Многогрудая Артемида Эфесская и первый Уолл-Стрит в истории.

Многогрудая Артемида Эфесская и первый Уолл-Стрит в истории. Эфес, Храм, Уолл-стрит, Длиннопост, Артемида (богиня)

Культ Артемиды был весьма распространён в античности, но особенно славился её храм в Эфесе, расположенном по близости современного турецкого города Сельчук, провинции Измир.

В Эфесе почиталось изображение Артемиды в виде многогрудой статуи, что резко отличается от других изображений богини. По мнению древних обитателей Малой Азии, богиня-девственница покровительствовала плодородию, охоте, счастливому браку и до кучи родовспоможению.
Культ Артемиды по современным меркам кажется несколько жестоким, потому как во время чествования богини нередко прибегали к кровавым жертвам. О самих жертвоприношениях есть различные теории, объясняющие необычный вид статуи Афродиты из Эфеса. По некоторым версиям множество округлых выступов на статуе символизируют тестикулы кандидатов в верховные жрецы Храма, которые те в обязательном порядке должны были бросить к ногам статуи в виде подношения при вступлении в должность.
По другой версии, являвшейся покровительницей амазонок Афродите, приносили в жертву одну из собственных грудей достигшие определенного возраста женщины, проходившие обряд инициации в воины. Отрезанные девами-воительницами молочные железы якобы и символизируют выпуклости на статуе. По всей видимости, сторонники данной версии полагают, что без одной сиськи из лука амазонкам стрелять становилось гораздо удобнее.

Судьба Храма Артемиды в Эфесе весьма драматична. Храм задумывался как величественное строение, превосходящее все построенные до него по масштабу и богатству украшения. В отделке использовался белый мрамор, что по тем временам было невиданной роскошью.

На строительство храма деньги жертвовали и цари ближайших государств, включая лидийского царя Креза, память о богатстве которого о сохранилась в веках. В замен жертвователям предоставлялось право указать свое имя на одной из колонн храма.

Многогрудая Артемида Эфесская и первый Уолл-Стрит в истории. Эфес, Храм, Уолл-стрит, Длиннопост, Артемида (богиня)

Над проектом здания работал архитектор Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных инженерных решений.

Уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Херсифрон решил, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. Чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Завершение строительства Херсифону увидеть не удалось — он умер задолго до окончания строительных работ. Всего на сооружение грандиозной постройки было потрачено более 120 лет. Достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

В готовом виде храм стал самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м.
В середине храма находилась пятнадцати метровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. 

Постепенно Храм в Эфеса стал широко известным далеко за пределами Малой Азии. Здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершались сделки по купле-продаже древними "биржевыми" товарами, что привлекало нескончаемый поток купцов со всех стран.

Административно храм имел полную независимость от местных властей и управлялся коллегией жрецов. Жрецы-евнухи имели практически неограниченную власть и распоряжались огромными финансовыми потоками: принимали деньги и товары на хранение, ссужали в рост и выдавали займы. Кроме того, размеры храма позволяли организовать хранилище для большого количества различных товаров начиная от тканей, вина и масла и заканчивая серебром и драгоценностями. К тому времени население Эфеса достигало 200.000 человек, что делало его одним из крупнейших городов древних цивилизаций.

Согласно легенде, в один прекрасный день 356 году до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нём говорится просто как об «одном безумце».

По одной из версий поджог Герострату заказали сами жрецы, изрядно разворовавшие богатства, хранящиеся в Храме и желая тем самым избавиться от кредитных обязательств перед "вкладчиками". Как мы видим, с тех пор технологии ухода от кредиторов несильно изменились.

Но, в отличие от сегодняшних махинаторов, у эфесских кастратов был туз в рукаве.

В скором времени они начали отстраивать храм заново (в денежках-то они нужды не испытывали, хе-хе), как ни в чем не бывало, призывая вкладчиков делать новые пожертвования и пользоваться финансовыми услугами своего Храма-банка.

Возмущавшимся такой наглостью людям, небеспричинно заявлявшим, что доверять накопления Артемиде не сберегшей даже своего собственного храма как минимум неосмотрительно, жрецы отвечали, что богиня Артемида в ночь пожара помогала принимать роды у матери Александра Македонского, вот, мол, потому и не смогла защитить святилище, да.

Что удивительно, байка сработала. Храм был довольно быстро восстановлен – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал уже сам Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.

Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды Эфесской простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

Сегодня город Эфес почти полностью погребён под землёй. Раскопки завершены только на 10% площади античного города.

Многогрудая Артемида Эфесская и первый Уолл-Стрит в истории. Эфес, Храм, Уолл-стрит, Длиннопост, Артемида (богиня)

От некогда величественного храма, являвшегося одним из Восьми чудес света древнего мира, сегодня осталась лишь одна колонна, собранная из обломков.

Многогрудая Артемида Эфесская и первый Уолл-Стрит в истории. Эфес, Храм, Уолл-стрит, Длиннопост, Артемида (богиня)