Менгли-Гирей и его новые родственники.
Теперь перенесемся на север Улуг Улуса, туда где на берегах Волги и Камы раскинулось Казанское ханство.
После ухода из Сарая хан Улу-Мухаммед занял земли бывшего булгарского улуса Золотой Орды. Хан укрепил и расширил город Казань, который отныне стал его столицей. С целью восстановить свое господство над Русью он совершил несколько весьма удачных походов. Татарам даже были выделены земли в пределах московского государства, известные как Касимовское ханство. Улу-Мухаммеду наследовал его сын Махмуд.
Махмуда можно считать ханом окончательно поднявшем на ноги новое ханство. В его правление Казань стала крупным центром международной торговли. Город стоял на Волге – главной торговой артерии региона. К тому же власть казанских ханов распространялась далеко на север до Вятки и Перми. Оттуда казанские купцы вывозили пушнину. В самом ханстве с давних пор выращивали хлеб, который продавали в соседние страны. Караванные дороги, тянувшиеся к Казани из Средней Азии, Сибири, Астрахани, Крыма и Руси, ежегодно приводили на казанскую ярмарку тысячи купцов. Регион был очень богатым. Кроме того, Москва платила Казани дань.
После смерти Махмуда, ханом стал его старший сын Халиль. В 1466 году хан женился на пятнадцатилетней дочери мангытского бея Темира, того самого, что был соратником хана Ахмата. Девушку звали Нур-Султан, после замужества к ее имени стали прибавлять титул «бикем» - жена хана. Брак был недолгим – Халиль умер в 1467 году, детей у него не было. Новым ханом стал брат Халиля – Ибрагим. По установленному обычаю вдова старшего брата стала второй женой Ибрагима.
Приход к власти Ибрагима не понравился части придворной знати. Вообще на всем протяжении истории ханства, феодальная знать делилась на две партии: промосковскую и восточную. Причиной этого были экономические интересы. Кто-то получал доход с торговли хлебом, поэтому был заинтересован в мире с Москвой, кто-то богател на торговле со Средней Азией, поэтому для него был важен мир с Большой Ордой и ногайцами. Немалый доход также приносила торговля невольниками. Ибрагим был сторонником восточной партии. Поэтому часть феодалов, настроенная промосковски, тайно призвала на казанский престол Касима – дядю Ибрагима, хана Касимовского ханства. Иван ІІІ, желавший иметь в соседях «своего» хана, решил помочь Касиму взойти на престол.
Так в августе 1467 года началась московско-казанская война, известная как «Первая Казань». Для русских война началась неудачно – еще помня деяния Улу-Мухаммеда и Махмуда, княжеское войско действовало нерешительно, и после первых столкновений с передовыми казанскими дозорами так и не рискнув перейти Волгу, войско вернулось назад. Начались дожди и казанцы даже не стали преследовать врага. Зимой Ибрагим сам пошел в наступление – были разграблены окрестности Галича. Русские в ответ совершили поход на марийские земли и дошли почти до Казани. Казанцы же взяли Кичменгу и сожгли костромские места, но под Нижним Новгородом другой татарский отряд был разбит. Москве помогали и вятские ушкуйники – на Каме пиратствовали их ватаги. Татары отправили против них сильное войско и захватили город Хлынов (Вятка, ныне Киров), который присоединили к Казанскому ханству – в городе был оставлен татарский наместник. Иван ІІІ разработал новый план: было сформировано два войска – одно должно было выйти из Нижнего Новгорода, другое, выйдя из Устюга, кружным путем должно было достичь Камы, спустится водным путем до Казани и соединиться с первым отрядом. Но отряды не смогли выйти к Казани одновременно. Первый отряд сжег казанский посад, но против него было послано ханское войско и московские дружины отступили. Второй отряд казанцы засекли еще в верховьях Камы. Он был атакован татарским флотом (!), более половины воинов попали в плен. Прорваться из окружения удалось лишь князю Ухтомскому с малым количеством людей. Иван ІІІ собрал еще одно войско и 1 сентября 1469 года осадил Казань. Хан Ибрагим, в душе видимо недоумевавший, чего это князь так упирается за интересы его дяди, предложил переговоры. Иван ІІІ, которому нужно было освободить войска для выяснения отношений с Великим Новгородом, легко согласился на мир. Хан только должен был вернуть всех русских пленников. Касим вскоре умер и формальных поводов к войне не осталось.
В 1479 году умер хан Ибрагим. Нур-Султан-бикем вторично овдовела. На ее руках остались сыновья Мухаммед-Амин и Абдулатиф, а также дочь Гаухаршад. Кроме Нур-Султан у Ибрагима была старшая жена – Фатима-Шах-Султан. От нее у хана были дети Ильхам, Мелик-Тагир и Худайкул.
