо было не на что, толпы людей пересекали границу Венгрии, чтобы приобрести в более-менее благополучной соседней стране предметы первой необходимости.
Югославские динары 90-х, стоившие дешевле бумаги
В начале 90-х годов XX столетия абсолютным мировым рекордсменом по гиперинфляции стала африканская страна Зимбабве. В 1980 году в стране ввели новую денежную единицу — зимбабвийский доллар, которую самонадеянно оценили в 1,25 долларов США. Какое-то время курс этой валюты был более-менее стабильным, но в 1990 году началась земельная реформа. Из страны изгнали этнических европейцев, а их фермерские хозяйства раздали коренным зимбабвийцам. Особой тяги к труду на полях местные жители не имели и постепенно экономика страны начала проседать. Подкосила зимбабвийский доллар война в соседнем Конго в 1998 году, а санкции США, введенные в 2002 году полностью поставили на нем крест. В 2007 году все было настолько плохо, что собственники недвижимости предпочитали брать арендную плату с квартирантов маисовой мукой и растительным маслом. Также в ходу была более ценная чем доллар туалетная бумага и сахар. В ноябре 2008 года цены удваивались каждые сутки и на пике кризиса булка хлеба стоила 200 миллиардов зимбабвийских долларов.
Валютчики на рынке Хараре. Зимбабве. 2008 год
Венгрия столкнулась с самой тяжелой и затяжной гиперинфляцией в Европе, которая началась после Первой мировой войны и завершилась лишь после Второй. После распада Австро-Венгерской империи, в стране ввели новую валюту — пенгё. Правительство рассчитывало таким способом укрепить экономику и рассчитаться с внешними долгами. Когда желанный эффект не был получен, государственный банк страны девальвировал валюту, чтобы покрыть увеличивающиеся бюджетные расходы. К началу Второй мировой войны деньги печатали бесконтрольно по звонку из правительства, что привело к их невиданному обесцениванию. Цены в стране поднимались в два раза каждые 15 часов, а к июлю 1946 года гиперинфляция составила 41,9 квадриллиона процентов. Все находящиеся в обороте деньги Венгрии оценивались в 1/1000 доллара США.
Россия
Мы хорошо знакомы с совзнаками,
со всякими лимонами, лимардами всякими.
Как было?
Пала кобыла.
У жёнки поизносились одежонки.
Пришёл на конный
и стал торговаться.
Кони идут миллиардов по двадцать.
Как быть? Пошёл крестьянин совзнаки копить.
Денег накопил — неописуемо!
Хоть сиди на них: целая уйма!
Сложил совзнаки в наибольшую из торб
и пошёл,взваливши торбу на горб.
Пришёл к торговцу: — Коня гони!
Торговец в ответ: — Подорожали кони!
Копил пока — конь вздорожал
миллиардов до сорока.
Маяковский Владимир Владимирович
Гиперинфляция 1918—1924 годов
В связи с эмиссионной политикой совзнаки были подвержены значительному обесцениванию. Советские знаки обесценивались настолько быстро, что неоднократно проводилась их деноминация:
При выпуске совзнаков образца 1922 года 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 10 000 старых.
При выпуске совзнаков образца 1923 года 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 100 рублям образца 1922 года или 1 000 000 более старых.
Один рубль пятаковками 1918 или совзнаками 1919 года в 1924 году стоил во время деноминации одну пятидесятимиллиардную часть одного рубля советскими червонцами, то есть один червонец стоил пятьсот миллиардов рублей 1918 года.