5

Люберецкий военный аэродром

Сокращенный вариант статьи Виктора Урвачева «История одного аэродрома» с акцентом на хронологию и с небольшими дополнениями.

В 1932 году неподалёку от железнодорожной платформы «Подосинки» и в 15 километрах к юго-востоку от центра Москвы, начал действовать военный аэродром, который первоначально унаследовал название железнодорожной платформы —  «аэродром Подосинки». Сама платформа была открыта ещё в 1898 году и получила наименование по одноимённой деревне. Однако уже в 1918 году населённый пункт вошёл в состав города Люберцы под новым названием — «Посёлок Ухтомского», данным в честь А. В. Ухтомского, машиниста и участника Декабрьского вооружённого восстания в Москве 1905 года. В 1934 году железнодорожная платформа «Подосинки» была переименована в «Ухтомскую», и вслед за этим аэродром чаще стали называть «Ухтомским».  Со временем утвердилось и третье наименование — «Люберецкий аэродром». Оно оказалось наиболее устойчивым: даже после того, как территория, на которой располагается аэродром, вошла в состав Москвы, название «Люберецкий аэродром» сохранилось.

На спутниковой фотографии 1979 года хорошо видно расположение аэродромного поля шириной около 1,5 км за Московской кольцевой автомобильной дорогой между Рязанским и Новорязанским шоссе (взлетно-посадочная полоса ранее была покрыта металлическими полосами).

1979 год. <a href="https://pikabu.ru/story/lyuberetskiy_voennyiy_ayerodrom_13411057?u=https%3A%2F%2Fretromap.ru%2F0519795_z14_55.687867%2C37.869701%26h%3D0&t=Retromap.ru&h=68083f5e4bd9b5ec1e12f0406bdf5faa6658f828" title="https://retromap.ru/0519795_z14_55.687867,37.869701&h=0" target="_blank" rel="nofollow noopener">Retromap.ru</a>

1979 год. Retromap.ru

Осенью 1932 г. в Люберцы на самолетах Р-1, Р-5, И-3 прибыли эскадрильи из состава 10-й и 11-й авиационных бригад, базировавшихся соответственно в Москве на Центральном аэродроме и в Брянске. На основе этих эскадрилий для противовоздушной обороны Москвы была сформирована 57-я истребительная авиабригада, вскоре перевооруженная на истребители И-5.

Личный состав бригады поначалу разместился в землянках, начал строить жилые дома, осваивать аэродром. Для каждой эскадрильи был построен самолетный ангар и домики штаба эскадрильи, ремонтных мастерских и классов для занятий.

В 1934—1936 гг. командиром бригады был полковник П.И. Пумпур, который после этого участвовал в войне в Испании, стал Героем Советского Союза и в 1940 г. был назначен командующим ВВС Московского военного округа.

В 1936 г. командиром бригады стал полковник П.М. Монархо. Однако в 1937 г. он и группа офицеров бригады были арестованы по делу о «заговоре» в системе противовоздушной обороны Москвы. П.М. Монархо, а также командиры эскадрилий А.В. Малышев, М.Г. Аксаков и метеоролог И.М. Тимохин были осуждены и расстреляны (реабилитированы в 1956 году).

В 1934—1938 гг. летный состав бригады переучивался на истребители И-15 и И-16.

Люберецкая авиабригада надолго стала своеобразной кузницей истребительных авиачастей и летных кадров для ВВС. Отсюда они направлялись в районы с напряженной военно-политической обстановкой, где зачастую участвовали в боевых действиях.

В сентябре 1938 г. участник войны в Испании Герой Советского Союза полковник И.А. Лакеев сформировал 16-й, а майор Н.А. Сбытов – 34-й истребительные авиаполки. Летчики называли эти полки «парадными» и «придворными» за близость к Москве и постоянное участие в парадах над Красной площадью и в Тушино, а также за то, что в них направлялись в основном заслуженные летчики.

Кроме того, в 16-м ИАП служили родственники известных людей и видных государственных деятелей страны. Это сын героя Гражданской войны В.И. Чапаева – Аркадий, сын полярного летчика Героя Советского Союза М.С. Бабушкина – Михаил, младшие братья знаменитых летчиков-истребителей, дважды Героев Советского Союза Г.П. Кравченко – Иван, и С.П. Супруна – Александр. Из школы летчиков в 1940 г. в полк прибыл лейтенант Василий Сталин, а в 1941 г. – лейтенанты Степан Микоян, Тимур Фрунзе и Владимир Ярославский – сын члена ЦКК и ЦК ВКП (б) Е.М. Ярославского.