В деле выбора хана партии казанских беев разделились. Промосковская партия хотела видеть на престоле десятилетнего Мухаммед-Амина. Восточная партия видела во главе государства Ильхама. Сторонникам сына Фатимы удалось взять верх в споре и ханом провозгласили Ильхама. Мухаммед-Амина промосковские беи отправили на воспитание к Ивану III в Москву. Там юный принц был встречен с большим почетом и получил во владение город Каширу. Нур-Султан с младшими детьми отправилась на жительство в Крым, где большой пост занимал ее двоюродный брат Хаджике.
В 1484 году московское войско вновь подошло к Казани. Под этим давлением на престол был возведен Мухаммед-Амин. Но уже через год Москва помогла вернуться на престол Ильхаму.
В 1486 году тридцатипятилетнюю, видимо еще красивую, вдову казанских ханов увидел Менгли-Гирей. Так Нур-Султан в третий раз вышла замуж, а крымский хан сделался отчимом Мухаммед-Амина и Абдулатифа, претендентов на казанский престол.
Иван ІІІ решил сделать приятное своему «брату» Менгли-Гирею, а заодно склонить Казань к союзу против Большой Орды. На престол снова должен был взойти Мухаммед-Амин. 18 мая 1487 года московское войско осадило Казань. Татары делали вылазки из крепости, в районе Казани действовал сильный отряд Али-Газы, который беспокоил русские тылы. После того, как Али-Газы был разбит, Казань была плотно обложена. Через 52 дня город был взят. Хан Ильхам, его мать Фатима и братья Мелик-Тагир и Худайкул были отправлены в Москву. Ильхам был заточен в Вологде, где и умер. Фатима, Мелик-Тагир и Худайкул были высланы в Белоозеро. Фатима и Мелик-Тагир там умерли, малолетний Худайкул был крещен под именем Петра, а позднее его женили на Евдокии, сестре Ивана ІІІ. После победы над Казанью Иван взял себе титул князя Булгарского. Пасынок Менгли-Гирея Мухаммед-Амин снова стал ханом Казани.
Таким образом, сложился союз Москва – Крым – Казань. Как раз в середине этого треугольника и оказалась Большая Орда. Чтобы стать главным в Улуг Улусе Менгли-Гирею оставалось только добить ее. Хан Большой Орды Шейх-Ахмед превратился в предводителя отчаявшихся, обедневших и неприкаянных людей, которые разбегались от него по соседним странам.
Шейх-Ахмед решил направить своих людей к Днепру, там были пастбища с сочной травой. Мешало лишь одно – Менгли-Гирей понастроил по берегам Днепра крепостей, которые надежно запирали дорогу жерлами турецких пушек. Шейх-Ахмед решил обратиться к Мехмеду – сыну султана Баязида, который в то время был наместником Кафы. Хан не учел только одного – Мехмед был женат на дочери Менгли-Гирея и не захотел ссориться с тестем. Он ответил, что эти земли принадлежат Менгли-Гирею и надо просить у него, а пока турки запрещают кочевать там, и султан Баязид от этом проинформирован. Шейх-Ахмед обратился напрямую к султану, тот тоже отказал, да еще и разгневался на то, что кто-то ослушался его сына. Хан Большой Орды не мог пойти на поклон к Менгли-Гирею, поэтому он решил взять эти земли с боем – отступать было некуда.
Менгли-Гирей, к которому из Большой Орды перебегало много народа, конечно знал о военных приготовлениях. Крымский хан и сам объявил мобилизацию: все мужчины старше 15 лет были поставлены в строй, «а кто останется дома – тот не слуга мне, тот будет ограблен и казнен» – говорилось в ханском указе. Менгли-Гирей надеялся, что до войны не дойдет – если он разрешит голодным людям Шейх-Ахмеда кочевать по Днепру, то они бросят его и перейдут в подданство Крыма.
В походе Шейх-Ахмеда принимал участие и его брат Сейд-Ахмед ІІ. Братья странствовали по степям, каждый со своей ставкой, и не оспаривали друг у друга титул хана – были ханами оба. Для войны с Крымом братья объединились на берегу реки Сосны. Шейх-Ахмед выкрал из лагеря брата двух купцов и ограбил их. Сейд-Ахмед потребовал выдать их, но брат убил его посыльного. Не стерпев такого, Сейд-Ахмед увел своих людей к Астрахани.
