Мифологии пост .

Ночницы — у славян ночные демоны, которые нападают главным образом на детей. Иногда они предстают перед людьми женщины с длинными волосами и в черной одежде. Проникают в дом через окно или дверь, пролезают под колыбелью, стоят у изголовья или залезают в колыбель; бьют, щиплют, дергают дитя, так что оно плачет и не может спать. Дают младенцам грудь и отравляют их своим молоком или сами сосут грудь ребенка.


Для избавления детей от ночниц купают их в настое различных (нередко называющихся «ночник, полуночник» и т.п.) растений или окуривают этими растениями; делают из тряпок или пеленок кукол, ставят их по 2—3 на каждое окно, подбрасывают в чужие телеги на базаре. Изгнание ночниц обычно сопровождается ритуальным диалогом, произносимым через порог, окно или печь женщинами: одна делает ножом насечки на стенах или льет кипяток на гребень, на веретёна, щетку, иголки и т.п., кипятит воду в котле, отрезает прядь волос у ребенка, а мать ребенка спрашивает: «Что ты делаешь?» Женщина отвечает: «Изгоняю ночниц». Мать завершает диалог: «Гони, чтобы

их никогда не было».


"Жила в деревне одна баба – не то чтобы настоящая ведьма, а так, баловалась всякой чертовщиной, и не было у неё детей. Жила, да и померла, никто по ней больно не горевал. Схоронили всем миром, потому что никому она вреда особого не причинила, вот и не стали ей осиновый кол в сердце вбивать. Схоронили и забыли о ней.

Минуло какое-то время, и начали на деревне малые дети ночью плакать.Как только воцарится заря вечерняя, так то в одном доме, то в другом и ноют, и канючат, и уросят.

Соседки поутру сойдутся: глаза красные, языки заплетаются, зевают – не выспались, всю ночь с малышней своей маялись.

А в ту пору к одному мужику Тётка в гости приехала.

— Не иначе, к вам на деревню ночница повадилась, – говорит она соседкам. — Не помирала ли тут в последнее время бездетная ведьма?

— Как не помирать? Помирала! – отвечают бабы.

— Ну, точно она и блуждаёт по ночам, нападаёт на ваших детушек. Кто из вас самая храбрая – той покажу на следующую ночь эту пакостницу.

Бабы заробели, но потом жена племянника все же согласилась.Велела ей Тётка принёсти хомут с конюшни, вот они уложили детей, свет везде погасили, забрались в угол, накрылись хомутом – и сидят, ждут.

Ближе к полуночи слышат – заскрипела оконная рама, приотворилась, и в комнате появилась высокая женщина с Чёрными волосами – темнее ночи!Встала она около колыбели и ну пощипывать да подталкивать дитятко! Дождалась, пока этот ребёнок начал хныкать, и пошла к зыбке, в которой лежал новорожденный.

Мать хотела защитить дитя, но Тётка ей не дала:

— Сиди, – говорит, – не то испугается ночница, ещё задавит ребёнка!

Ночница дала младенцу грудь, но он почему-то сразу начал горько плакать и отворачиваться.

— Молоко у неё что полынь горькое, – пояснила Тётка шепотом.

Полюбовавшись на дело своих рук, ночница скрылась тем же путём, каким пришла, через окошко, а мать с тёткою долго ещё не могли успокоить разошедшихся детей.

— Так и есть, она, Ефимия, здесь была! – сказала молодка, которая признала покойную ведьму.

— Ах, чёртова сила! Жаль, не вбили ей осиновый кол промеж грудей!

— Обойдёмся и без кола, но потрудиться придётся, – сказала Тётка. — Давай сперва у тебя дело сладим, потом к другим пойдём.

И началась тут такая суматоха.

Тётка делала ножом зарубки на брёвнах стены, кипяток лила на гребень, срезала по прядке волос у ребёнка и бросила в котёл кипятить.

— Что ты делаешь? – спрашивала заранее наученная молодая хозяйка.

— Режу, парю, варю, изгоняю бабу криксу-ночницу! Коли придёт, с ней то же будет.

— Гони, парь, вари, режь! – поддержала мать.

— Чтоб её никогда тут не было, чтоб она никогда не возвращалась, во веки веков, аминь.

Потом они пошли по другим домам, и что вы думаете? Эта ночь была последней, как в деревне плакали дети.

После этого они все спали без задних ног – и матерям своим давали отдохнуть."

Мифологии пост . Мифология, Полуночница, Длиннопост