Одними из первых в ВВС РККА 34-й и 16-й авиаполки в марте 1941 г. переучились на истребители МиГ-3 и приняли на них участие в первомайском параде.

В начале войны 34-й ИАП перебазировался во Внуково и на Люберецком аэродроме остался 16-й ИАП, летчики которого вели патрулирование и перехват самолетов противника. При отражении октябрьского наступления на Москву полк нанес 172 штурмовых удара по войскам противника, мостам и переправам, а в ходе контрнаступления прикрывал наступающие части Красной Армии.

В августе 1943 г. 16-й ИАП был перевооружен на истребители «Спитфайр» Mk.V, а в июле 1944 г. – на «Спитфайр» Mk.lX.

В одном из ангаров Люберецкого аэродрома размещались самолеты летчиков-инспекторов по технике пилотирования из Инспекции ВВС Красной Армии. В июне-августе 1941 г. старший лейтенант В. И. Сталин был одним из этих летчиков-инспекторов, а в сентябре стал начальником Инспекции.

В мае 1942 г. начальник Инспекции ВВС Красной Армии уже полковник В.И. Сталин приказал перебазировать в Люберцы 434-й ИАП для укомплектования его лучшими фронтовыми летчиками, способными бороться с любыми пилотами люфтваффе. Полк перелетел в Люберцы с аэродрома Рассказово, где выведенный с Волховского фронта, переучивался на Як-1.

Начиная с июня, полк на самолетах Як-1, а затем на Як-7б трижды вылетал на фронт и возвращался в Люберцы на доукомплектование и переформирование. В сентябре в составе 434-го полка на фронт под Сталинград вылетели Степан Микоян и его младший брат Владимир. Полк попал в тяжелые воздушные бои, в которых погиб восемнадцатилетний Владимир Микоян и был ранен командир полка майор И.И. Клещев. После этого полк в очередной раз вернулся в Люберцы, где 22 ноября был преобразован в 32-й гвардейский и окончательно покинул Люберецкий аэродром.

10 сентября 1942 г. на Люберецкий аэродром с Волховского фронта перелетел 19-й Краснознаменный ИАП. В октябре полк поступил в распоряжение полковника В.И. Сталина, в особую группу 269-й ИАД, и одним из первых в ВВС РККА получил новые самолеты Ла-5. В январе 1943 г. полк был направлен на 1-й Украинский фронт.

После доукомплектования и переподготовки в запасном полку в Арзамасе на Люберецкий аэродром в январе 1942 г. прибыл 169-й ИАП. Здесь полк получил самолеты ЛАГГ-3 и после небольшой подготовки в феврале был направлен на Северо-Западный фронт.

В феврале 1943 г. в Люберцы на истребителях Як-1 перелетели после переформирования на аэродроме Бай-Барановка (г. Вольск) 402-й и 812-й истребительные авиаполки. В начале марта, также после переформирования на аэродроме Тарново под Новосибирском, прибыл 43-й ИАП на самолетах Як-7. 14 марта командир корпуса полковник Е.Я. Савицкий на трофейном Мессершмитте Bf 109 провел показательный воздушный бой с командиром 812-го ИАП майором А.У. Ереминым на Як-1 для демонстрации необстрелянным дальневосточным летчикам боевых качеств этих истребителей. В апреле все три полка перебазировались из Люберец под Краснодар.

В июле 1943 г. в Люберцах создается Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной Армии. В состав школы входили две учебные эскадрильи на Як-9 и две – на Ла-5, а также специальная эскадрилья на немецких самолетах Bf- 109, Fw-190, Не-111, Ju-87, Ju-88 и Ju-52. Имеются сведения, что были также самолеты-истребители союзников. Инструкторы школы – опытные летчики-истребители – обучали слушателей тактике и приемам воздушного боя. Каждые два месяца тут же, на Люберецком аэродроме, выпускники получали новенькие истребители и улетали на фронт.