Менгли-Гирей встретившись с войском Шейх-Ахмеда, увидел, что оно даже после ухода брата было больше крымского, к тому же Шейх-Ахмед позвал на подмогу ногайцев. Прельстившись добычей, которую можно получить в Крыму, они спешили к хану. Менгли-Гирею пришлось отступить на полуостров, а ордынский хан занял днепровские степи.
Осенью, до того как выпал снег, люди крымского хана подожгли сухую траву в степи. Это означало, что зимой скоту нечего будет есть – большеординских татар ожидал голод. Зима в тот год выдалась на редкость лютая. Начался джут – падеж скота. А нет ничего страшнее этого для кочевника. Толпы голодных людей потянулись в Крым. Хана Шейх-Ахмеда обвиняли во всех грехах и требовали помириться с Менгли-Гиреем. От хана даже ушла жена. Ушла в Крым, во главе небольшого вооруженного отряда. Что уж говорить о простолюдинах.
Весной Менгли-Гирей стал готовиться к походу. Вопрос с Большой Ордой, нависшей теперь над полуостровом должен был быть решен окончательно. Властитель Крыма дал на сборы войску два месяца, основательно запасся провиантом, лично съездил в Кафу к своему зятю и выпросил у него отряд янычар и артиллерию. Хан обещал не возвращаться в Крым пока враг не будет сокрушен.
Баязид по обыкновению призвал мусульман жить в мире и даже предложил Шейх-Ахмеду дать земли для кочевания орды у Южного Буга, но ордынцы убили турецкого посла, загубив свой последний шанс.
В начале мая 1502 года крымский хан выступил в поход против Большой Орды. Союзники Орды – Литва, Астрахань и ногайцы предпочли не вписываться в заведомо проигрышное дело. Орда в одиночку встречала свою гибель. Шейх-Ахмед возвел земляное укрепление у впадении реки Сулы в Днепр. Но разве это помеха для турецких артиллеристов? Большая часть людей Шейх-Ахмеда перешла на сторону Менгли-Гирея, сам хан Большой Орды бежал в неизвестном направлении. «Слава Аллаху, я прогнал нашего недруга Шейх-Ахмеда, а орду и улусы его Аллах передал в наши руки» - писал Менгли-Гирей. В этот день 15 июня 1502 года прекратила свое существование Большая Орда, наследница великой Золотой Орды.
Теперь звание самого главного татарского хана перешло к Менгли-Гирею. Крым стал считаться центром Улуг Улуса. Отныне его ханы будут занимать лидирующее положение на просторах бывшего Джучиева улуса. Такое важное событие нужно было как-то увековечить. Хан решил построить новую столицу. Среди крымских татар существует даже легенда об этом:
Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трёх диких козлов.
Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-су. Верхушки деревьев, позолоченные заходящим солнцем, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.
Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Её преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка. Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу, и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток.
Сын хана не спускал глаз с побеждённой змеи. Он думал о своём отце, о своём роде. Они сейчас подобны этой полумёртвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идёт битва, а кто кого в ней одолеет: золотоордынцы — турок или турки золтоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею уже не подняться, как этой змее…
Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силиться поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в неё. Извиваясь всё быстрее и быстрее, полуживая змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумлённого человека скрылась в кустах.
Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они ещё оживут, как эта змея…
Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.
На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Около дворца поселились его приближенные. Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. Надо было бы трёх: двух в борьбе, а третью полумёртвую. Но третью не стали высекать: мудрым был хан Менгли-Гирей.
Ханский дворец в Бахчисарае.
Хан построил дворец, мечеть и медресе. По легенде хан лично мешал глину и носил камни на строительстве медресе. По окончании строительства он сказал: «Разум делает человека совершеннейшим из всех созданий. А совершенствование разума - в знании. Кто не почитает знание, то будь он даже хан или падишах, не сможет создать ничего основательного, ничего долговременного, и рано или поздно не избежит позора. Я повесил цепь в этих дверях, чтобы каждый, кем бы он ни был, склонял свою голову при входе в этот священный храм наук в знак почтения к знанию.» С тех пор это медресе так и зовется: «Зинжирлы-медресе» - «Медресе с цепью».
Рядом с медресе хан построил мавзолей, куда перенес останки своего отца. Так же в этой усыпальнице были погребены и останки Нур-Давлета. После его кончины по просьбе Менгли-Гирея они были перевезены из Касимова.
Усыпальница Хаджи-Гирея.
После смерти в этом мавзолее упокоится и сам Менгли-Гирей. Но пока об этом ему думать было еще рано – впереди хана еще ждала жизнь, полная новых событий...
Лига историков
18.5K постов54.1K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения