Математика или гормоны?

"Скажем прямо: экономическая наука так и не избавилась от детского пристрастия к математике и чисто теоретическим и зачастую очень идеологическим рассуждениям, которые препятствуют историческим исследованиям и сближению экономики с другими социальными науками" (Томас Пикетти, «Капитал в XXI веке»)

«Урок арифметики в закавказской школе (времён СССР):
-Дэты, адын гранат стоит тры рубла. Сколько будэт стоить тры граната?
-Девять...
-Нэт, многа...
-Шесть...
-Нэт, мала...
-Семь...
-Да, так сэм- восэм, сэм- восэм...
» (Фольклор)

Темы плановой экономики касался не раз, например, в статьях «О причудах плановой экономики», «Рынок и губная помада», «Плановая экономика и рейсфедер», «Онотоле Вассерман и плановая экономика», «Преимущества плановой экономики-3», «Штришки к плановой экономике».

Упомянутый Вассерман в какой-то жизненный момент из адепта рыночной экономики превратился в адепта плановой, утверждая, что при современном уровне развития компьютерной техники, можно вычислить абсолютно все потребности людей и запланировать их удовлетворение.

Однако, сам же признаёт, что трудностей на этом пути ещё много:
«Понятно, одного планирования ещё далеко не достаточно. Нужно ещё по меньшей мере определить цель планирования. Иначе нельзя даже сформулировать критерий отбора оптимального плана из множества возможных. Из общих соображений ясно: эту цель можно вычислить изощрённым анализом текущих предпочтений всего множества людей и их же представлений о лучшем и худшем будущем (эти представления, как ни странно, довольно внятно отображаются в фантастической литературе). Но сам алгоритм преобразования громадного спектра разрозненных данных в единую формулу оценки планов пока, увы, лишь предстоит разработать»

То есть, пока не знаем как, но будем думать.

Я в вышеупомянутой статье строил возражения на том, что человек существо иррациональное, чего хочет, сам не знает. Для меня это давно не новость, считал так, ещё будучи совковым конструктором ядерных реакторов, за двадцать лет работы в рекламе укрепился в этом мнении.

При том лично себя отношу к рациональным людям, что, возможно связано с возрастом, возможно с тем, что, прожив половину жизни в совковом дефиците, сегодня имею возможность, во-первых, без проблем рационально питаться (выбор огромен), во-вторых, одежды и прочих ништяков у меня кратно больше (чем обязан иррациональности жены), нежели в совке и, полагаю, хватит на оставшийся период дожития.

А в 2002 году нобелевскую премию по экономике получил Даниэль Канеман за развенчание доминировавшей в экономике концепции homo economicus – человека, принимающего исключительно рациональные решения и действующего в своих интересах: «...говорилось, что в экономической теории агент рационален, эгоистичен и что его вкусы не меняются. Этот список меня поразил, поскольку я, как профессиональный психолог, не мог верить ни единому слову в нем».

В реальности, показал Канеман, люди полагаются на интеллектуальные упрощения и попадают в когнитивные ловушки, поэтому часто принимают ошибочные решения и действуют вопреки собственным интересам. При этом маркетологи и рекламщики гораздо лучше экономистов знают об этих упрощениях и ловушках, используют их в своей деятельности.

В книге иноагента Анастасии Андреевны (Аси) Казанцевой  «Как мозг заставляет нас делать глупости» описаны эксперименты Кристины Дюрант, показавшие влияние фазы менструального цикла на выбор той или иной одежды. А также, какие фотографии перед этим выбором женщине показывали: красивых женщин, некрасивых женщин, мужчин. Именно просмотр фотографий красивых женщин, особенно живущих или работающих близко, оказывал наибольшее влияние на выбор.

«Общий вывод исследования таков: во время овуляции женщины склонны выбирать более сексуальную одежду, и это стремление подкрепляется присутствием потенциальных конкуренток — красавиц, живущих по соседству. Прикладной вывод для мужчин еще проще: если вы хотите, чтобы ваша жена покупала более сексуальную одежду, предложите ей прогуляться по магазинам в компании красивых подруг где-нибудь через две недели после менструации» (С)

То есть, имеем влияние прогестерона и других гормонов на поведение потенциальных покупателей. И какие математические формулы это учтут?

Дабы не грешить исключительно на прекрасный пол с его гормонами, приведу историю, которую ранее где-то уже рассказывал. Весной 1988 года я находился в примерно десятидневной командировке в городе Пльзень на заводе «Шкода». И на последние дня три туда же прилетал мой начальник, пятидесяти четырёх лет от роду. Мужик, имевший жену, сына, невестку и внука.

Суточные у нас были (по курсу в рублях) 15 р. 60 к. в день. Кроме того можно было поменять на чешские коруны личные 530 рублей на покупки. РазумееЦЦО все меняли, ибо в совке ни@уя ценного не было. При том, что чехи (и венгры) считали, что это у них ни@уя ценного не было, а вот в Австрии и ФРГ...

Начальника встретили в аэропорту Праги, на машине повезли в Пльзень, по дороге завезли в какой-то магазин, там он померил дублёнку, стоившую как раз около 500 р. И купил, осталось денег только на еду. Что ему сказали домашние по возвращении, не ведаю. Надеюсь, у него хватило ума продать её в три- четыре раза дороже.

Комиссионка на товары из Чехословакии обычно устанавливала коэффициент 2, продавалось сразу. Скорее всего близким к комиссионке людям. С рук можно было в 3-4 раза дороже номинала.

Такая она, эта экономика. Между математикой и гормонами.

ИСТОРИЯ ОТ RAZDOLBAEFF`A