20 августа 1944 г. впервые с начала войны в Москве состоялся воздушный парад. Колонна школы из восьми девяток на Як-9 и Ла-5 на высоте 1200 м прошла над Красной площадью. Затем девятки распустились на звенья, которые стали в круг по Садовому кольцу и, завершив круг, спикировали на Красную площадь до 600 м, после чего ушли в Люберцы на посадку.

В 1947 г. с подмосковного аэродрома Медвежьи Озера (Щелковский район) на Люберецкий аэродром на самолетах Ли-2 перелетели 229-й и 600-й военно-транспортные авиаполки 4-й авиационной дивизии особого назначения и штаб этой дивизии. В 1948 г. полки переучились на Ил-12. Впоследствии в Люберцах остался только 229-й ВТАП, который в 1958 г. уже на Ил-14 перебазировался в г. Иваново на аэродром Северный.

Также в 1947 г. в Люберцы из Павшино перебазировалась Центральная научно-экспериментальная база по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (ЦНЭБ). Ее задачей было повышение эффективности ремонтной сети ВВС, разработка технологий ремонта самолетов, двигателей, вооружения и электрооборудования, определение причин отказа авиационной техники.

ЦНЭБ разместилась рядом с гарнизоном, а на Люберецком аэродроме – самолеты ее Летно-испытательной станции: С-47, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-2, Як-11, Як-12 и Як-18.

В 1957 г. ЦНЭБ преобразуется в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) ВВС, который наряду с научно-исследовательскими работами участвовал в расследовании летных происшествий и авиакатастроф, осуществлял расшифровку записей бортовых самописцев – так называемых «черных ящиков».

В свою очередь Летно-испытательная станция ЦНЭБ стала Специальной испытательной авиационной эскадрильей Института, задачей которой было летное обеспечение его работ. С этой целью эскадрилья выполняла полеты над всей территорией страны и Восточной Европы. Ее самолетный парк составили летающие лаборатории Ил-14, турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-8, вертолеты Ми-4 и Ми-1.

В 1964 г. в Институте вместо Специальной испытательной авиационной эскадрильи была сформирована 21-я эскадрилья летающих лабораторий на Ан-12 и Ил-14. Затем она вышла из состава Института, стала отдельной воинской частью и в 1975 г. перебазировалась в Кубинку, где дежурные экипажи летающих лабораторий находились в часовой готовности вылететь на место летного происшествия или авиакатастрофы. Поэтому для оперативной доставки сотрудников ГосНИИ ЭРАТ из Люберец в Кубинку и обратно на вооружение эскадрильи поступили два вертолета Ми-8. В настоящее время институт называется 13-м ГНИИ Минобороны России.

После перебазирования эскадрильи летающих лабораторий в Кубинку, на Люберецком аэродроме остались только вертолетчики опытных конструкторских бюро (ОКБ) Н.И. Камова и М.Л. Миля.

В начале 60-х годов на ближней к Москве стороне Люберецкого аэродрома, недалеко от пересечения МКАД и Новорязанского шоссе, расположился Летно-испытательный комплекс Ухтомского вертолетного завода.

Были построены вертолетные площадки и испытательный стенд. Здесь испытывались многочисленные типы вертолетов, спроектированные в ОКБ Генерального конструктора Н.И. Камова.

В 1964 г. недалеко от «камовцев» на Люберецком аэродроме разместился Летно-испытательный комплекс завода № 329 (ныне это Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля). Пребывание Летно-испытательного комплекса на этом аэродроме считалось временным, капитального строительства не производилось, и все его службы были размещены в девяти деревянных бараках. Однако он около четверти века оставался здесь, где прошли испытания многих вертолетов ОКБ М.Л. Миля.

После войны в стране возросли пассажирские авиаперевозки. Поэтому с 1948-го, когда Аэрофлот прекратил полеты на Центральном аэродроме в Москве,  и до того, как была увеличена пропускная способность столичных аэропортов в начале пятидесятых годов, выполнялись регулярные почтовые и грузопассажирские авиарейсы с Люберецкого аэродрома. Также этот аэродром часто использовали спортсмены-парашютисты для тренировок перед парадами в Тушине.

В настоящее время в окружении жилых корпусов московского района Жулебино пока остается небольшая вертолетная площадка «камовцев». После ее ликвидации летная история бывшего Люберецкого аэродрома окончательно закончится.

Ссылки